• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.6
Спецпроекты

РАСКОЛ — ЭТО ПО-НАШЕМУ

Реклама на dsnews.ua

Для реанимации темы сепаратизма хватило сущей мелочи — появления на розово-голубом Майдане в Киеве загадочных флагов, не ведомых ни одному специалисту по вексиллологии, науке о флагах. На черно-сине-красном полотнище изобразили птицу, похожую на двухвекторного российского орла. И подпи- сали: "Донецкая республика". Все это "счастье" реяло несколько дней над тысячами сторонников провластной коалиции, завезенными в поддержку лидера донецкого клана Виктора Януковича. Поднятый на флаг призрак северодонецкого приступа сепаратизма вновь спустился на Украину.

Из искры разжигают пламя

Естественно, никаких реальных шагов по выходу территорий из Украины никто не предпринимает. Это не выгодно никому. Центральной власти, кто бы ее не олицетворял, не хочется терять контроль над финансовыми потоками. Олигархам нужна стабильность. Избирателям гораздо ближе свой кошелек, который вряд ли потолстеет от объявления независимости отдельно взятыми областями.

Тем не менее, шум о возможном расколе Украины, не затихавший с 2004 года, сделал свое дело. Все начиналось с того, что технологи Виктора Януковича вбросили в медиа-пространство легенду об Украине трех сортов, а в лагере Виктора Ющенко "донецких" противопоставляли собственному видению президента всей страны. Три года спекуляций на языковом вопросе, антинатовской риторики стали хорошей почвой для нынешних лозунгов о кройке и шитье Украины, которые уже три недели "украшают" Киев. Изображения флагов "Донецкой республики" спровоцировали прессу и политиков. Один из телеведущих "5 канала" несколько дней выведывал у гостей передачи: может, и вправду Донбассу отделиться на все четыре стороны? Причем эксперты допускали и утвердительный ответ.

Масла в огонь подлил представитель Партии регионов Василий Хара. В интервью одному из российских изданий народный депутат огласил весь набор классических жупелов — от потенциального применения президентом силы для разрешения политического кризиса и до возможности отделения Западной Украины, которая останется с Виктором Ющенко. В завершение регионал дал свой вердикт собственному же прог-нозу: "И Тимошенко, и Ющенко — это инструменты интересов США, которые хотят втянуть Украину в НАТО даже ценой "югославского" варианта! Юго-восточная Украина не допустит такого сценария".

Тем самым он указал на возможных интересантов раскола Украины. И хоть Хара в духе пророссийской риторики регионалов упомянул только США, но ему бы следовало указать и на Европу, и на ту же Россию — естественных конкурентов Украины в мировой экономике.

От таких заявлений до вооруженных попыток "не допустить раскола" — дорога длинная. Однако она возможна. Сепара- тистские настроения могут превратиться в реальные действия именно на тех территориях, которые в своем обозримом прошлом были независимы от своего нынешнего центра. Украина с этой точки зрения имеет целый набор потенциальных линий раскола. Но с учетом национальной специфики — отсутствие экстремизма и радикализма в принятии решений, вечное "наша хата скраю" — может получиться только "раскол понарошку". То есть федерализм. Это не выход территории из состава страны, а устройство страны с большой степенью автономии регионов.

Реклама на dsnews.ua
Варианты раскола

Политолог Кость Бондаренко считает, что идея федерализма жизнеспособна, но по таким принципам наша страна будет жить не сейчас, а возможно, через десятки лет: "Украина все-таки придет к такой форме государства, где будет три автономных образования — Крым, Галичина и Донбасс".

Лидер Прогрессивной социалистической партии Наталья Витренко, одна из самых рьяных сторонниц федерализации Украины, утверждает: "Это нужно, чтобы сохранить целостность Украины и при этом учесть разнообразие регионов. Федерализация никогда никакую страну не раскалывала. 80% валового продукта мира производят страны, имеющие федеративное устройство".

Впрочем, Наталья Витренко не считает Донбасс каким-то особенным регионом: "Он не имеет своей специфики. Чем Донбасс отличается от Николаевской области или, например, Одесской? Там есть шахты, а там — море. Ну и что? Это не специфика культурной матрицы и интересов населения. А если взять Галичину или Крым, то там должна быть высшая степень федерализма. Галичина — специфична, она имеет свою историю, свою культурную матрицу. Поэтому в нашей партийной программе предусмотрено не просто федеративное устройство, а три автономии — Крым, Галичина и Закарпатье. Это специфические регионы, которым нужна более высокая степень самостоятельности".

Впрочем, сигналы с мест указывают на абстрактный характер размышлений экспертов. Культовый львовский художник и апологет галицкой "окремiшностi" Владимир Костырко сказал "ВД", что во Львове тема федерализма не эксплуатируется, по крайней мере, ему об этом ничего не известно. "Я не знаю политического лагеря, за который я, как приверженец автономии Галичины, хотел бы отдать свой голос, потому что никто не обещает Галичине автономию".

