• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Собачий вопрос

Реклама на dsnews.ua

Киевский приют для животных успел пережить за годы независимости три реорганизации, а недавно директора КП "Приют для животных" Мирона Кучинского киевские городские власти уволили с должности, подписав его заявление по собственному желанию. Ныне на замещение данной вакансии открыт конкурс, и вряд ли данная должность долго будет оставаться незанятой. И вызывает сомнения то, что решительные меры городских властей раз и навсегда избавиться от варварских методов работы собачьих приютов будут успешными. Как выяснила "ВД", реорганизациями проблему не решить — при существующих правилах работы приютов им будет выгодно, чтобы численность бродячих животных не снижалась. А отсутствие контроля над деятельностью этих организаций позволяет последним использовать бюджетные деньги по своему усмотрению.

Деньги на ветер

В КГГА интерес "ВД" к контролю над использованием выделяемых приютам средств вызвал удивление. "Бюджет приюта в Бородянке составляет около 3 млн грн., но это даже не "мышкины слезы" по сравнению с финансированием городской медицины, на которую ежегодно выделяется 1,3 млрд грн.", — разводит руками Ирэна Кильчицкая, заместитель главы КГГА. Хоть деньги для города и небольшие, но в 2003 г. на содержание КП выделялось лишь 1,5 млн грн., в городском бюджете на 2007 год заложена цифра 3,5 млн, реально же финансирование всех служб приюта выливается городу в 6,5 млн грн. — дополнительные средства идут информационно-диспетчерской службе "Спасение", службе ветеринарной медицины и Центру идентификации животных. "При этом нам стало известно, что в Бородянском приюте постоянно находятся около 500 животных, и в основном — это одни и те же животные", — говорит Ольга Петручок, глава Киевской городской общественной организации "Защита".

Щедрость городских властей довольно странна, учитывая, что существующий параллельно приют Киевского городского общества защиты животных в пгт Гостомель умудряется работать с годовым бюджетом в 60 тыс. грн., не беря ни копейки из городского бюджета. "Правда, этих денег для нормальной работы нам не хватает, — сетует Ася Серпинская, президент Киевского городского общества защиты животных. — На эти деньги в приюте содержатся примерно 700 животных, и для его функционирования на европейском уровне нам нужно примерно 360 тыс. грн. в год".

В частном приюте бродячих животных кормят, лечат, стерилизуют и, по возможности, находят им новых хозяев, усыпляя лишь в крайних случаях. Что же касается КП "Приют для животных", то, по словам представителей организаций по защите прав животных, многие из возложенных на него функций приют не выполняет. В частности, увеличение финансирования приюта в 2003 г. более чем в два раза было связано с обязательством КП проводить стерилизацию животных, но до сих пор оборудование для этой процедуры не закуплено. "Проверка КГГА деятельности КП "Приют для животных" показала, что хотя в отчетности указано, что животных умерщвляли гуманным способом, вводя первоначально усыпляющий препарат, на самом деле этого не делалось, и собаки умирали в страшных муках", — негодует Ирэна Кильчицкая. Это и стало одной из причин увольнения Мирона Кучинского с должности директора КП.

По словам Ольги Петручок, прибыль у Бородянского приюта гораздо выше, чем у любого частного. Это косвенно подтвердил "ВД" и бывший работник бригады отлова этого приюта, согласившийся побеседовать на условиях анонимности: "Зарплата у нас небольшая, всего 700 грн., а на каждой собаке можно подзаработать лишнюю копейку. Потому, отлавливая собак в одном районе города, мы их часто выпускаем в другом. Беременных животных мы никогда не трогаем, они ведь дают приплод, а значит — прибыль".

