• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

НДСЩИНА

Реклама на dsnews.ua

В противостоянии коалиционеров и оппозиционеров открылся новый фронт. Лидер БЮТ Юлия Тимошенко на съезде блока 17 апреля заявила, что среди главных приоритетов ее экономической политики — отмена НДС. "Этот налог создает коррупцию и достаточно сложные процедуры, которые не дают нормально работать бизнесу. Мы будем делать Налоговый кодекс таким, который не угнетает предпринимательство, а дает возможность развиваться и расцветать нашему бизнесу", — аргументировала свою позицию Тимошенко. При этом она сослалась на директивы Евросоюза, которые, по ее словам, рекомендуют отказаться от НДС как налога, обременяющего бизнес.

Война миров

В правительстве заявление леди Ю вызвало эффект разорвавшейся бомбы. Ведь уже на следующий день Кабмин рассматривал проект Налогового кодекса, который в муках рождался около десяти лет. Возмущению первого вице-премьера Николая Азарова не было предела. При этом, критикуя идею лидера оппозиции, главный финансист страны сослался на те же директивы Евросоюза. "С принятием кодекса украинское законодательство будет приведено в соответствие с директивами ЕС. Мы устранили перекосы, которые существовали с 1995 года", — уверяет Азаров. По его словам, предложение отменить налог — очередная провокация оппозиции, имеющая цель дестабилизировать ситуацию в стране.

Шестая директива Европейского союза об НДС, которую так уверенно упоминают стороны конфликта, вступила в силу с 1 января 2007 г. По своей сути это декларация о намерениях и набор рекомендаций. Документ лишь подразумевает разработку законопроектов, которые создадут единые правила администрирования налога. Одно из самых радикальных нововведений — изменение так называемого места налогообложения — с поставщика на потребителя. Но сама процедура этой реформы пока неясна. Также предполагается разработать два проекта директив по упрощению международных налоговых обязательств и процедур возврата НДС для предпринимателей. В директиве мы не нашли ни слова о необходимости ликвидации налога на добавленную стоимость. Впрочем, правительственный вариант Налогового кодекса никак не упоминает и идею о смене субъекта уплаты НДС. Так что фактически мы наблюдаем небрежное жонглирование фактами с обеих сторон.

Между тем президент Виктор Ющенко не торопится вступать в эту дискуссию. В принципе, все уже привыкли, что даже в самых острых конфликтных ситуациях он не склонен быть арбитром, предпочитая брать паузу. Но сейчас во многом именно от его позиции зависит, какая из налоговых НДС-концепций победит: азаровская или тимошенковская. Учитывая политическую ситуацию, которая, по сути, является предвыборной, не исключено, что президенту будет выгоднее предложить альтернативный вариант, чтобы получить еще один инструмент давления на Партию регионов, контролирующую Кабмин. На это указывает и заявление заместителя главы президентского секретариата Александра Шлапака, одного из главных экономических консультантов Ющенко. В минувший понедельник он в пух и прах раскритиковал налоговую политику правительства, особенно администрирование НДС. "Донецкая область, как и в прошлом году, остается единственной, где возмещения НДС постоянно превышают средние показатели по стране", — констатировал Шлапак. Тут же он опередил возможный ответ со стороны Николая Азарова, который неоднократно объяснял существующие перекосы тем, что в Донецкой области сосредоточены крупнейшие экспортеры страны, — "речь идет не об абсолютных, а об относительных цифрах возмещения НДС, и здесь не может быть предпочтений по какой-то одной области". За первый квартал этого года государство возместило экспортерам около 20% от суммы уплаченного ими НДС. При этом из 4,9 млрд грн. общей суммы возмещений около четверти — 1,68 млрд — приходится на предприятия Донецкой области.

На конец апреля Виктор Ющенко запланировал совместное с правительством совещание по поводу администрирования НДС. Не приходится сомневаться, что тема региональных перекосов при возмещении налога экспортерам станет самой горячей. Причем эта риторика будет адресована не только избирателям, живущим за пределами Донбасса, но и бизнесменам, которые являются потенциальными спонсорами политических партий и блоков на парламентских выборах. Ведь руководители крупных предприятий не скрывают ревности в отношении донецких коллег, не имеющих никаких проблем с возмещением НДС. С начала года сумма невозмещения выросла на 19%, превысив 8 млрд грн. Так, председатель правления ЗАО "Укртатнафта" Сергей Глушко признается, что правительство задолжало его предприятию почти 300 млн грн., и ему сложно понять, почему государство считает нормальным пользоваться бесплатными кредитами за счет средств производителей.

