• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Пол Бермингхем, директор Всемирного банка по Украине, Беларуси

Реклама на dsnews.ua

В 2006 г. Украина, потерпевшая неудачу на приватизационной стезе, на-чала активно наращивать долговые обязательства. Если в 2005 г. прямой государственный долг страны уменьшился на 6,7%, то за прошлый год этот показатель вырос на 4,7%, составив 66,1 млрд грн. Куда идут полученные кредитные сред- ства и насколько эффективно Украина способна ими распоряжаться, "ВД" поинтересовалась у представителя одного из наиболее значимых международных кредиторов — директора Всемирного банка по Украине, Беларуси и Молдове Пола Бермингхема.

>>В сентябре 2006 года вы заявляли, что в течение последних двух лет не видите структурных реформ в экономике Украины. Последние полгода как-то изменили ваши впечатления?

— Я не могу утверждать, что за последние два года в экономике Украины вообще не происходило никаких структурных реформ. О том, что реформы все-таки осуществлялись, говорит хотя бы тот факт, что в последнее время в стране значительно улучшилась общая макроэкономическая ситуация, оптимизировались формы управления бюджетными средствами, увеличилась эффективность использования энергии. Кроме того, как предыдущее, так и действующее правительства направляли значительные усилия на принятие ряда законопроектов, необходимых, согласно требованиям ВТО, для дальнейшего реформирования экономики страны.

Значительные изменения произошли в банковском секторе Украины. За последние пару лет из-за рубежа было привлечено около $5 млрд прямых инвестиций, а около 30% украинских банков сегодня имеют головные офисы в европейских странах. Такая ситуация позволяет учреждениям банковского сектора получать доступ к дополнительному капиталу и новым технологиям, а также уже сегодня внедрять нормы корпоративного управления банками, принятые в ЕС.

Одним словом, определенные реформы в Украине осуществляются, однако ни мы, ни правительство Украины не удовлетворены темпами их осуществления.

>>Можно ли сказать, что медленное осуществление реформ побудило Всемирный банк начать разрабатывать новую стратегию сотрудничества с Украиной — стратегию партнерства?

— Я бы сформулировал это таким образом: появилась насущная необходимость пересмотреть стратегию сотрудничества между правительством Украины и Всемирным банком на предмет того, каким образом эти две стороны могут ускорить совместными усилиями темпы реформирования экономики. Данная стратегия будет реалистично оценивать, какие именно реформы Украина готова, может и должна осуществить в настоящее время, а что она будет готова сделать позже.

Реклама на dsnews.ua

Стоит заметить, что для успешного осуществления реформ необходимо, прежде всего, достижение в стране единой точки зрения — политического консенсуса. Так, например, введение моратория на продажу земли стало следствием того, что внутри страны не сформировалось единого мнения по этому вопросу. Поэтому мы планируем продолжать поддерживать реформирование страны, но собираемся делать это максимально реалистично, обращая внимание прежде всего на те вопросы, по которым в стране уже достигнут политический консенсус.

>>На проекты в каких сферах будет направлена новая стратегия сотрудниче- ства в первую очередь?

— Основные усилия мы намерены направить на процесс интеграции Украины в мировую торговлю и европейское пространство. Кроме того, Всемирный банк учитывает пожелания украинского правитель- ства относительно финансирования проектов по укреплению инфраструктуры, развитию энергетики, транспортной системы и улучшению водоснабжения. Думаю, именно по этим направлениям в стратегии будут заложены значительные средства. Основное внимание в рамках наших новых программ будет уделяться уменьшению уровня бедности, особенно среди жителей сельской местности, а также оптимизации механизмов использования государственных средств, в частности тех, которые направляются на социальную защиту населения.

>>С чем связана такая смена приоритетов, ведь до этого Всемирный банк финансировал в Украине не так много социальных проектов, особенно в области здравоохранения, образования и экологии?

— Я не согласен с тем, что мы не уделяем достаточно внимания экологическим проектам. Так, в течение продолжительного времени Всемирный банк финансирует в Украине проекты, касающиеся более эф-фективного использования энергии и уменьшения уровня выброса углекислого газа. А в течение следующих нескольких месяцев мы планируем утвердить проект на общую сумму $150 млн, направленный на помощь в развитии инфраструктуры пяти городов Украины (Донецк, Ивано-Франковск, Одесса, Харьков и Чернигов). Одним из аспектов этого проекта станет улучшение экологии, ведь основной упор будет делаться на улучшение качества воды и увеличение объемов ее поставки в эти города.

Сравнивая Украину с другими странами с сопоставимым бюджетом, могу сказать, что доля ВВП, которую правительство Украины тратит на программы по социальной защите населения выше, чем в других странах, в то время как доля, вкла- дываемая в развитие инфраструктуры, наоборот, ниже. Поэтому вполне логично, что в нашей новой стратегии мы планируем обращать внимание прежде всего на проекты по укреплению инфраструктуры.

