• USD 39.8
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Генеральная "приборка"

Реклама на dsnews.ua

Энергогенерирующие компании стали заложниками собственных долгов, что дает влиятельным бизнес-группам шанс прибрать их к рукам в обход приватизационного конкурса. Многие годы на уровне властей дать старт приватизации энергогенерации не решались, однако сегодня этот процесс происходит молниеносно, без обременительной конкуренции и высокой цены открытого конкурса.

В июне генерация переживает массированную атаку с разных сторон. Проанализировав последние события, "ВД" пришла к выводу, что разворачивающиеся действия имеют четкую цель: заполучить контроль над "Днепрэнерго", "Центрэнерго" и "Западэнерго" в обход официальной приватизации.

Стороны и медали

Выигрывающие в данном случае стороны — компания, заходящая на предприятие в качестве инвестора, и само предприятие. На "Днепрэнерго" с трепетом ждут инвестора-спасителя. "Для компании сейчас крайне необходим стратегический инвестор, поскольку средств не хватает на самые необходимые мероприятия", — сказал "ВД" ее гендиректор Юрий Бочкарев.

Однако вопрос в том, выиграет ли нынешний собственник — государство? Оно как раз в числе проигравших. Если предпочтение конкретному инвестору отдается еще до продажи контрольного пакета, то остальные желающие сразу поймут — тут им делать нечего. Значит, в итоге и контрольный пакет уйдет в частные руки, оставив в госказне скудную, по сравнению с возможной, компенсацию. "Днепрэнерго" — одна из наиболее торгуемых компаний ПФТС, за последние 12 месяцев цена ее акций выросла более чем в четыре раза. Если бы появилась возможность купить эти акции в свободной продаже, то интерес был бы очень высоким", — сказал "ВД" Сергей Алексеенко, вице-президент компании "Ренессанс Капитал". И это только со стороны портфельных инвесторов, а что уж говорить о стратегических претендентах! Среди них и совладелец RosUkrEnergo Дмитрий Фирташ, отчаянно, но пока безуспешно рвущийся в электроэнергетику (его компания проиграла уже второй конкурс на доступ к экспорту украинской электроэнергии), и собственник ряда отечественных облэнерго россиянин Александр Бабаков (VS Energy). Объявив громко о приватизации генерации, государство могло бы вызвать интерес и у многих "местных" олигархов — Пинчука, Коломойского, Григоришина. Не говоря уж о зарубежных гигантах типа Electricite de France или AES Corp. Возможно, Ринат Ахметов с легкостью и отодвинул бы конкурентов на задний план, но гораздо большей ценой. Впрочем, можно все обставить проще, быстрее и дешевле (подробнее — см. схему, пошагово отражающую энергоприватизацию в новейшей истории Украины, стр. 22).

Ценное приобретение

Вслед за ударом извне (июньские заявления КРУ о необходимости ликвидации НАК "Энергетическая компания Украины") последовали процессы, подтачивающие генерацию изнутри. Наиболее оперативно и успешно разворачивается театр военных действий по получению контроля над "Днепрэнерго". Компания, много лет находившаяся в процессе банкротства, будет санирована. Инвестор определен — это, по словам управляющего санацией Дмитрия Тевелева, "Павлоградуголь" и шахта "Комсомолец Донбасса", входящие в вертикально интегрированный энергохолдинг СКМ — ДТЭК. Они направят на погашение долгов компании более 1 млрд грн. и еще 1 млрд — на обновление основных фондов. Для привлечения части средств на предприятие почему-то резко возникла потребность провести допэмиссию акций. ДТЭК, уже владеющая 8% акций "Днепрэнерго", при условии выкупа всего объема эмиссии сможет получить контроль еще над 34%. И все это с благословения правительства.

Реклама на dsnews.ua

Правда, в распоряжении последнего от 15 июня 2007 г., разрешающем НАК "ЭКУ" проголосовать за допэмиссию "Днепрэнерго", говорится, что контрольный пакет, 50%+1 акция, при этом должен остаться за государством. Впрочем, нынешняя допэмиссия может быть и не последней — все-таки размыть контрольную долю государства одним махом было бы уж слишком цинично. Далее — если на предприятии в качестве владельца блокпакета "окопается" частная компания, которая к тому же выступает инвестором в процессе санации, она автоматически становится претендентом номер один на контрольный пакет. Как он будет получен — путем проведения спецконкурса или в результате еще одной эмиссии — технический нюанс.