Шило на мыло
Реклама на dsnews.ua

Безусловно, предвыборный мотив является одним из главных и в заявлении Юлии Тимошенко об отмене налога на добавленную стоимость — кому же из предпринимателей не понравится эта идея! Но при этом лидер оппозиции предпочитает умалчивать о налоге с оборота, которым планирует заменить НДС. Главным идеологом этой замены является министр экономики в бывшем правительстве Тимошенко Сергей Терехин. Он уверен, что введение налога с оборота сделает украинскую фискальную систему одной из самых передовых в Европе. "Наша концепция — в переложении нагрузки с производителей национального дохода на тех, кто его потребляет. Поэтому потребительские налоги, такие как налог с оборота, для этого наиболее подходят. При введении такого налога возможно закрепление за банковскими учреждениями обязанностей по его взысканию. Замена НДС некумулятивным налогом с оборота возможна при условии контроля правительства над последним звеном розничных продаж", — говорит Сергей Терехин, не уточняя, каким образом возможно установить такой контроль. Собственно, со слов одного из авторитетнейших экономистов в предвыборном списке БЮТ становится понятно, откуда взялась ссылка Юлии Тимошенко на директиву ЕС. Речь идет о реализации пункта о перекладывании налоговой нагрузки с производителя на потребителя. Такой нюанс, как тотальная неготовность украинских бухгалтеров обслуживать принципиально новую систему налогового учета, в заявлениях БЮТ также не фигурирует. Что, с точки зрения предвыборной целесообразности, безусловно, правильно.

Попытка "ВД" проверить реакцию деловых кругов на идею отмены НДС доказала, что хитроумное очарование леди Ю действует безотказно. Большинство опрошенных предпринимателей двумя руками за то, чтобы платить в госбюджет меньше. И даже узнав, что взамен предполагается введение налога с оборота с небольшой ставкой, оптимизм не улетучивается. "НДС — это головная боль бизнеса. Мне кажется, что бы взамен ни ввели, таких проблем, как сейчас, не будет", — говорит Сергей Анненков, директор по маркетингу киевской компании "Артстрой", торгующей стройматериалами. Бизнесмены отмечают, что налог на добавленную стоимость в нынешнем виде имеет устоявшийся коррупционный имидж. "Возмещение НДС — главная привилегия власти в Украине. На выборы многие бизнесмены идут именно для того, чтобы не иметь проблем с возмещением. Если НДС отменят, правила игры наверняка станут равными для всех. Во всяком случае, в это хочется верить", — рассказывает Николай Радионов, гендиректор симферопольской агроперерабатывающей компании "Тавр".

На сайте Совета предпринимателей при Кабинете Министров размещены данные любопытнейшего опроса относительно замены НДС налогом с оборота. 26% опрошенных Советом бизнесменов считают возможным введение налога с оборота со ставкой не больше 2%. Еще четверть — уверены, что новый налог будет однозначно лучше, чем НДС, независимо от ставки. И лишь каждый десятый выступает за сохранение налога на добавленную стоимость. Учитывая, что дискуссия о ставке налога с оборота — вопрос пока не очень актуальный, главный вывод из этого опроса — бизнес очень устал от НДС.

США — родина налога с оборота. Его ставки в разных штатах разные, но в среднем составляют около 4%. Средние объемы поступлений по этому налогу — 10% ВВП. Его комфортное администрирование стало возможным благодаря практически полному переведению экономик на расчеты с помощью кредитной карты. Это упрощает систему мониторинга и исключает многократную уплату налога. Главная угроза применения этого опыта в Украине — накручивание налога на один и тот же товар насколько раз. Производители будут вынуждены замыкать на себе систему реализации товара, минимизируя количество посредников. А ведь в последнее время в моде жесткое разделение производства и торговли.

Не приходится сомневаться, что рано или поздно непредсказуемая украинская политика подарит Юлии Тимошенко шанс возглавить правительство. А поскольку она провозгласила тезис о ликвидации налога на добавленную стоимость как один из главных в своей экономической политике, бизнесовый и политический бомонд осознал, что это вполне реальная перспектива. Особенно если негативное отношение предпринимателей к НДС сохранится.

