• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Дяди в подвале играли в гестапо…

Реклама на dsnews.ua

"Нас заставляли лезть на гору по веревочной лестнице, а потом прыгать с дерева. Под конец все должны были протиснуться сквозь какую-то щель в земле и выйти через пещеру к реке. Это было очень сложно сделать людям с "немодельными" габаритами. Три дня у меня все болело, и еще две недели я лечилась от простуды. Еще одна наша сотрудница вывихнула ногу, а менеджер по логистике почти сразу же подал заявление об уходе", — рассказывает о своем опыте участия в экстремальном тренинге Вероника Бойко, менеджер крупной торговой компании.

Однако приверженцы экстрима убеждены в эффективности и необходимости коллективной шоковой терапии. "Группа сотрудников — это еще не команда. А чтобы быстро научить людей работать друг с другом, как раз и нужны такие тренинги. Особенно когда речь идет о разных отделах, вынужденных взаимодействовать между собой: например, отдел продаж и логистики или бухгалтерия и отдел финансов", — уверена Ольга Лисиченко, исполнительный директор ООО "Софтсити" (разработка и внедрение ПО, штат — 60 чел.).

Результат опроса, проведенного журналистами "ВД", показал, что люди делятся на три категории: одни в восторге от экстремальных тренингов, другие — считают их пустой тратой времени, третьи — вообще ничего о них не знают.

Инстинкт самосохранения

Однако, несмотря на интересные сценарии и сногсшибательные приключения, далеко не все сотрудники поддерживают инициативу начальства и мечтают принять участие в подобном мероприятии. По мнению наших экспертов, почти 80% отечественных компаний тренируют своих сотрудников в приказном порядке, чего, на самом деле, следовало бы избегать. "В противном случае, после такого насильственного приобщения к "корпоративным ценностям", может последовать ряд увольнений", — утверждает Дмитрий Юркин, руководитель ЧП "Шифт" (продажа и установка систем видеонаблюдения и сигнализации, штат — 22 чел.).

Аналогичной точки зрения придерживается и Ольга Лисиченко: "Чтобы тренинг в экстрим-режиме прошел успешно, нужно придерживаться всего двух правил: тренер должен быть опытным и адекватным, а участие — добровольным. Следует учитывать и "возрастные" особенности компании. Молодые коллективы обычно "играют" с удовольствием, люди постарше в таком количестве адреналина уже не нуждаются. И если средний возраст сотрудников — "за тридцать", ворчание: "Лучше б эти деньги в качестве премии дали", — будет гарантировано".

Относительно пользы от тренинговых программ часть наших экспертов высказалась довольно скептично. "Экстремальные тренинги стали пользоваться особым успехом, когда руководители и сотрудники компаний осознали, что это мероприятие может стать не столько методом отработки навыков взаимодействия, сколько просто интересным времяпрепровождением. Все мы люди, всем нам нравится отдыхать. Польза от них, безусловно, есть, однако не такая огромная, как об этом любят рассказывать на презентациях, — считает Дмитрий Юркин. "Можно красиво "сыграть" тренинги, получить массу впечатлений, весело порезвившись на природе, но отношения в деловом пространстве могут остаться на прежнем уровне, — считает Елена Любченко, руководитель департамента консалтинга обучения и развития персонала ООО "Бизнес. Маркетинг. Технологии" (штат — ок. 30 чел.).

Реклама на dsnews.ua

Вероятно, подобная неуверенность в гарантированном результате и заставляет многих руководителей воздерживаться от проведения подобных мероприятий для рядовых сотрудников. Тем более, что эффект от экстремального тренинга может выражаться в том, что, сплотив свои ряды и почувствовав себя командой, коллеги будут с большим энтузиазмом посещать корпоративные мероприятия и чаще вместе пить пиво после трудового дня. Никоим образом не повысив продуктивность работы.

А иногда результат может быть даже противоположен ожидаемому. "На тренинге, в котором я принимал участие, одного из "продажников" случайно забыли в лесу. Хватились, когда уже стали подъезжать к городу. Пришлось возвращаться и искать пропажу в темноте. Все наше воодушевление было разрушено последовавшим выяснением отношений, — рассказал Дмитрий Юркин. — Не понимаю, зачем ехать неизвестно куда, покорять горные вершины или сплавляться по реке на байдарках, если тех же результатов можно добиться и другими, более простыми способами. Например, пересмотрев схему оплаты труда. Или оптимизировав психологический климат. Ведь о каком тимбилдинге может идти речь, если в компании все построено на внутренней конкуренции сотрудников?"

Да и сами представители тренинговых компаний не советуют прибегать к их услугам, если "руководитель не знает, действительно ли нужен такой тренинг для сотрудников его компании, и нет задач, которые он хочет решить с его помощью", — считает Анна Яковенко, менеджер по маркетингу и рекламе "Агентство приключений "Дивосвiт" (штат — ок. 10 чел.).

