• USD 39.5
  • EUR 42.2
  • GBP 49.1
Спецпроекты

БАМБУКОВЕД-ИСПЫТАТЕЛЬ

Реклама на dsnews.ua

Отправляясь на встречу с человеком, на визитке которого то ли всерьез, то ли в шутку значится "главный бамбуковед" и который именует себя цивилизованным дикарем, корреспондент "ВД" терялась в догадках: то ли это академик-ботаник, то ли экзальтированный знаток фэн-шуй.

Алексей Анохов оказался дипломированным радиофизиком. Он рассказал, как благодаря упорству и научному мировоззрению смог превратить случайное хобби в прибыльное дело.

Молодость. Йога. Бамбук

История эта началась, скажем так, авантюрно. Когда в 1991 г. студента Анохова отчислили за прогулы со второго курса радиофизического факультета КГУ им. Т.Г. Шевченко, он махнул на все рукой и, недолго думая, отправился в йогическую коммуну на Кавказ. "На обратном пути я попал на бамбуковую плантацию и привез с собой бамбук, — вспоминает он. — В следующие полгода я побывал там еще раз пять или шесть и ради интереса мастерил бамбуковые сувениры для себя и друзей. Но потом вернулся в университет, и бамбуковая тема заглохла".

После окончания вуза Алексей устроился на работу в Институт прикладной оптики. Но когда научная тема, которую он исследовал, закрылась, появилось много свободного времени. Делать было нечего, и г-н Анохов вспомнил про бамбук. Именно тогда брат-архитектор подбросил идею заработать на бамбуковом увлечении. Первый проект — перегородка между кухней и коридором — только подтвердил резонность и успех этой затеи.

Однако начиналось все с проб и ошибок. Самой каверзной проблемой, с которой столкнулся начинающий мастер, было то, что бамбук часто трескался. И предсказать, когда это произойдет и почему, невозможно. Это задело научное самолюбие Алексея. О некоторых опытах бамбуковед-испытатель сегодня не может вспоминать без улыбки, а тогда было вовсе не до смеха. "Однажды я решил освоить технологию пропитки бамбука воском, — вспоминает Алексей. — В квартире-студии, которую я тогда снимал, у меня на печке стояла ванна. В ней кипел воск с маслом. Я хотел довести бамбук до состояния пластика и сделать вазы, в которые можно не боясь наливать воду. Полгода я пытался его вываривать, и даже что-то получалось". Об опасности своих экспериментов Алексей узнал лишь несколько лет спустя, когда заинтересовался производством свечей. Оказывается, парафин при перегреве воспламеняется и взрывается. Но тогда, к счастью, все обошлось.

Начиная работать с бамбуком, Алексей Анохов столкнулся еще с одной проблемой — невозможностью применения правил работы с деревом. "Бамбук — это не цельная деревяшка: у него внутри полость с перепонками. При сочленении нескольких стволов начинаются "игры" с полостями. "Возникают" дыры, с которыми не знаешь, как бороться. Кроме того, он может расколоться, — рассказывает Алексей. — Столяры иногда дают какие-то советы, но при работе с бамбуком они бесполезны". Пришлось полагаться только на себя. Тогда-то очень кстати и пришлось знание физики, геометрии, сферических законов и исследовательский тип мировоззрения "свободного художника".

Реклама на dsnews.ua

Своими знаниями украинский бамбуковед не прочь поделиться и даже какое-то время работал с помощниками. Но, в конце концов, отказался от этой идеи. "Когда мастер что-то делает сам, то может гарантировать качество. Если же подключается другой, пусть даже обученный и старательный человек, то часто гарантии качества отпадают, — объясняет Алексей. — Если ты берешь человека "с руками", то растишь себе конкурента. А если "без рук", — просто обрекаешь работу".

Утром деньги — вечером бамбук

Чтобы добиться успеха, нужно запастись терпением и спокойно относиться к деньгам. Ибо быстро вернуть вложенные средства не получится. Крупные и по-настоящему дорогие изделия Алексей Анохов делает под заказ, причем приступает к работе только после предоплаты. "Если сделать "диван-отсебятину" и ждать, пока его кто-то купит, то это время может и не наступить. А ведь подобное изделие требует больших капиталовложений, — объясняет он. — Хотя у меня периодически возникают мечты забросить заказы и взяться за "отсебятину". Делать то, что мне интересно".