В этой ситуации приверженцам сохранения НДС, очевидно, стоит предложить предпринимателям компромисс в виде радикального снижения ставки — ориентировочно до 15%. Ниже нельзя, потому что в таком случае наша экономика приобретет признаки офшорной, а это может затруднить интеграцию в Евросоюз. Собственно, шаги именно в этом направлении подразумевает Налоговый кодекс, разработанный правительством и обреченный на утверждение Верховной Радой. Но как в этой ситуации поступит президент, ветирующий почти все, что выходит из парламента, предсказать сложно.

ГДЕ-ТО МЫ ЭТО УЖЕ СЛЫШАЛИ

Последний раз идея отмены НДС в Украине активно дискутировалась в июле 2005 г. Тогдашний премьер-министр Юлия Тимошенко поручила Государственной налоговой администрации просчитать последствия такого шага. Категорически против радикальной идеи выступил Николай Катеринчук, который в бытность Тимошенко премьером работал первым заместителем председателя ГНАУ, как компромисс, предложил снизить ставку НДС до с 20 до 18%, а для аграриев — даже до 8%. В результате тихого саботажа распоряжение премьера так и не было выполнено. В конце концов точку в назревающем конфликте поставил президент Виктор Ющенко: "Если мы хотим изменить один фискальный режим на другой, давайте изменим. Но надо это все делать прозрачно, и этому должно предшествовать серьезное обсуждение, как это было во Франции, где вопрос введения НДС обсуждался пять лет. Многие требуют отмены НДС, чтобы что-то изменить. На мой взгляд, главное — чтобы налоги платили. А каким образом это будут делать — неважно. НДС работает нормально во многих странах мира. Этот налог может быть сбалансированным и не быть грузом на экономику только тогда, когда он будет равным для всех". После этого заявления никто об отмене НДС уже не упоминал. Но и обещанного снижения ставки главного украинского налога бизнес так и не дождался.

МНЕНИЕ.

АНАТОЛИЙ ГАЛЬЧИНСКИЙ. Советник премьер-министра Украины

— Я считаю идею отмены НДС анахронизмом. В Украине она обсуждается уже 15 лет, но, на мой взгляд, не имеет никаких перспектив. Сейчас мы адаптируем экономическую систему под законодательство европейских стран, а там НДС отменять никто не собирается. В Украине механизм администрирования этого налога несовершенен, но, с другой стороны, это один из самых эффективных налогов для наполнения государственного бюджета. Ничего лучшего у нас просто нет. Альтернатива в виде налога с оборота будет более обременительна для предпринимателей. Такой налог будет сдерживать технический прогресс и инвестиционные процессы. Предприятия в этом не заинтересованы. Заявление Юлии Тимошенко о необходимости отменить НДС — чистой воды популизм, который граничит с экономической неграмотностью. Если же говорить о путях совершенствования НДС, то лучшим решением я считаю дифференциацию этого налога. Таким образом государство определит отраслевые приоритеты, отобразив в налоговых ставках главные принципы своей экономической политики.

МНЕНИЕ.

ЭДУАРД ГОЛОДНИЦКИЙ. Юрист

— Суть нынешних предложений Тимошенко — отмена пагубного НДС, составляющего треть поступлений в бюджет, и переход на налог с оборота. Такой налог действует в США, России (вместе с НДС), Японии. Главная его особенность — меньшая ставка (около 5%), но и отсутствие бюджетных возмещений. То есть налог начисляется на каждую операцию, любое посредничество удорожает товар. В то же время заявления о существенном противоречии отечественного НДС европейскому не имеют под собой почвы, поскольку наш закон фактически скопирован с Шестой директивы ЕС о единой системе НДС. А правительственный проект Налогового кодекса еще больше гармонизирует наш НДС с ЕСовским. Хотя остаются отличия. Прежде всего, в Евросоюзе НДС дифференцирован: минимальная ставка — 15%, но для продуктов питания, фармацевтики, бытовых услуг и ряда социально значимых товаров ставка снижена, как правило, до 5-7%, а для особо значимых — и до 0%. В любом случае, если мы хотим вступить в ЕС, то пока НДС — обязательное условие.

    Реклама на dsnews.ua