• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

"Нафтогаз" — не карман президента

Реклама на dsnews.ua

В Европе прекрасно осведомлены об источниках как бюджетных, так и внебюджетных "особых" валютных доходов Украины. Со времени произошедшего в середине 1990-х гг. укрепления у власти в нашей стране экс-президента Кучмы эти "особые" доходы были сосредоточены в наиболее закрытых для контроля секторах экономики — торговле оружием и транзите природного газа.

Исходя из таких подходов, сразу после произошедшей в Украине оранжевой революции, Брюссель выставил Киеву требование обеспечить максимальную прозрачность всех товаропотоков в торговле оружием и природным газом. Успехов удалось достичь в торговле последним.

Первыми примерами положительных реформ рынка газовой торговли стал полный отказ Киева от газовой политики "без галстуков", которая практиковалась Украиной многие годы в отношениях с Россией. По канонам новой политики, одно дело — диалог о работе газового консорциума, совсем другое дело — ценовые корректировки долгосрочного договора о поставках газа, третье — допуск или недопуск на украинский рынок "несимпатичних" России частных трейдеров и так далее. Раньше все было наборот. Приципы работы в основе своей несложного украинского рынка газа были искусственно усложены и максимально мифилогизированы в предвыборных "безгалстучных" порывах. А ведь в самой сути украинско-российскую и украинско-туркменскую газовую политику "без галстуков" трудно было не назвать как минимум авантюрой — в ней были перемешаны несовместимые категории, отпугивавшие от Украины западных газотрейдеров. Ну как можно работать на рынке импорта газа с Туркменистаном, если половина этого рынка — сам импорт, а дргуая половина — "государственная тайна", то есть клириноговые поставки этой стране ракетных катеров и систем ПВО в расчет за газ?

Заведомо ущербные условия газовой торговли делали украинский газовый рынок априори закрытым для западных инвесторов, традиционно проявлявших интерес к газовому рынку нашей страны. А их немало — это норвежская Statoil, европейские Gas de Franse и E.One Rhurgas, Bridas, которые не против превратить Украину в эффективный плацдарм для продуктивного диалога с российским ОАО "Газпром".

Исходя из этого, нынешний переход Украины к денежным расчетам за газ с Россией — исключительно позитивное явление. Потому что даже если ныне опекающая российский газовый сектор элита бывшего советского КГБ и решится рискнуть, пойдя на конфронтацию с Киевом и выставив ему цену за газ в $160/тыс. куб. м, — тем скорее в России найдутся независимые поставщики, которые "нагнут" эту элиту и получат право продать Украине газ дешевле, например за $130/тыс. куб. м. В подобном же ключе можно рассматривать переход на денежные расчеты с Туркменистаном — Туркменбаши Ниязова вряд ли не прельщает карьера Каддафи или Хусейна, спланироваших сомнительные режимы в других странах. А именно таким спонсированием была недавняя украинская система транзита и расчетов за туркменский газ.

    Реклама на dsnews.ua