>>В апреле прошлого года Всемирный банк приостановил выделение Украине кредита в $60 млн для борьбы с туберкулезом и ВИЧ/СПИДом из-за низких темпов его реализации украинским правительством. Как вы оцениваете сегодняшние темпы реализации возобновленного в ноябре кредита?

— Работа над проектом улучшается, но очень медленно. Однако мы рассматриваем данное направление помощи как фундаментальное с точки зрения партнерства между Украиной и Всемирным банком, поэтому планируем продолжать поддерживать усилия правительства Украины, нацеленные на дальнейшую работу в этом направлении.

>>То есть низкие темпы освоения кредита вас не смущают?

— Конечно, смущают. К сожалению, проект продолжает реализовываться тем- пами, которые не устраивают ни нас, ни правительство Украины, ни партнерские организации, задействованные в проекте. Поэтому необходимо в первую очередь ускорить внедрение данного проекта, а перед окончанием его реализации мы готовы будем приступить к обсуждению с правительством возможности его дальнейшего финансирования.

>>В случае, если Украина так и не "ускорится", возможно ли повторение ситуации с приостановлением этого кредита?

— Пока что мы направляем все усилия на то, чтобы помочь правительству успешно реализовать данный проект, и не думаем о том, что будет, если этого сделать не удастся.

>>Одним из перспективных украинских проектов вы считаете строительство дороги Киев — Харьков, однако до сих пор попытки "Укравтодора" привлечь к строительству украинских дорог иностранных инвесторов успехом не увенчались. Вы все еще настроены оптимистично по отношению к этому проекту?

— Конечно. Реконструкция дороги позволит, во-первых, улучшить транспортное сообщение между Киевом и Харьковом. Во-вторых, в рамках этого проекта можно будет провести анализ состояния безопасности дорог по всей стране, что очень важно, если вспомнить тот факт, что смертность на дорогах в Украине гораздо выше аналогичного показателя сопоставимых стран. И, наконец, успешная реализация этого проекта позволит Украине привлекать финансирование под подобные проекты улучшения дорог внутри страны и из других источников. Поэтому мы заинтересованы в реализации этого проекта и готовы выделить на него средства в размере около $400 млн.

>>Финансисты Всемирного банка в докладе, подготовленном для Кабмина Украины, назвали новую систему квот на зерно неэффективной и непрозрачной, отметив, что многие квоты могут осуществляться по коррупционным схемам. Можете назвать, кого конкретно ваши финансисты подо-зревали в коррупции?

— Мы не утверждали, что коррупция уже существует, а лишь предупреждали, что если нововведенный механизм распределения квот сохранится, это может привести к ее возникновению. Однако мы не просчитывали, кто именно может воспользоваться подобным механизмом в своих личных интересах, поскольку это не входит в число наших задач. Кстати, мы весьма удовлетворены уровнем обсуждения нового механизма квотирования, которое сегодня происходит в стране, и уже сейчас видим определенные признаки того, что со временем введение данной квоты может положительно сказаться на экономике Украины.

>>После введения в Украине предельных норм вывоза зерна с протестом сразу же выступили послы ряда стран, в частности США, Нидерландов и Германии. Не боитесь ли вы, что мировая общественность обвинит Всемирный банк в том, что выводы ваших экспертов защищают интересы иностранных трейдеров в Украине?

— Мы проводили данный анализ, чтобы оценить, какое дальнейшее развитие событий обеспечит наилучшие результаты прежде всего для Украины, а не для международных трейдеров, торгующих с ней. Поэтому в нашем отчете нашли отражение наблюдения по поводу того, каким образом подобный механизм может сказаться на объемах экспорта, а также на украинских производителях и трейдерах. Не менее важным аспектом являлось и то, как после введения нового механизма Украину будут рассматривать международные торговые круги. Хотелось бы, конечно, чтобы оцен- ка международного торгового сообщества возможностей торговли с Украиной не пострадала, однако предметом нашего аналитического исследования являлось не это, а рас- смотрение того, как принятие данного механизма повлияет на экономику страны с политической и стратегической точек зрения. Что же касается международных инвесторов, то их интересы в Украине нужно защищать точно так же, как необходимо защищать и права украинских экспортеров за рубежом, ведь именно усилиями последних увеличились темпы роста экономики страны.

>>Какой проект из уже реализованных в Украине вы считаете наиболее успешным?