"Решение о допэмиссии акций "Днепрэнерго", наверное, единственно правильный способ, не выходя за рамки законодательного поля, спастись от кредиторов. Хотя я предвижу критику со стороны аналитиков фондового рынка по поводу низкой цены продаваемого пакета", — говорит Владимир Бронников, народный депутат от Партии регионов, долгие годы имевший непосредственное отношение к электроэнергетике. И его опасения небеспочвенны. "В нашей инвестиционной компании считают, что сделка, которую собираются провести, не соответствует рыночным критериям и методам", — сказал "ВД" Андрей Дмитренко, руководитель аналитического отдела ИК Dragon Capital. По его мнению, если бы допэмиссия проходила на прозрачных условиях (например, с проведением аукциона на ее покупку или открытого предложения акций рынку), это позволило бы привлечь намного большую сумму. "Рыночная цена одной акции "Днепрэнерго" сейчас составляет около $380, в то время как номинальная — 25 гривен", — уточняет масштаб потенциальных потерь государства аналитик ИК Concorde Capital Александр Паращий. То есть купить 34% акций только одной компании — "Днепрэнерго" — Ринат Ахметов сможет (если допэмиссия будет выкуплена по номиналу) в 76 раз дешевле рыночной стоимости — за 51 млн грн.

Без сучка и задоринки

"Фактически предполагается схема теневой приватизации. Допэмиссия проведена под одну, заранее известную, компанию", — говорит Андрей Дмитренко. О таких же мотивах свидетельствует и "подкоп" под НАК "ЭКУ", считает бывший заместитель министра топлива и энерегетики, а ныне советник президента Украины Юрий Продан: "Все это очень похоже на политический заказ, который подготовит почву для ликвидации НАК "ЭКУ", а затем позволит приступить к теневой приватизации входящих в нее компаний. Всем понятно, что заинтересованы в "расшатывании" НАК как раз те, кто хочет приватизировать собственность в электроэнергетике теневым способом".

Все началось без шума и пыли. В мае относительно незамеченным прошло подведение концептуальной базы под приватизацию электроэнергетики. Министр топлива и энергетики Юрий Бойко раскрыл СМИ подробности разработанного министерством проекта концепции приватизации энергокомпаний. Все АО, в зависимости от доли государства в уставном фонде, делятся на три группы: первая — до 25% акций, вторая — 25-75, третья — более 75%. Акции первой группы реализуются на открытых торгах без инвестобязательств, второй — на конкурсах под инвестобязательства, третьей — путем проведения допэмиссий.

Уже тогда впору было понять, что сценарий приватизации энергогенерации предопределен. Способ для захода инвестора — допэмиссия — выбран идеальный. "Как приватизационный конкурс, так и подписка на допэмиссию являются равнозначными способами", — считает Александ Паращий. Для самого объекта приватизации, отметил он, схема допэмиссии даже более выгодна: вырученные средства от размещения акций будут поступать напрямую в компанию, являясь стимулом к развитию. "Например, в России недавно произошла смена собственников ряда энергопредприятий путем выпуска дополнительных акций и переуступки права их выкупа новому акционеру", — приводит зарубежный опыт г-н Паращий.

Выходит, получить контроль над государственным производителем электроэнергии в Украине проще простого. Энергогенерирующие компании не входят в число объектов, законодательно запрещенных к приватизации. По словам Михаила Копейчикова, партнера юрфирмы "Ильяшов и партнеры", шанс оспорить в суде приватизацию путем допэмиссии или продажи долгов еще сохранялся, если бы предприятие не было корпоратизировано. Других препятствий фактически не существует. Еще в 2000 г. в Закон "О приватизации государственного имущества" были внесены изменения, предусматривающие принятие отдельного закона об особенностях приватизации предприятий топливно-энергетического комплекса. "Однако случайно или намеренно вступление в силу указанных изменений было обусловлено как раз принятием закона об особенностях приватизации предприятий ТЭК (т.е. до принятия закона приватизация происходит фактически на общих основаниях)", — уточняет г-н Копейчиков. С одной стороны, такую ситуацию можно трактовать как неурегулированность вопроса приватизации энергокомпаний, с другой — как возможность решать вопрос в ручном режиме. Что, собственно, и произошло.

    Реклама на dsnews.ua