Развивая эту тему, народный депутат от Партии регионов и львовянин по происхождению Тарас Чорновил напомнил, что в 1998 г. в газете "Час", которую издавал его отец, Вячеслав Чорновил, появилась большая статья Михаила Косива. Автор громил ростки галицкого сепаратизма, усматривая в них угрозу для существования государства. Те "ростки" сводились к фразе: "Ну их всех, клятых москалей за Збручем, пойдем сами в Европу". И такие идеи серьезно культивировались среди многих людей.

Похоронить переименовав

Что же нужно сделать для того, чтобы федерализм не пугал политиков и обывателей? Во-первых, необходимо согласиться с тем, что де-факто Украина не является унитарным государством (такое определение фигурирует в действующей Конституции) в классическом понимании этого термина. Существует Автономная республика Крым, имеющая все признаки федеративного устройства — Конституцию, парламент, правительство. "Там даже система сбора налогов отличается от принятой на остальной территории Украины", — перечисляет отличия Тарас Чорновил. Кроме того, существуют Киев и Севастополь — города с особенным статусом.

По мнению нардепа-регионала, проблема устройства Украины похожа на смешанную систему выборов — то ли мажоритарная, то ли пропорциональная. У одних субъектов есть какие-то привилегии, у других — нет. И появляется зависть. Часто обоснованная. Ряд городов-миллионников — Одесса, Запорожье, Донецк — уже заявлял претензии на такой же "местечковый рай", каким обладают по Конституции Киев и Севастополь. Но возвращения назад уже не будет, никто не лишит Крым автономии, столице не отменят преференции.

Рецепт от регионала таков: "Во-первых, нужно разрушить жесткую вертикаль исполнительной власти с ее местными госадминистрациями, независимыми от местных советов. Эта антиевропейская норма запрещена Хартией местного самоуправления, ратифицированной Украиной. Во-вторых, сейчас у нас местные органы власти полу- чают средства из госбюджета. Но получают следующим образом — они собирают все налоги, передают их в Киев, оставляя лишь маленькую часть себе. Из столицы путем субвенций, траншей деньги частично возвращаются в регионы. Но действуют принципы: "дам — не дам", "свой — чужой", "хочу — не хочу", "занесли в кабинет что-то или не занесли". Поэтому приведение налоговой системы к норме, когда до минимума сводятся бюджетные трансферты и понятие делегированных полномочий, стало бы классической схемой федерализма".

При этом нардеп не боится, что автономизация регионов доведет отдельные "горячие головы" до полного сепаратизма, как это было в России, — там Борис Ельцин разрешил брать регионам столько полномочий, сколько смогут потянуть. И получил Чечню. Чорновил предпочитает ориентироваться на Европу: "В отличающейся от Северных земель германской Баварии, после того как там окончательно сформировался классический федерализм, никто и слова не говорит о сепаратизме".

То есть наиболее логичным решением проблемы борьбы с жупелом, который якобы угрожает территориальной целостности страны, является внедрение европейских норм на украинской территории. И, конечно, тем, кто боится неопознанных граждан с фантомными флагами, стоит обратить внимание на фразу лидера "Братства" Дмитрия Корчинского: "В чем проблема федерализма или сепаратизма в Украине? Существует очень много тысяч человек, готовых отдать свои жизни за целостность Украины, и не существует ни одного человека, готового отдать жизнь за федерализм". Владимир Костырко, наоборот, считает, что страна, при условии демократии, "обречена развалиться": "В Украине живет несколько народов, которые имеют общую номинацию, но разную историю, разный язык, разную религию. Проблема целостности государства исчезнет вместе с этими отличиями. А эти отличия есть частью идентичности". Куда ни кинь — всюду клин. Поэтому лучше людям дать возможность хороших заработков. Тогда и голова не будет мучиться фантомными болями.

Еще при жизни идеолог Партии регионов Евгений Кушнарев объяснял, что федерализм в Украине превратился в ругательное слово исключительно из-за политтехнологов, сделавших его синонимом сепаратизма: "Когда люди на Востоке Украины поймут, что в культурной сфере никто не сомневается в их праве использовать русский язык, а на Западе осознают, что никто никогда не придет и не будет им навязывать русский язык в качестве второго государственного, то только радикалы будут продолжать паразитировать на этой теме".

Паразиты и жупелы

Отечественные политики идею федерализма используют как дошкольники. Дескать, будет Киев пугать центральной властью — мы вспомним о федерализме, а там и до сепаратизма рукой подать.

Изменение территориального устройства является тем самым способом запугивания, которым во времена "холодной войны" было ядерное оружие. Ни генсек КПСС Брежнев, ни президент США Рейган и не думали пускать ядерную "дубинку" в ход. Но геополитическим козырем она была, и свою сдерживающую роль исполнила. Точно так же и эксплуатируемый регионалами федерализм и его украинская hard-версия — сепаратизм. Шансы реально развалить страну ничтожно малы, но припугнуть этим президента, у которого власть над губернаторами — чуть ли не последний признак главы государства, можно. Для повышения самооценки выгодно напоминать своему электорату, что "Донбасс кормит Галичину", а значит, имеет чуть ли не право на самоопределение.