— У нас было достаточное количество удачных проектов, однако более успешными оказывались проекты в сфере развития инфраструктуры. Проекты, касающиеся институционального развития Украины, реализовывались менее успешно, хотя и в этой сфере бывали исключения. К примеру, удачно реализовались проекты с Госказначейством Украины, Укрэксимбанком (финансирование украинских экспортеров), а также проекты, направленные на развитие реформ, которые позволят лучше интегрировать Украину в ЕС и ВТО.

>>Случалось ли, что Всемирный банк отменял свои кредитные проекты в Украине?

— Такие случаи бывали. К примеру, мы остановили проект предоставления технической помощи частным предпринимателям. Он внедрялся слишком медленными темпами; к тому же структурное подразделение Всемирного банка, IFC (Международная финансовая корпорация), решило предоставлять частным предпринимателям Украины гранты, поэтому Всемирный банк совместно с правительством Украины принял логическое решение об отмене кредита.

Кроме того, был в нашей практике случай, когда мы из-за медленного освоения средств отменили выданный Украине грант. Глобальный экологический фонд, который администрируется Всемирным банком, предоставил стране грант на сохранение биоразнообразия Азово-Черноморского коридора, однако проект так медленно воплощался, что в конце концов пришлось его отменить.

>>Известно ли вам о случаях коррупции или нецелевого использования выделенных Украине кредитных средств?

— Лично я не сталкивался с примерами индивидуальной коррупции, хотя наша организация постоянно отслеживает любые возможности коррупционного использования средств, выделяемых Всемирным банком. Особенно тщательно мы рассматриваем решения относительно закупок и подрядчиков: следим, чтобы процедуры были открытыми и прозрачными, а победителями признавались участники, предложившие действительно минимальную цену.

Ежегодно независимые аудиторы предо-ставляют нам отчет об использовании выделяемых банком средств. Кроме того, мы сотрудничаем с украинскими правительственными органами, которые отвечают за контроль над использованием бюджетных средств (ГлавКРУ, Счетной палатой), помогаем им в разработке и внедрении таких процедур, которые бы сделали нецелевое использование средств невозможным.

Контроль над проведением тендеров, конечно, необходим, однако особенностью проведения тендеров в Украине часто являются их своеобразные условия, не по- зволяющие участвовать в торгах желающим компаниям.

На наш взгляд, механизм проведения государственных закупок, введенный в стране год назад, вообще имеет ряд значительных недочетов и слабых мест. Чего стоит только одно его принятие, несмотря на несогласие правительства и два президентских вето.

Больше всего мы обеспокоены тем, что механизм проведения госзакупок был выведен из-под контроля исполнительной ветви власти. Это приводит к тому, что в Украине не используются международные стандарты проведения государственных закупок, поэтому Всемирный банк предоставил правительству Украины проект отчета, в выводах которого настоятельно рекомендуется вернуться к предыдущему механизму госзакупок.

>>Каков ваш прогноз относительно вступления Украины в ВТО? Одно время вы заявляли, что Украина может вступить туда до конца 2005 года…

— В этой сфере мы не склонны что-либо прогнозировать. Принятие данного решения будет зависеть от успешности переговоров между Украиной и ВТО, а Всемирный банк не является участником этого процесса. В 2005 году мы лишь выразили мнение, что в интересах Украины вступить в ВТО как можно быстрее, и будет лучше, если это произойдет до конца года. И хотя процесс присоединения до сих пор не завершен, радует, что как предыдущее правительство, так и ныне действующее рассматривали этот вопрос как один из приоритетов Украины. Т.е. между разными политическими силами внутри страны найден политический консенсус по этому вопросу, что внушает достаточно уверенности в том, что процесс присоединения может быть ускорен и завершен в ближайшее время, может быть, даже в этом году. Хотя, повторюсь, это не прогноз, поскольку мы не можем его давать, не являясь непосредственными участниками переговорного процесса.

>>За годы сотрудничества с Украиной вам довелось поработать с разными правительствами. С кем работалось легче, а с кем — труднее всего?

— Мне было интересно работать со всеми. Однако я бы оценивал не конкретные политические силы или отдельные правительства, а усилия страны в целом. Всемирный банк помогает не правительству, а стране, и мы готовы работать с любым правительством, которое будет выбирать для себя Украина. Конечно, для успешного сотрудничества было бы лучше, если б эти правительства менялись не так бы- стро, однако, с другой стороны, такая ситуация является одним из проявлений демократии в стране.

Беседу вели Ольга Бурьян, Александр Власенко

СПРАВКА "ВД"

Начиная с 1992 года Украина получила от Всемирного банка более $4,5 млрд кредитных средств на реализацию более 30 проектов. В 2006 году Всемирный банк инвестировал в украинские проекты около $0,5 млрд, а в нынешнем году он готов вложить в развитие Украины в два раза большую сумму.

    Реклама на dsnews.ua