• USD 39.8
  • EUR 42.3
  • GBP 49
Спецпроекты

МЕЧТАТЬ НЕ ВРЕДНО

Реклама на dsnews.ua

Заха Хадид дирижирует парадом архитектурных идей XXI ст. В мире зодчества она приобрела репутацию мечтательницы, которая смело сочетает несочетаемое. Каждый ее проект непредсказуем, как, впрочем, и она сама: в детстве хотела стать певицей, архитектором и известным политиком, но выбрала… математический факультет, а позже все же начала строить города. Если бы не этот выбор, не видать нам фантастических перевоплощений серых обыденных строений в бескомпромиссные произведения урбанистического искусства — с собственной энергетикой, дерзким творческим "я". Сегодня, как любая творческая личность, Заха пробует себя во всем: оформлении интерьеров, дизайне мебели, театральных декорациях, реконструкции древних музеев и церквей. Но, прежде всего, она градостроитель, за что ее неоднократно награждали международными наградами и почестями. В том числе архи- тектурным "оскаром" — Притцкеровской премией. В нынешнем году 57-летняя Заха удостоилась новой награды — Tomas Jefferson Medal-2007 — за новаторские достижения в архитектуре.

Лабиринт идей

Самая грандиозная из реализованных работ Захи — реставрация Центра современного искусства Розенталя в Цинциннати (США). Ранее музей называли "Белая Коробка" из-за его грубой квадратной формы. Но в 1998 г. за дело взялась г-жа Хадид, и здание преобразовалось в гигантскую головоломку, собранную из железобетонных блоков. В каждом из них разместился выставочный зал, между ними — зигзагообразный эскалатор, который вводит посетителя в необычную атмосферу Центра. Стены, потолок мягко сливаются с выставленными полотнами, а длинные галереи, надламывая друг друга острыми углами, развивают геометрию всего сооружения. Заха хотела ошеломить посетителей новыми непредсказуемыми панорамами — и у нее это получилось. Управляющий музеем Чарльз Десмере остался более чем доволен: "Сейчас главное — научиться пользоваться этим музеем, ведь теперь наши шедевры выставлены в самом замысловатом произведении искусства". За необычный проект Заха удостоилась самой высшей награды в архитектуре и стала первой женщиной в истории, получившей Pritzker Award в 2004 г.

Такие почести вполне заслужены, ведь идеи Захи направили всю архитектурную среду в новое течение, где она разрушает баланс и бросает вызов порядку. Ее стиль — виртуозность элегантности, личностного исследования и столкновение всевозможных идей. Заховский Хаос воплощается в треугольниках и пятиугольниках, острых, заточенных как ножи углах, плавности и спокойствии поверхностей. Здесь все уживается друг с другом, но в тот же момент архитектурный образ словно расколот на кусочки. Собирая их, Заха каждый раз создает новое уникальное пространство для музеев, отелей, деловых центров, мостов и парков. Все то, чего так не хватало современным городам.

Одинокая планета

Еще в 11 лет юная Заха Хадид мечтала стать самым известным в мире архитектором, чтобы строить интересные здания. Детский взгляд на урбанистические постройки формировался вовсе не под влиянием конструктора Lego или пазлов. Наоборот, уже ребенком Заха начала принимать непосредственное участие в зодческом ремесле. Так, вместе с отцом ей пришлось строить дом для родственников в Ираке. Таскать кирпичи девочке, конечно, не доверили, но замысловатые идеи по поводу строительства выслушивали внимательно: "Любопытно, а что, если бы…"

Это "любопытно" не покидало ее всю жизнь, оно только обогащалось наблюдениями за богатой исламской культурой Багдада, где она родилась, Бейрута и магнетическими небоскребами Нью-Йорка. Родители всегда поддерживали ее начинания и стремление к учебе: она окончила школу и поступила на математический факультет в еще либеральном на тот момент Ираке. Именно здесь юная экспериментаторша научилась самому главному в ее жизни — открытости и приемлемости любых новшеств. И каждое жизненное решение Захи приближало ее к мечте: Американский университет в Бейруте, затем Архитектурная ассоциация в Лондоне, первая работа под эгидой датского архитектора Рема Кулхаса в Office for Metropolitan Аrchitecture (OMA). Кстати, именно этот прославленный архитектор позже назвал Заху "одинокой планетой на собственной орбите", адресуя эти слова уникальности ее идей и упорству во всех начинаниях. Ведь даже когда ранние проекты Захи казались до такой степени необузданными, что у инженеров и строителей не хватало фантазии и нужных умений для их воплощения, она продолжала идти своим нестандартным путем, не изменяя принципам.

Реклама на dsnews.ua
Вся жизнь — борьба

"Я всегда верила в успех, — объясняет Заха Хадид, — но мне до сих пор обидно, когда люди меня спрашивают: "Неужели вы действительно думаете, что ваши проекты осуществимы?" Сколько же я должна построить зданий, чтобы доказать это?"