"Необходимо заметить, что экстремальные мероприятия подходят не для всех компаний, — предупреждает и Александр Соколов, тренер-консультант ООО "Гештальт Консалтинг Групп" (штат — 50 чел.). — Потенциальные участники должны быть людьми funky, то есть любящими вызов, азарт. И тогда возможность получить новые, яркие впечатления, психологическую встряску, увидеть друг друга в нестандартных ситуациях, как правило, перевешивают страх выйти из зоны комфорта. Поэтому при организации подобных мероприятий мы всегда учитываем физиологические, возрастные и гендерные особенности групп".

Бизнес-адреналин

Бизнес-тренеры различают несколько форматов тренингов, которые можно по праву назвать экстремальными. К первому типу относятся программы, предполагающие очень высокую степень психологической нагрузки. Например, известный израильский тренинг, в котором участников вывозят в пустыню, ограничивая их общение с людьми 15 минутами в день. Или так называемые провокативные тренинги, где последователи итальянского психотерапевта Фарелли, используя приемы ломки стереотипов, дают задание: громко прочесть стихотворение в людном месте; переодевшись в женскую одежду, посетить супермаркет; собрать определенную сумму с помощью пения и танцев на улице…

Однако слово "экстремальный" чаще всего употребляется в названии корпоративных тренингов командообразования. Для этой категории программ характерны коллективные задания, с преодолением препятствий в весьма некомфортных условиях дикой природы, или же смоделированных организаторами. Именно такая форма деловой игры, по общему мнению представителей тренинговых компаний, способствует наиболее быстрому формированию навыков взаимного доверия и командного духа.

"Среди наиболее интересных проектов в данном направлении вспоминается совещание руководителей одной крупной украинской компании, организованное на воздушных шарах. Его цель — выработка стратегического видения развития предприятия "с высоты птичьего полета", — рассказывает Александр Соколов.

"Очень интересно было участвовать в ночном тренинге, где мы имитировали побег из концлагеря. Там были и охранники, и высокие заборы, и даже собака. Также нам предлагали сыграть в "необитаемый остров", на котором сотрудники должны были находиться несколько дней, строить хижины, заботиться о пропитании", — рассказывает Ольга Лисиченко.

Перед лицом своих товарищей

Несмотря на экстремальность, командообразующие тренинги, пожалуй, наименее вредны с точки зрения психологической безопасности. В отличие от занятий, призванных вызвать изменения в структуре самосознания человека и привить новые модели поведения, как это происходит, например, на тренингах личностного роста, где используются суггестивные (внушающие) методики. В этом "невмешательстве" во внутренний мир человека — одновременно и сила, и слабость экстремальных тренингов. "С одной стороны, они позволяют сплотить сотрудников, наглядно продемонстрировать силу коллектива и выстроить доверительные отношения. С другой — не позволяют до конца разобраться и осмыслить тонкости взаимоотношений и проанализировать свои эмоциональные реакции", — считает Алексей Гордеев, руководитель "Киевского Тренинг-Центра Алексея Гордеева" (штат — 5 чел.). Также он обращает внимание на то, что избежать недостатков, присутствующих практически во всех командообразующих тренингах, можно, если проводить их в содружестве с психологом. Последний и должен помочь разобраться в происходящем, выработать совместный план действий и закрепить результаты.

Экстремальный тренинг может стать панацеей для тех компаний, которые остро нуждаются в том, чтобы в очень короткие сроки сдружить практически незнакомых людей. В иных случаях эксперты рекомендуют применять экстрим компаниям, работающим в очень конкурентных сегментах рынка.

СОВЕТЫ ОТВАЖНЫМ

Заказчику необходимо лично пообщаться с тренером, внимательно изучить его резюме, послужной список и оценить на предмет адекватности. Тренер должен подробно рассказать о сути используемых приемов, а также о том, какие навыки с их помощью будут вырабатываться. Любые попытки скрыть информацию, ссылаясь на ноу-хау или прячась за общие фразы, должны насторожить.

Перед проведением тренинга необходимо согласовать с коллективом его программу. Любые "противопоказания" в виде травм, страха высоты или морской болезни у кого-либо из сотрудников должны быть учтены.

Все элементы экстремального тренинга (скалолазание, спуск в пещеры, сплав на катамаранах или байдарках) требуют участия профессиональных инструкторов, которые должны обязательно рассказать о технике безопасности и особенностях конкретного упражнения, и слежения за их проведением. Обязательным условием проведения экстрим-тренинга должно стать оформление страховки на всех его участников.

    Реклама на dsnews.ua