• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.1
Спецпроекты

Кто украл кратал?

Реклама на dsnews.ua

Такие дела у нас в Украине пока редкость, говорят юристы. Как правило, о защите своих авторских прав заботятся юридические лица, чаще всего крупные компании. Случаи обращения в суд самих авторов-изобретателей все еще единичны. На Западе, кроме иска по выплате авторских, истец мог бы претендовать на возмещение морального ущерба, сумма которого не могла бы быть ниже суммы авторских. В Украине дело "Граждане против Государства" по защите авторских "лекарственных" прав может стать прецедентным.

Патентованное сердце
Над созданием кратала — препарата для лечения сердечно-сосудистых заболеваний — работали несколько десятков человек. Препарат не содержит "химии", ценность его в том, что он состоит из комплекса биологически активных веществ – боярышника, пустырника и таурина. Свое название он получил в честь первых двух "травок" — Crataеgus oxycante и Leonurus cardiaca.

"Все начиналось, что называется, с лекарства для себя, — вспоминает профессор Иван Макаревич, научный руководитель проекта. — Сперва я подбирал состав для себя: у меня были проблемы с сердцем… Разработка получилась перспективной, мы запатентовали ее в 1997 г. Препарат прекрасно прошел клинические испытания и был разрешен к применению".

В марте 2003-го, когда кратал уже был запущен в производство на Борщаговском заводе, Иван Макаревич от имени всего авторского коллектива подписал соглашение о распределении денежного вознаграждения с Государственным научным центром лекарственных средств (ГНЦЛС), на базе которого разрабатывался препарат. Согласно этому соглашению авторам полагалось 60, а ГНЦЛС — 40%.

"О том, что Борщаговский завод выкупил патент, мы с коллегами узнали совершенно случайно, — рассказывает еще один автор кратала, кандидат фармацевтических наук Юрий Губин. — Центру были перечислены 500 тыс. грн., и эти средства должны были быть распределены между авторами и предприятием. Но так как директору ГНЦЛС Виктору Георгиевскому на сегодняшний день нечем платить зарплату сотрудникам института, он решил использовать эти деньги на выплату зарплат. И авторам, которые подали заявления с просьбой выплатить причитающееся авторское вознаграждение, просто не ответили. Поэтому мы обратились в суд".

Директор ГНЦЛС Виктор Георгиевский говорит, что на самом деле предложил авторам компромиссный вариант: пересмотреть соглашение двухлетней давности в пользу Центра.

"Я предложил уменьшить вознаграждение авторам (не 60, а 40%) и выплатить его. Уже половина людей — те, которые согласны, — получили эти деньги, — говорит Георгиевский. — Вторая половина желает получить по старому соглашению 60%. Да, мы предварительно договорились о 60 и 40%. Но государство с 2003 г. полностью убрало программу создания отечественных препаратов, основным разработчиком которых являлись мы. Как нам жить? Только за счет договоров. Бюджетного финансирования, которое обещали, нам не дали. Поэтому мы предложили пересмотреть предварительное соглашение о распределении вознаграждения. Центр является патентодержателем и имеет право определить процент выплаты денег".

Реклама на dsnews.ua

Юрист Андрей Зинченко считает, что перезаключение договора с ГНЦЛС — дело сугубо добровольное: "Предложение директора о пересмотре условий соглашения о перераспределении вознаграждения остается предложением, и право авторов либо принять его, либо нет. Требования истцов в части выплаты им авторского вознаграждения являются обоснованными. А размер вознаграждения зависит от суммы, полученной институтом за использование патента".

Цена вопроса
Первое заседание по иску "краталистов" против госцентра назначено на 1 июля. Восемь соавторов, обратившихся в суд, претендуют на 300 тыс. грн. (примерно $60 тыс.). Все они в ГНЦЛС уже не работают, а четверо из них уже два года как сотрудники другого государственного научного учреждения, конкурирующего с Центром. Одно из их требований суд уже выполнил — заблокировал счета ГНЦЛС, чтобы Центр не мог потратить деньги, на которые претендуют разработчики кратала.
По словам Георгиевского, юристы Центра уже добиваются разблокирования счетов. Если этого не удастся сделать до конца июня, сотрудники ГНЦЛС останутся без зарплаты, утверждает директор. Виктор Георгиевский называет сложившуюся ситуацию "недоразумением" и убежден, что до суда, вернее до рассмотрения в суде, дело все-таки не дойдет. Но восемь разработчиков кратала настроены решительно: 300 000 авторских, иначе — суд.

    Реклама на dsnews.ua