• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Прощание с приватностью

Реклама на dsnews.ua

Рожденный рядом антиутопических трудов начала прошлого века страх человечества перед угрозой тотального слежения со стороны государства на практике уже трансформируется в смиренный подсчет: во сколько обойдется рядовому интернет-пользователю введение новых систем мониторинга за ним самим. Реальность такова, что ведущие мировые державы не только самолично берут на себя труд по повсеместному установлению следящей за жизнью своих граждан техники, но и всячески склоняют к этому частные компании, работающие в области коммуникаций.

Такую практику последние несколько лет пытаются внедрить и украинские чиновники. Отечественные предприниматели, в свою очередь, прилежно следуют мировым традициям поведения бизнеса в подобных ситуациях и сопротивляются любым государственным инициативам в области приватности. Впрочем, за попытками отдельных провайдеров демонизировать мониторинг стоит не только трепетная забота о приватности компаний и отдельных граждан, но и экономические интересы — нежелание тратить собственные деньги на нужное государству оборудование и опасения, будто введение такого закона повлияет на расстановку сил на рынке услуг интернет-провайдеров. Но пока что в этой экономической схватке с государством провайдеры проигрывают.

Траты по закону
В марте сего года нардеп Юрий Кармазин подал в Верховную Раду законопроект о перехвате телекоммуникаций. Суть документа сводится к тому, чтобы обязать всех украинских интернет-провайдеров установить техническое оборудование, которое позволило бы СБУ вести наблюдение за подозреваемыми лицами, дабы своевременно отслеживать подготовку либо же сам факт совершения теми преступления.
Не имея, в общем-то, ничего против самой идеи введения подобного мониторинга (аналогичные системы действуют в США, Европе, России), интернет-провайдеры, тем не менее, выдвинули претензии к экономической стороне вопроса. Дело в том, что траты по установке необходимого мониторингового оборудования, согласно проекту, должны лечь на их собственные плечи, а не казны. "Государство поступает неправильно, заставляя коммерческие фирмы приобретать технику за свои собственные средства, — говорит Юрий Корж, генеральный директор компании Global Ukraine. — Если милиции покупают пистолеты, а армии — танки, то пусть купят и нам аппаратуру! Мы примем ее на хранение, включим, и она будет работать". Юрий Кармазин говорит, что при написании законопроекта руководствовался аналогичной нормой немецкого законодательства — Законом о телекоммуникациях, принятом в 1996 г.: "В 88 параграфе закона написано, что технические устройства для реализации предусмотренных законом мер для контроля телекоммуникации должны быть установлены и предъявлены оператором телекоммуникационной сети за свой счет".

Взбунтовались провайдеры не впервые — нынешняя ситуация является, по сути, сиквелом истории, начавшейся осенью 2003 г., когда Кабмин внес в парламент законопроект о мониторинге телекоммуникаций, разработанный экспертами СБУ. Тогда у проекта сразу же нашлись оппоненты, наиболее ярыми из которых оказались провайдеры. Этим проектом их хотели обязать выложить собственные деньги на приобретение технического оборудования для мониторинговых нужд СБУ.
Чуть погодя, свет увидел альтернативный правительственному проект за авторством Валерия Лебедивского, который предусматривал существенное сокращение полномочий СБУ при проведении мониторинга интернет-трафика и оплату за счет казны установки мониторингового оборудования на базах провайдеров. Сторонников у этого документа было явно больше, ибо после долгих препираний Кабмин таки отозвал свой проект.

Началась долгая кропотливая работа над документом. Но в начале марта комитет ВР по вопросам строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства и связи порекомендовал депутату Лебедивскому переработать законопроект таким образом, чтобы учесть интересы силовых структур. А буквально месяц спустя на свет появился проект Юрия Кармазина, по которому позитивное заключение 4 апреля дало Научно-экспертное управление Верховной Рады, а 30 мая такую же оценку документу дает правительство.

Сам депутат Кармазин отрицает, что лоббирует интересы СБУ: "Я советовался с экспертами СБУ, когда готовил законопроект. Однако они не были инициаторами его подачи"
Узнать позицию СБУ по этому вопросу, увы, не представилось возможным: соответствующий письменный запрос "ВД" СБУ оставила без ответа. Зампред СБУ генерал Анатолий Герасимов, курирующий со стороны СБУ законопроект о мониторинге телекоммуникаций, все время откладывал встречу, пока пресс-служба СБУ по телефону не сообщила нам, что до принятия обсуждаемого закона комментариев можно не ждать.

Что дальше?
Удивительно, но финансово-экономического обоснования у законопроекта о перехвате телекоммуникаций пока нет. "Мы еще не решили, какое именно это должно быть оборудование и сколько оно будет стоить", — говорит г-н Кармазин.

Реклама на dsnews.ua

Татьяна Попова, руководитель компании "Технологические системы" и по совместительству председатель правления Интернет Ассоциации Украины, полагает, что, если траты по приобретению оборудования для мониторинга возьмет на себя государство, казне это обойдется в $10-15 млн. Если же провайдеры — каждому из них придется выложить по $30-40 тыс. "Для меня это достаточно большие деньги. А для тех провайдеров, которые сидят по городам и весям, они просто неподъемные", — сокрушается Татьяна Попова.

Еще более драматично ситуацию обрисовывает президент компании Adamant Иван Петухов. По его мнению, в случае принятия закона, предложенного Кармазиным, из трехсот работающих сейчас провайдеров "в живых" останется не более десятка.

Здесь нелишне обратиться к истории. Три года назад Госкомсвязи своим приказом обязал провайдеров, работающих с госсектором, установить специальное оборудование для защиты передаваемой информации и контроля за ее продвижением со стороны силовых органов. И хотя многие операторы тогда подняли шум, крупные игроки, поворчав, таки установили требуемое оборудование. И это было понятно, потому как обеспечение трафиком госсектора приносило компаниям прогнозированный и, к тому же, немалый доход.
К примеру, тому же Global Ukraine, по словам г-на Коржа, приобретение и установка означенного оборудования обошлись около 500 тыс. грн. Эти инвестиции не привели к увеличению доходов компании, но, как говорят в самой компании, позволили поддержать их на стабильном уровне. Мелким игрокам пришлось переключиться на иную аудиторию.

Скорее всего, по такому же сценарию будет развиваться ситуация с установкой оборудования для перехвата информации. С той лишь разницей, что мелким участникам придется вовсе его покинуть.
При том что рынок интернет-услуг является одним из наиболее быстрорастущих, а количество игроков, в случае принятия законопроекта в редакции Кармазина, уменьшится, оставшихся провайдеров ждет серьезная конкурентная борьба, ключевым участником которой станет "Укртелеком".

Уже сейчас провайдеры, говоря о его поведении на рынке, все чаще используют эпитет "агрессивное". Недавно "Укртелеком" снизил тарифы на интернет-услуги, предоставляемые по технологии ADSL для конечных пользователей, но при этом оставил прежние расценки для провайдеров. За это харьковский провайдер "ИТЛ" подал на "Укртелеком" в суд, ссылаясь на потерю запланированной прибыли из-за действий "Укртелекома", — ведь его абонентам теперь намного выгоднее напрямую обращаться к "Укртелекому". В свою очередь Интернет Ассоциация Украины и Ассоциация участников рынка интернет Украины уже обвинили "Укртелеком" в "политике уничтожения своих конкурентов".
Свой прогноз "ВД" намеревалась обсудить с руководством госкомпании. Но, увы, взаимности мы там не нашли.

    Реклама на dsnews.ua