• USD 39.5
  • EUR 42.2
  • GBP 49.1
Спецпроекты

ПОРВАТЬ РЫНОК

Реклама на dsnews.ua

"Продай сумочку, ну продай сумочку. Ну у тебя же много сумочек, ну продай мне одну сумочку", — уподобившись Паниковскому, клянчила зарубежная гостья у Ирины Кривонос. Творение Ильфа и Петрова американка явно не читала, но настойчивостью обладала неимоверной. В итоге, поддавшись на уговоры, Ирина не устояла. Не устояла и продала… За триста американских "сребреников". Таков был результат вечерней прогулки по Андреевскому спуску и случайного знакомства с гражданкой США. В тот вечер г-жа Кривонос окончательно осознала, что ее хобби может и должно приносить деньги.

Апельсины из лоскутков

Идея заняться пэчворком возникла у Ирины Кривонос после того, как в ее жизни произошло одно весьма неприятное событие. Три года назад она, преподаватель русского языка, перенесла тяжелую болезнь. Но безропотно покоряться судьбе Ирина не стала. Тогда и вспомнила свое детское увлечение — шитье из лоскутков. Поскольку самостоятельно передвигаться ей было довольно сложно, пришлось сконцентрировать внимание на малоформатных вещах: одежда, сумки, футляры для очков, небольшие скатерти. Ведь эти изделия можно было шить, не вставая из-за стола. После продажи первой сумки Ирина стала демонстрировать лоскутные вещи знакомым, те, в свою очередь, покупали их с большим удовольствием. "В 2004 году, наблюдая за происходящим в стране, у меня возникла идея продемонстрировать свою гражданскую позицию, сшив "революционные" прихватки, — вспоминает Ирина. — На прихватке я изобразила девушку с косой на фоне апельсинов. Наш знакомый дизайнер, занимающийся оформлением интерьеров, увидев прихватки, сразу же приобрел их для своих клиентов. Они, в свою очередь, остались довольны необычным приобретением".

Процесс преобразования хобби в бизнес повлек за собой переоборудование собственной квартиры в мини-мастерскую. "У меня дома целый склад разнообразных кусочков ткани. Ведь в ход идет все: и галстуки, и даже флажки. В поисках ткани я иногда выезжаю в села и скупаю у бабушек залежавшиеся в сундуках тканые вручную льняные полотна, — говорит Ирина Кривонос. — Хотя в прошлом году у нас появилось два магазина, торгующих принадлежностями для пэчворка, но цены на продающиеся там ткани довольно высокие. Скажем, ситец стоит 80 гривен за метр. Для лоскутного шитья, я считаю, это дорого. Ведь на одно единственное одеяло необходимо около 6 метров ткани". При приблизительном подсчете получается, что готовое одеяло из кусочков будет стоить 1,5 тыс. грн. Около 480 грн. — ткань, нитки, подкладка, и, естественно, работа мастера. Но отечественный покупатель пока не готов платить такие деньги за одеяло, сшитое из лоскутков. Процесс преодоления стереотипа, что пэчворк — это не second hand, а hand made, еще только начинается.

Однако приходится бороться не только с этим стереотипом. Ирину, принявшую решение "окучить" пустующую нишу, ожидало еще несколько сюрпризов. Исследовав украинский рынок, она выяснила, что принадлежностей для пэчворка у нас попросту нет. Конечно, если заниматься пошивом на кустарном уровне, то можно обойтись и подручными приспособлениями. В итоге вещи будут не очень качественными, но в быту будут радовать глаз. Если же речь идет о бизнесе, то продавать изделия с изъянами недопустимо.

Знала Ирина Кривонос о наличии специальных принадлежностей для шитья давно, но как-то не было необходимости их приобретать. Профессиональный мир пэчворка рукодельница открыла для себя в США. "До этой поездки я пользовалась все теми же приспособлениями, что и в обычном шитье. Как выяснилось, это неправильно. Нарезать обычными ножницами квадратики из лоскутков ткани, да так, чтобы у них идеально сходились уголки, невозможно. Для этого нужен специальный роликовый нож, — отмечает Ирина Кривонос. — Увидев специальную иглу для пэчворка, я подумала: ну что за глупость, неужели у меня иголки не найдется? Оказалось — не найдется. Ведь это должна быть более тонкая игла, а у нас таких днем с огнем не найдешь". Подобная проблема возникла и с поиском наперстков. На рынке много наперстков, да вот кожаных нет. А в лоскутном шитье используется именно такой наперсток, поскольку благодаря ему иголка не выскальзывает из руки. Поэтому пришлось Ирине покупать орудия труда за границей.

