• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Муми-Мама

Реклама на dsnews.ua

В августе (именно в этом месяце в 1914 г. родилась писательница Туве Янссон) в небольшой финский город Наантали съезжаются многочисленные туристы — поклонники Муми-страны, желающие отметить день рождения любимой писательницы. Все они собираются в тематическом парке Muumilaakso Tampereen Taidemuseo, который абсолютно не похож ни на какие другие в мире парки-аттракционы. Вместо качелей и каруселей на территории парка находится около четырех десятков макетов сказочных сцен из жизни Муми-троллей, а в центре выстроены два муми-дома. Один из них, трехэтажный, окрашенный в синий цвет, называют самым сказочным домом на свете. Комнаты с потолками двухметровой высоты, сауна, где можно попариться, гостиная, где предложат выпить чаю, потайной коридор, в котором сокрыто множество тайных мест с кладами, "танцующая крыша" и башня с никогда не меркнущим маяком. Никаких излишеств и вычурности: только таинственность и скандинавская сдержанность. Этот самый взрослый из всех детских парков и самый детский из всех взрослых воплощенных фантазий муми-парк — живой памятник Туве Янссон.

"Этот дом — самый красивый дом на свете"

Дом, где всегда горит свет, где за накрытым столом тебя встречают родные, где всегда наготове горячая еда и теплая постель, где безопасно, где тебя ждут и любят, где ты всегда победитель и куда всегда можешь вернуться. Таким предстает перед читателями дом Муми-троллей, полностью списанный с родительского дома самой Туве Янссон. С самого детства маленькая Туве росла в окружении скульптур, картин, эскизов, красок и мокрой глины. Семь месяцев в году она, ее двое младших братьев и родители проводили в квартире, состоящей из единственной огромной комнаты-мастерской с большими окнами, заваленной творческой утварью. Отец, скульптор Виктор Янссон, создавал странные сюрреалистические фигуры, которые Туве называла "печальными женщинами". А мать, художница-иллюстратор Сигне Янссон, умудрялась сочетать работу художника в радикальном антифашистском журнале GARM с лепкой котлет в форме морских раковин, "одной рукой" воспитывала детей, другой — рисовала ядовитые шаржи. Позже писательница говорила, что благодаря такой домашней атмосфере она начала рисовать гораздо раньше, чем ходить и говорить. Но, несмотря на погруженность родителей в свое творчество, в доме всегда царила уютная, в чем-то даже дурманяще-обволакивающая атмосфера.

Родители Туве были не только радикальными антифашистами без постоянного места работы, но также относились к языковому меньшинству (Янссоны были финскими шведами) — обособленному в то время сообществу со своими правилами, догмами и условиями существования. Такая закрытость от внешнего мира компенсировалась всепоглощающей атмосферой любви и творчества, которая царила в семье Туве. Раз в году на пять месяцев вся семья выезжала к Финскому заливу, где отец снимал рыбацкий домик. Побережье, окруженное с одной стороны морем, а с другой — голыми скалами, скудный свет солнца и ни одной живой души вокруг — там зарождалась Муми-долина. И там же, в 1930 г., соединив в себе черты финского фольклора и бурную фантазию Янссон, впервые в виде нарисованного на стене шаржа появился Муми-тролль — большеносое сентиментальное существо.

Творческая атмосфера, узкий семейный круг, суровая финская природа — этот мир оставался единственным для Туве Янссон долгие годы. Родительский дом она покинула лишь в 28 лет. Одноклассники странную девочку в свою компанию не принимали, и по праздникам она молилась: "Дорогой Боже, сделай так, чтобы я получала много писем. Сделай меня знаменитой, чтобы меня все любили. Боже, сделай так, чтобы все заметили, что я существую". Позже, изучая искусство в Хельсинки, Стокгольме, Париже, Риме и Берлине, каждые каникулы Туве возвращалась в родительский дом, не принимая никакого участия в богемных тусовках, студенческих походах и пирушках. Такая тесная связь с родителями, с одной стороны, способствовала небывалому творческому успеху Туве Янссон, с другой — стала причиной личного одиночества. Янссон так и не создала собственную семью. Будучи два раза помолвленной, каждый раз она разрывала помолвку и возвращалась в родительский дом. Сама Туве Янссон считала себя ребенком вплоть до 56 лет — тогда, в 1970 г., ушла из жизни ее мать, с которой писательница сохраняла духовную близость всю свою взрослую жизнь. В том же году Туве Янссон выпустила последнюю книгу о приключениях Муми-троллей, назвав ее "В конце ноября". Только после этого она, наконец, сказала: "Вот я и повзрослела".

"Подумаешь, — жить! Это всякий может"

Туве Янссон была трижды представлена к Финской государственной награде по литературе. Она стала первой, кому присудили престижную литературную премию Suomi. А в 1966 г. ей вручили Международную золотую медаль имени Ганса Христиана Андерсена — высшую награду среди детских художников и писателей. К тому времени ее книги уже были переведены на 34 языка, мир был охвачен муми-бумом, а Муми-тролли жили собственной жизнью в радиопостановках, музыке, компьютерных играх, майках и значках, тиражировались в конфетах, марципанах, мыле и шампуне.