При этом отловом животных занимается только КП "Приют для животных" и только по заявкам. За каждое отловленное животное заказчик должен заплатить 76 грн., а если учесть, что в 2006 г., по оценкам Международного общества защиты животных SOS, в приюте было умерщвлено 16 тыс. четвероногих, только за счет денег заказчиков бюджет приюта пополнился на 1,2 млн грн. Стоит отметить, что в эту цифру вошли пойманные и отпущенные в другом месте бригадами отлова животные. Немудрено, что со своей главной задачей — сокращением численности бродячих животных в Киеве — КП не справилось. По данным Международного общества защиты животных SOS, в столице на сегодняшний день более 25 тысяч бездомных собак и кошек, и столько же их было в 1996 году.

Реклама на dsnews.ua

Прокомментировать данные цифры "ВД" попросила руководителя КП "Приют для животных" Мирослава Кучинского. Однако официальный запрос "ВД" на его имя был оставлен без внимания, а другие сотрудники приюта отказались общаться с журналистами даже на условиях анонимности.

"Существует несколько путей нецелевого использования Бородянским приютом бюджетных средств, — говорит Ася Серпинская. — Первый — это отлов. Никто не знает, сколько собак они довозят до приюта живыми. Мертвых животных там оформляют как живых, и на них должны идти средства на уход, питание, которые очень легко присвоить. Второй путь — это питание и лечение. Никто не проконтролирует, чем там кормят животных, кормят ли их вообще и делают ли им прививки. И, наконец, — умерщвление, когда вместо дорогостоящих препаратов усыпления используются жестокие методы".

Отсутствие контроля над деятельностью коммунального приюта подтверждают и в КГГА. Там "ВД" сообщили, что знают и о "левом" заработке бригад по отлову, и о негуманном содержании животных. "Но проконтролировать, сколько животных было выловлено и каким образом умерщвлено, практически невозможно, — говорит Ирэна Кильчицкая. — Как это происходит на практике, мы не знаем, да и нет у нас специалистов, которые могли бы точно проверить работу КП".

Бюджетные реорганизации

Расходы на четвероногих беспризорников в КП "Приют для животных" составляют 440 грн. в месяц (см. бокс "Расходы на содержание животных"). Даже если допустить, что столько тратится на содержание постоянно находящихся в приюте ежемесячно 500 собак, затраты КП в год составят 2,2 млн грн., в то время как доходная часть бюджета, по подсчетам "ВД", составляет не менее 7,2 млн грн. "На самом деле траты приюта гораздо меньше, поскольку способы содержания и умерщвления животных там поистине варварские", — говорит Татьяна Тарнавская, президент Международного общества защиты животных SOS.

"По санитарным нормам трупы животных должны сжигаться, — продолжает Ася Серпинская, — но и на этом работники приюта экономят. Большинство трупов закапывается в лесах на киевских массивах Троещина, Лесной и на Подоле".

Знают о нарушениях и городские власти. Недавно они провели проверку финансовой и отчетной документации КП "Приют для животных". "Животные должны были умерщвляться таким способом: собакам сначала должны были вводить препарат, после которого животное засыпало, и лишь затем должен был вводиться умерщвляющий препарат, — возмущается Ирэна Кильчицкая.—Но руководство КП экономило на препарате, который вводил животных в глубокий сон, а сразу же вводился умерщвляющий препарат. После этого животное 20-30 минут умирало в жестоких муках. А в документах показывалось, что эти препараты закупают". Однако на какую сумму были выявлены нарушения, вице-мэр вспомнить не смогла. А за подробными результатами проверки посоветовала "ВД" обратиться в Международное общество защиты животных SOS, где нашей просьбе предоставить соответствующую документацию удивились. По словам Татьяны Тарнавской, такая документация к ним в организацию не поступала.

Одна доза снотворного для животного весом до десяти килограммов стоит 50 грн. То есть, умертвив за год варварским методом 16 тыс. животных, администрация приюта "сэкономила" 800 тыс. грн.

Шкурный интерес

"ВД" считает, что "собачий вопрос" можно было решить, наследуя опыт европейских стран (см. бокс "А как у них"), — с помощью стерилизации животных. Во-первых, это почти в два раза дешевле, чем усыпление, во-вторых, не пришлось бы тратиться на длительное содержание животных. Лишь на закупку препаратов для эвтаназии в 2006 г. КП получило 1,44 млн грн., стерилизация одного животного обходится в 50 грн., что в два раза дешевле, чем процедура умерщвления. Сэкономленные средства можно было бы потратить на иные статьи городского бюджета или же направить на создание дополнительных приютов по европейскому образцу.