Как выяснилось, отсутствовали в Украине не только принадлежности для пэчворка, но и подходящие ткани. То, что лоскутное шитье предполагает пошив изделий из старых тканей, скажем так, несколько искаженное представление. Современный художественный пэчворк — это метод создания эксклюзивных изделий из новых тканей. Конечно, для пошива подобных вещей можно использовать старые лоскутки, но нежелательно. В крайнем случае, если уж очень приглянулся узор на стареньком покрывале, то удосужьтесь хотя бы комбинировать старые лоскутки с новыми. Согласитесь, продавая изделие за $400, можно и раскошелиться на материалы.

Реклама на dsnews.ua

В зависимости от того, что будет шиться, используются разнообразные ткани. Если речь идет о сумках, то можно применять мешковину, обивочную ткань, шелк, тканый вручную лен. Скатерти и прихватки обычно шьются из ситца. Но найти подходящий, например, ситец при всем кажущемся изобилии на рынке тканей — сложно. Да, отечественные комбинаты производят ситец, но он довольно тонкий, поэтому после стирки лоскутное изделие может потерять внешний вид. И рассчитан он, к тому же, на пошив постельного белья, поэтому рисунок зачастую идет крупный. А ведь и к рисунку предъявляются отдельные требования. Лоскутные изделия создаются из кусочков, поэтому крупный рисунок не подходит. Например, для создания одной скатерти требуется несколько разных лоскутов ткани с сочетающимся между собой по цвету мелким рисунком.

По признанию Ирины, иногда комплект подходящих тканей для одного изделия может подбираться месяцами и даже годами. Ситуация с сумками также не радужная. Фурнитуру купить несложно, но вот с ручками постоянно приходится экспериментировать. В ход идет все — иногда это и водопроводные шланги, а в некоторых ручках без труда узнаешь бельевую веревку.

Китайский пострел

Но по сравнению с потребительскими стереотипами и отсутствием необходимых материалов последнее открытие привело нашу героиню в замешательство. "Недавно я обнаружила на рынке лоскутную продукцию от китайских рукодельниц. О конкуренции речи пока что нет, — отмечает Ирина Кривонос. — Скорее, это поможет нам приучить покупателя к лоскутным вещам. Похоже, китайцы наладили производство, уловив мировой модный тренд". Ну, а если на рынок обратили внимание китайцы, значит, он — перспективный. Этот вездесущий полуторамиллиардный народец плохого не замечает. Но против китайской армады в одиночку выступать не стоит. Однозначно нужен партнер.

Ирина Кривонос уже заручилась поддержкой единомышленницы Ирины Лукашенко. "С тезкой мы познакомились во всемирной паутине, общаясь на одном из "лоскутных" чатов. Потом решили, что в эру технического прогресса заниматься каким-то делом и не иметь собственного сайта непрестижно. Так в конце прошлого года появился наш сайт. Через него мы не только несем пэчворк в массы, но и ищем клиентов", — говорит Ирина Кривонос. После появления партнера и создания сайта пришлось делить обязанности. Г-жа Кривонос занимается сайтом, общается с клиентами, ведет интерактивные курсы, а ее коллега сконцентрировала все свое внимание на участии их изделий в выставках.

Говорить о конкуренции с украинскими мастерами пока не приходится. Конечно, есть мастерицы, шьющие подобные изделия, но превращать в бизнес это увлечение никто не спешит, не видя перспективы.

Мир переживает ретро-бум, поэтому планы на будущее у предпринимательниц грандиозные. В первую очередь — расширение производства и наращивание объемов. Также мастерицы активно работают над созданием коллекции сумок для одной из специализированных выставок, которая пройдет в США. В Америке ручная работа на вес золота, а посему и цены на изделия в несколько раз выше, чем на родине.

Америка… возвращаются оттуда или со щитом, или на щите. Для г-жи Кривонос в данном случае "со щитом" будет означать, что ее изделия во время выставки оценит долларом требовательная заморская публика. Это может стать отправной точкой для стыковки с отечественными бутиками и дизайнерами, которые пока что крутят носом, требуя объемы и отказываясь работать со штучными изделиями. В свою очередь, положительные результаты переговоров с украинскими модельерами должны катализировать процессы укрупнения производства. Оно позволит вырваться из замкнутого круга и начать развиваться по спирали. Таковы законы крещения в предприниматели. Только боем, никак иначе.

    Реклама на dsnews.ua