Но доказывать и бороться за свои идеи приходилось часто. Лондон, почти родной город Захи, в котором она выучилась, начала карьеру и живет вот уже 30 лет, оставался бесчувственным ко всем ее начинаниям. Многие из проектов 1980-х так и остались на бумаге. Одной из главных причин тому был британский консерватизм — власти хотели видеть традиционное обновление города, дабы не спровоцировать недовольство налогоплательщиков. Так, в 1994 г. валлийцы заморозили ее футуристический проект Cardiff Opera House, заявив, что он разрушит культурные ценности города. Причины недовольства можно понять — Заха предложила абсолютно новую концепцию здания, намереваясь создать открытую оперу с множеством параллельных концертных залов. Вместо крыши были придуманы овальные стеклянные раковинные навесы, которые плавной волной погружались на землю, а многочисленные бутики "нанизывались" как жемчужины на нить ожерелья по всему периметру оперы. К сожалению, творчество победил политический консерватизм, проект провалился, так и не став, по мнению международной прессы, новым направлением в архитектурном течении ХХ ст.

Этот охлаждающий опыт откинул назад старания Захи. "Конечно, для всех нас это был ужасный момент. Целых пять лет мы ничего не производили. Денег не было", — жаловалась архитекторша британскому журналу Time Out. Тем не менее, упрямая Заха Хадид продолжала сражаться с предубеждениями и стереотипами, параллельно совершенствуя свои разработки. Более того, в переломный момент в офисе лондонской компании Zaha Hadid Architectures продолжали трудиться и ее ученики, не сомневающиеся в таланте экстравагантной Захи. Секрет такой преданности прост: в отличие от многих архитекторов, Хадид не ограничивает юношескую фантазию, а наоборот, поощряет ее, давая полную свободу полету мысли. Тем более, что такой принцип фантазерства оказывается оправданным в любом случае. Взять, к примеру, проект отеля The Peak в Гонконге (1983 г.) — идея заключалась в том, чтобы разрушить существующий высокий утес и затем "склеить" горный отель из обломков той же горы, органично вписав его в ландшафт. И хоть проект-победитель конкурса так и не был осуществлен по причине банкротства заказчика, но именно этот "полет мысли" принес Захе славу.

А затем…

Прогнозы Захи сбылись — ныне общество стало более восприимчиво к архитектурным инновациям. Резко появилась потребность разнообразить скучные города, однотипные районы, стандартные музеи, рестораны и офисы. "Восприятие людей действительно поменялось. Молодые люди стали оптимистичными и либеральными, они пьют, едят и развлекаются на улицах", — говорит Заха. В этой новой глобальной культуре Хадид выступает как дирижер идей, она смело разрушает стереотипы и диктует новые тренды. Громкую критику заменило одобрение, проект последовал за проектом, награда за наградой. В итоге офис пришлось расширять, и сегодня в нем насчитывается 200 молодых инженеров, которые трудятся над 40 проектами одновременно!

Между тем мировое признание не сделало ее высокомерной и напыщенной. Она осталась сама собой и по-прежнему следует своим привычкам: долго гуляет по улицам Лондона, по ночам раздумывает над новыми проектами, рисует эскизы. Кажется, что запас идей у нее неиссякаем: каждый новый проект — открытие, она никогда не повторяется и не копирует саму себя. Преподаватели Архитектурной ассоциации в Лондоне считали, что нестандартные идеи Хадид берет из исламской геометрии, но, по ее признанию, вдохновение она черпает во всем: шелесте листьев, каплях лондонских дождей, скорости спешащих куда-то прохожих. Нужно лишь найти новое в привычных вещах и скомбинировать идеи.

Как считает сама Заха Хадид, у каждого человека много шансов добраться до вершины самореализации. Главное — этого захотеть. Сейчас, когда она начала творить, остановить ее просто невозможно.

ВОДНЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР В 2012 Г. (ЛОНДОН, ВЕЛИКОБРИТАНИЯ)

Идея здания была навеяна наблюдениями за медленным течением воды. Отсюда — плавная геометрия масштабного сооружения, которая органично взаимодействует с окружающим ландшафтом и протекающей вблизи рекой. Строительство закончится в 2008 г. Здесь разместятся два бассейна: один (50 м) — для синхронного плавания и поло, второй (25 м) — для дайвинга. Вместительность комплекса — 20 тыс. мест. Стоимость проекта — GBP75 млн.

ВЫСТАВОЧНЫЙ МОСТ (САРАГОСА, ИСПАНИЯ)

275-метровый мост-павильон через реку Эбро станет своеобразным "входом" на территорию Всемирной универсальной выставки "Экспо-2008", где все посвящено теме воды. Вместе с британской инженерной компанией Arup планируется построить из инновационных материалов многоуровневое сооружение с дугообразными коридорами, через которые посетитель сможет попасть в выставочные залы в форме коконов. Для естественного освещения в крыше прорезаются специальные узорчатые отверстия. Общая площадь выставочного моста — 4 тыс. кв. м.

КАНАТНАЯ ДОРОГА (ИНСБРУК, АВСТРИЯ)

На осень 2007 г. запланирована сдача нового проекта — четырех станций альпийского подъемника Nordkettenbahn, каждая из которых выдержана в отдельном стиле. Прозрачные покатистые крыши станций выгодно подчеркивают просторные помещения внутри и напоминают ледник. Здания обладают интуитивными формами, которые имитируют горный ландшафт. Стоимость — порядка EUR56 млн.

    Реклама на dsnews.ua