Однако для этого необходимо подойти к процессу отлова и содержания животных как к бизнесу. Во-первых, уничтожить монополию на отлов бродячих собак, которой ныне обладает КП "Приют для животных". Во-вторых, городским властям следует ежегодно заключать контракты с существующими в Киеве собачьими приютами, где финансироваться будут реальные затраты на поимку и содержание животных. В частных приютах с четвероногими давно уже обращаются с соблюдением европейских норм, а также умеют считать деньги. И в приюте Киевского городского общества защиты животных, и в Международном обществе защиты животных SOS животных предварительно лечат, делают нужные прививки и стерилизуют. Своих питомцев на улицу они не возвращают, но зато появляется очень много желающих взять себе стерилизованное животное, и значительная их часть находит себе хозяев.

"Мы заключили договоры с несколькими мясокомбинатами, хлебным заводом, производителями кур и молочных продуктов, — рассказывает Ася Серпинская. — Они поставляют нам продукты питания, которые необходимо утилизировать. За счет этих продуктов можно прокормить всех бродячих животных столицы". Утилизация просроченных продуктов питания на специальных заводах — удовольствие дорогое, а скармливание их животным, которые не используются в сельском хозяйстве, приравнивается к утилизации.

К тому же существующая только де-юре плата за содержание домашних животных должна уменьшаться в случае, если хозяин провел стерилизацию своего питомца. Вот только киевским властям все недосуг, и потому недалек час новой реорганизации коммунального приюта — пока очередной иностранный журналист не проникнет на его территорию и в воздухе опять не запахнет скандалом.

ЗВЕРСКИЙ ПРИЮТ

Украина не часто становится объектом внимания европейских обывателей, но примерно раз в десять лет нашей стране удается привлечь внимание иностранцев. Три года назад — оранжевой революцией, в 1986 г. — аварией на ЧАЭС. В промежутке между этими событиями уместился скандал, связанный с трансляцией несколькими европейскими телеканалами сюжета о приюте для бродячих животных, расположенном в поселке Пирогово близ Киева. Отнюдь не гуманные способы умерщвления бродячих собак шокировали европейцев настолько, что Киеву стали угрожать международным скандалом, который удалось погасить городским чиновникам, изобразившим искреннее возмущение и ликвидировавшим печально известный приют. Однако подобного рода заведение появилось вновь — под названием "Киевский городской центр "Животные в городе". Оно было создано в пгт Бородянка Киевской области. После проникновения туда съемочной группы в 2003 г. проблески былого скандала замаячили перед киевскими властями вновь. И, как и в 1996 г., в КГГА решили уладить скандал очередной реорганизацией — появилось КП "Приют для животных", которое и существует до сих пор.

А КАК У НИХ

В западных странах, в первую очередь —в Западной Европе и Северной Америке, важнейшей профилактической мерой для снижения численности бездомных животных является снижение сумм налогов с владельцев стерилизованных животных. При достижении доли стерилизации владельческих животных 70-80% число отловленных животных начало активно сокращаться. Так, в США количество усыплений в приютах за последние 30 лет снизилось в четыре раза. В Великобритании около половины отловленных собак возвращаются прежним владельцам, а число оставшихся невостребованными — всего лишь 10-15 %.

В США, Италии, Болгарии, Греции, Турции, Таиланде, Индонезии, Египте и в некоторых городах Индии к проблеме бездомных животных применяют иной подход: животных отлавливают, затем стерилизуют и отпускают. В странах Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Северной Африки бездомных животных отстреливают или травят из-за частых эпидемий бешенства и отсутствия муниципальных приемников. Но это не дает желаемых результатов, поскольку популяция быстро восстанавливается.

    Реклама на dsnews.ua