Цена готового изделия зависит не только от сложности заказа, но и от стоимости материалов. Чем больше диаметр бамбука, тем он, разумеется, дороже. "Бамбук изначально растет из земли уже того диаметра, которого должен быть, и не утолщается со временем. На Кавказе за бамбук диаметром в 4 см просят $1. Это дорого, учитывая затраты на дорогу и обработку. Несколько лет я обходился старыми запасами и кое-что докупал в Украине. Недавно ездил на Кавказ отмечать Новый год, заодно и бамбук привез, — рассказывает Алексей. — В Киеве свои расценки. Определяются они очень просто: диаметр бамбука в сантиметрах — это цена в долларах за погонный метр. Например, побег диаметром 10 см стоит $10 за метр".

Опытный мастер дает гарантию на изделие и готов, в случае чего, доработать его. Человек, долго работающий с бамбуком и знающий все его особенности, должен подводить клиента к тому, что и как нужно сделать. "У меня был случай, когда один ресторан заказал у меня светильники. Когда все было готово и оставалось сделать только основание, от моих услуг они отказались — мол, "дорого берешь", — вспоминает Алексей Анохов. — В итоге какие-то работяги что-то подпилили и через неделю все основания потрескались. Тогда заказчики снова обратились ко мне, но исправить огрехи было уже невозможно".

Сейчас свое дело Алексей считает скорее рукоделием, чем бизнесом. Но ставить производство на поток и открывать специализированный магазин он не спешит. "Салон предполагает большие капиталовложения. Нужно работать постоянно, брать на себя ответ- ственность за людей, — объясняет Алексей. — Есть ведь обязательные затраты, которые нужно отрабатывать, — аренда, зарплата. А я люблю свободу — могу в любое время уехать за бамбуком. Или в тундру… Люблю Кавказ, единственный кусок советских субтропиков, куда можно поехать просто на машине, без всяких виз".

Бамбук от фонаря

Ценообразование на этом низко конкурентном рынке "отфонарное". Ключевую роль играют уровень доходов клиента и интерес к работе самого мастера. "Как правило, 50% суммы — себестоимость материалов и столько же — стоимость работы. Но бывает, работы, которые мне по душе, делаю дешевле, — объясняет индивидуальный подход Алексей Анохов. — Особенно если речь идет о каких-то новинках. И если изделия нестандартные, я заранее соглашаюсь снизить цену — и клиенту приятно, и мне интересно. В следующий раз эта же работа может стоить в два-три раза дороже".

Заказы на бамбуковые изыски поступают планомерно, без всякого намека на сезонность. Причем не только от состоятельных любителей экзотики. "Раньше я думал, что бамбук — удовольствие только для богатых, — вспоминает Алексей Анохов. — А сейчас среди моих заказчиков есть совсем небогатые ребята. Встречаясь с ними, невольно думаешь: "Сейчас поговорим, и на этом дело закончится". А в итоге — заказ получаешь".

К нарушению своих авторских прав Алек-сей относится совершенно спокойно. "Поначалу я тоже сидел в интернете, копался сутки напролет, копировал интересные идеи. А сейчас, даже если вижу что-то интересное, делаю в итоге все по-своему, — рассказывает мастер. — Я уже видел изделия, например, колокольчики, точь-в-точь как мои. Но если речь идет о том, что нужно бороться с конкурентами, я готов отойти и придумать что-то новое".

На продвижение особых средств мастер не тратит. Когда стартовал, занимался ненавязчивой рекламой — раздавал визитки. Сейчас клиенты находят его сами — либо через интернет, где у Анохова есть свой сайт, либо по рекомендациям знакомых. И вот что интересно. Некоторые заказы подкидывают друзья-дизайнеры, которые либо слишком заняты, чтобы взяться за работу, либо специа-лизируются на чем-то другом.

Когда Алексей создавал сайт, одновременно подал документы на регистрацию торговой марки Aborigen. И руководствовался далеко идущими планами. "Тогда у меня были пафосные мысли — объединить под этой маркой разных мастеров, ведь "абориген" — это очень широкое понятие. Сюда можно привлекать всех, кто что-нибудь мастерит руками", — вспоминает мастер-энтузиаст. Но, в конце концов, ресурс превратился в виртуальную дизайн-студию троих мастеров, презревших конкуренцию и готовых делиться идеями друг с другом.

Работы Анохова встречаются не только в столице. Часто зовут поработать и в другие города. Но выезжает бамбуковед неохотно. Какой в этом смысл, если и дома достаточно работы по дизайну? Когда особых заказов нет, Алексей мастерит что-то для души. Так получилось, например, с кокосами. Из них экспериментатор делал светильники, свечи, заливая в скорлупу парафин. И, надо сказать, увлекся кокосовым направлением не на шутку. Подумывал даже бросить бамбук и переключиться на кокосы. Присматривался физик-бамбуковед и к другим видам деятельности. Например, пробовал себя в роли директора йога-студии. Но каждый раз возвращался к старому хобби, которое за 16 лет так и не успело надоесть.

    Реклама на dsnews.ua