Впрочем, существование неопоз-нанных граждан с флагами "Донецкой республики" именно по этой причине выгодно президенту. Ведь мало что объединяет лучше, чем образ врага, посягающего на Конституцию, целостность страны и, вообще, "погоду в доме".

НАГЛЯДНЫЙ ПРИМЕР "ОКРЕМIШНОСТI"

На просьбу "ВД" прокомментировать ситуацию с федерализмом в стране львовский художник Владимир Костырко ответил письменно. И хоть писал украинские слова, но на западный манер — латинским алфавитом. Так принято у западноукраинских "западников".

U Ljvovi tema federalizmu ne ekspluatujetjsja, v kozhnomu razi, ja pro ce niczoho ne znaju, ale symvolicznym je te, szo 1848 roku v Galiciji cjoho dnja (23 IV) poczaly svjatkuvaty Denj Svobody. Povjazane ce bulo z nadannjam korolivstvu Halyczyny avtonomiji v skladi Avstro-Uhorszczyny. Cju problemu legitymizuje fakt zluky UNR i ZUNR, Zaxidna Ukrajina pidpysala akt zluky za umovy szyrokoji avtonomiji, otzhe, jakszo zluka vyznajetj sja, to czomu b ne vyznaty jiji zasad?

"У Львові тема федералізму не експлуатується, у кожному разі, я про це нічого не знаю, але символічним є те, що 1848 року у Галіції цього дня (23 квітня) почали святкувати День Свободи. Повязане це було з наданням королівству Галичини автономії в складі Австро-Угорщини. Цю проблему легітимізує факт злуки УНР и ЗУНР, Західна Україна підписала акт злуки за умови широкої автономії, отже, якщо злука визнається, то чому б не визнати її засад?"

СЕПАРАТИЗМ — ЭТО ВЫГОДНО?

ДА

  • КУВЕЙТ. Независимость провозглашена в 1961 г. Пока Ирак перманентно оспаривал этот факт, Кувейт не принимал участия в военных конфликтах, став одним из самых крупных поставщиков нефти в мире, и превратился в одну из наиболее зажиточных стран мусульманского мира. После ирано-иракской войны в 1980-х гг. режим Саддама Хусейна решил восстановить свое влияние над соседом и в 1990 г. ввел войска в Кувейт. После изгнания в 1991-м иракских агрессоров силами американской армии Кувейт быстро восстановил свой экономический уровень.
  • ТАЙВАНЬ. Независимость острова провозглашена в 1949 г., когда на Тайвань из Китая бежало свергнутое коммунистами гоминьдановское правительство. Тем самым население острова не затронула "культурная революция", проводившаяся Мао Цзэдуном и унесшая жизни миллионов китайцев. До 1971 г. "тайванские сепаратисты" представляли Китай в ООН. В 1971 году коммунистический Китай получил официальное признание, и Тайвань вышел из состава ООН. Сейчас Тайвань поддерживает дипломатические отношения лишь с несколькими странами. Экономическое состояние населения острова гораздо более высокое, чем у жителей континентального Китая.

НЕТ

  • ПРИДНЕСТРОВЬЕ, АБХАЗИЯ, ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ. Сепаратистские движения в этих странах в начале 1990-х привели к войнам, тысячам жертв и катастрофическому падению уровня жизни населения. Несмотря на проведенные референдумы о независимости этих территорий, новые государства не признаны мировым сообществом.
  • ВОСТОЧНЫЙ ТИМОР. После признания в 1974 г. Португалией права Восточного Тимора на самоопределение столкновения между группировками, отстаивающими право территории на независимость, и приверженцами вхождения в состав Индонезии практически не прекращаются. По данным ООН, Восточный Тимор — самое бедное государство планеты.
  • ЭРИТРЕЯ. Тридцатилетняя война за независимость Эритреи от Эфиопии началась в 1960 г. В 1991-м Эфиопия потерпела поражение, спустя два года в Эритрее была объявлена независимость. В 1998 г. война возобновилась из-за спорных территорий. Обе страны понесли огромные человеческие потери, регион переживает экономический кризис, огромные территории обеих стран остаются заминированными. Сейчас в регионе ситуацию пытаются контролировать войска ООН.
КАК ПРАВИЛЬНО ВЫЙТИ ИЗ СОСТАВА УКРАИНЫ

С огласно статье 2 Конституции Украины, "суверенитет Украины распространяется на всю ее территорию. Украина является унитарным государством. Территория Украины в пределах существующей границы является целостной и неприкосновенной". Статья 73 Основного Закона предусматривает, что "вопрос об изменении территории Украины решается исключительно всеукраинским референдумом". Верховная Рада может назначить всеукраинский референдум по вопросам утверждения или отмены Конституции Украины, если этого требуют три миллиона граждан страны. Однако реальный механизм выхода территории из состава Украины после референдума отсутствует. Поэтому для желающих нарушить целостность государства наиболее актуальна ст. 110 Уголовного кодекса. Она гласит, что посягательство на территориальную целостность и неприкосновенность Украины, а также публичные призывы или распространение материалов с призывами к таким действиям предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от трех до двенадцати лет.

    Реклама на dsnews.ua