Реклама на dsnews.ua

Впрочем, до того момента как выдуманные ею Муми-тролли превратились в дорогостоящий бизнес, Туве Янссон всерьез занималась живописью. В 14 лет она написала и проиллюстрировала свою первую книгу "Сара и Пелле и осьминоги Водяного", опубликованную в 1933 г. Следуя творческому пути матери, Туве иллюстрировала детские и взрослые журналы, печаталась с маленькими рассказами в ежемесячных изданиях и рождественских выпусках, публиковала в ежедневных газетах яркие очерки о своих поездках и о неповторимо прекрасном и испорченном мире искусства. Каждый свой очерк или рассказ она украшала собственными рисунками и шаржами, чем привлекла внимание уже известных и маститых писателей — Джона Толкиена и Льюиса Кэрролла. Они доверили юной художнице иллюстрировать "Властелина колец" и "Алису в стране чудес". Так, не привлекая к своей персоне особого внимания, проводя долгие месяцы в одинокой хижине на краю света, Туве шаг за шагом становилась популярным иллюстратором и подающим надежды писателем. Уже в 1943 г. открылась ее первая персональная выставка, а в 1945-м — вышла маленькая скромная книжечка в черно-белой графике автора под названием "Маленькие тролли и большое наводнение", написанная еще в конце 1930-х.

Свою первую большую книгу "Муми-тролль и комета" Туве Янссон выпустила в 1946 г. Дальше книги идут одна за другой: "Шляпа Волшебника", "Мемуары папы Муми-тролля", "А что было потом?", "Опасное лето", "Волшебная зима", "Кто утешит малютку?", "Дитя-невидимка", "Папа и море". И в каждой — необычные приключения сказочного существа и его многочисленных родственников, друзей, соседей, которые, пройдя через немало опасностей и комических ситуаций, всегда возвращаются в свой любимый синий дом в зеленой Муми-долине.

Помимо воли Туве, волшебный детский мир ее персонажей стал трансформироваться в игрушки, бублики, сладости, одежду, рекламные слоганы и пафосные почести к каждому очередному юбилею писательницы. Так, незаметно для самой себя, не стремясь к славе и богатству, Туве Янссон стала живым воплощением успеха и процветания.

"Понимаешь, в темноте все кажется страшнее, чем на самом деле"

"Детские сказки никогда не должны становиться бизнесом для взрослых", — утверждала писательница. В своих немногочисленных интервью она предпочитала обходить тему прибыли и денег, уклончиво отвечая, что на крышу над головой и на хлеб с маслом ей хватает, а значит, этого довольно. Не прилагая никаких усилий для завоевания международного рынка, Туве Янссон писала преимущественно для шведскоговорящего меньшинства Финляндии. Но в 1960 г., когда агентом Янссон стала стокгольмская компания "Буллс Пресс", все в корне изменилось. Переводы сказок о Муми-троллях стали выпекать как горячие пирожки. За несколько лет было выпущено 78 мультиков, показанных в ста державах мира. А в таких странах как Япония, Китай, Польша, Германия и Великобритания, Муми-тролль стал национальным героем, затмив Микки-Мауса, Дональда Дака и других мультперсонажей. В начале 1990-х на экраны телевизоров вышел мультипликационный сериал "Мир Муми-троллей", и сказочные персонажи оказались на пике популярности.

Это вынудило Туве Янссон собственноручно заняться столь нелюбимым для нее делом — муми-маркетингом. Для контроля над качеством производственного муми-бума Туве и ее брат Ларс Янссон основали компанию "Муми-персонажи Лимитед", отслеживавшую не только любую около — муми-тролльную продукцию (а это 35 финских компаний, выпускающих керамику, текстиль, игрушки, значки, галстуки, шляпы и гамаки), но и занимающуюся производством собственной: бумажных изделий, школьных товаров, сладостей.

Как бы то ни было, мировой финансовый успех не принес Туве Янссон долгожданного спокойствия: в середине 1990-х она была вынуждена продать права на муми-бренд японским предпринимателям, чтобы оплатить свое лечение. Так что последующие коммерческие изыски, которые она нарекла ужасами коммерции, уже были ей неподконтрольны: телефонные карточки, чулки, носовые платки… А последним хитом в Японии стали прокладки "Малышка Мю", пользующиеся у женского населения большой популярностью. Начавшись как детская сказка, история о Муми-троллях превратилась для ее создательницы в ночной кошмар в виде летающих гигиенических прокладок, кусающихся подгузников и говорящей зубной пасты. Но, как говорила мама Муми-тролля, в темноте все намного страшнее, чем кажется, а потому настоящим утешением для стареющей Туве Янссон стали читатели — в отличие от нее, они всегда оставались молодыми.

Умерла 87-летняя Туве Янссон 27 июня 2001 г. в Хельсинки. Последние годы жизни она провела на том самом финском побережье в том самом рыбацком домике, где прошло ее детство. Свою старость Муми-мама встретила так же уединенно, как прожила молодость, в окружении лишь мешков писем, на каждые из которых до самых последних дней она отвечала лично. А незадолго до смерти на вопрос "Что же это все-таки такое — Муми-тролль?" Туве Янссон ответила: "Муми-тролль — это надежда. Если нет надежды, — это просто небытие, а небытия быть не должно".

    Реклама на dsnews.ua