• USD 39.5
  • EUR 42.2
  • GBP 49.1
Спецпроекты

В темпе венского вальса

Реклама на dsnews.ua

Первое знакомство с Украиной Гельмуту Бургеру чуть не стоило жизни. Власти Закарпатской области пригласили группу австрийских бизнесменов покататься по реке Тиса. Oжидавшие увидеть уютный катер, австрийцы были несколько шокированы увиденным. "Мы увидели четыре лодки с веслами, и нам пришлось снять пиджаки, галстуки и грести вниз по течению 20 км, — уже со смехом вспоминает Гельмут Бургер, директор группы компаний AVE Energie AG Oberosterreich Umwelt. — А через час лодка, где находился глава районной администрации и мэр г. Виноградово перевернулась. Не успел я порадоваться, что это не произошло с нами, как оказался тоже в воде". Трехчасовое путешествие обошлось без жертв, но австрийцы промокли до нитки. Казалось бы, подобное приключение навсегда должно было отбить охоту вести бизнес в Украине, но у г-на Бургера паспорт пестрит красными штампами о пересечении украинской границы. Уже больше года в Закарпатской области работает его предприятие по уборке мусора.

Понять особенности

Принято считать, что в Украине отрасль ЖКХ может быть только убыточной, а население — недисциплинированным в отношении платежей за коммунальные услуги. Но пример Гельмута Бургера этот стереотип опровергает — хотя бизнесмен скрывает объемы прибыли своего предприятия, его развитием в Украине он вполне доволен. "Мы заключили договор о сотрудничестве с местными коммунальными предприятиями, и свою работу они выполняют хорошо, ведь они получают 40% прибыли компании, и заинтересованы в увеличении доходов, рассказывает Гельмут Бургер. — А население с нами рассчитывается вовремя — мы заключили с каждым жителем отдельный договор, установили новые красивые контейнеры для мусора, завезли мусороуборчную технику и упорядочили систему вывоза мусора". Оказалось, что проблемы недобросовестных неплательщиков нет, есть недобросовестные исполнители услуг. И теперь Гельмут прислушивается ко всем пожеланиям жителей города, так как он убежден, что ЖКХ — это бизнес, причем очень перспективный.

Австрийских бизнесменов в Украине отличает основательность подхода. Перед тем, как начать в нашей стране свой бизнес, они тратят месяцы на изучение бизнес-среды. Гельмут Бургер перед тем, как начать работу в Виноградово, изучил общественное мнение насчет вывоза мусора. Оказалось, что все жители города считают, что данная проблема существует, а половина даже готова платить по 10 грн. с человека, только бы мусор своевременно вывозился из их дворов. После этого г-н Бургер не раздумывая начал бизнес в городе, с мэром которого ему довелось искупаться в холодных водах Тисы.

Однако основательность австрийцев в деле изучения украинского рынка не всегда гарантирует успех самого бизнеса. Ведь понимание принципов его ведения в Украине и Австрии не совсем совпадает. Роман Гласхаузер, директор строительной компании PORR, перед приездом в Украину долго изучал не столько неписанные правила работы на украинском рынке, сколько русский язык.

"Мои представления об Украине стали меняться уже в аэропорту, и за год, проведенный здесь, я могу сказать, что мне здесь все нравится, — говорит Роман Гласхаузер. — На строительном рынке есть еще много незанятых сегментов, правда речь идет не о возведении жилых домов, тут отлично справляются и украинские компании. Я считаю, что у нас есть большие шансы в сфере строительства нежилых помещений, например, офисных зданий или гостиниц".

Вот только за год работы в Украине г-н Гласхаузер так и не начал строительство. Возможно, причина в том, что директор строительной компании упорно не хочет прибегать к услугам украинских партнеров, справедливо полагая, что и сам прекрасно знает, как вести строительство.

Реклама на dsnews.ua

"Без украинского партнера земельные вопросы не решить, — вздыхает г-н Гласхаузер. — Надо иметь контакты, и знать, как это все работает. Приход в Украину с надеждой легко и просто получить земельный участок — наивный шаг со стороны инвестора". Гельмут Бургер также считает, что выбор партнера был первоочередной задачей для его бизнеса. В поисках пребывает ныне и Отмар Бляйбершниг. "Мы ищем украинских партнеров, потому что они лучше знают инфраструктуру и особенности вашей страны, — рассказывает Отмар Бляйбершниг, генеральный директор компании CNS-Netinfo GmbH. — Полгода назад у нас уже был случай, когда мы разработали проект для одной украинской фирмы, а она исчезла и не дает о себе знать. Мы так и не смогли ее найти. Но, несмотря на это, я не боюсь развивать свой бизнес в Украине, подобное могло произойти в любой стране".

Тем не менее, Роман Гласхаузер намерен доказать, что его компания в сфере генерального подрядчика справится и без кооперации с украинскими партнерами. Тем паче, что в подобном сотрудничестве есть не только плюсы, но и минусы. "Если у меня будет с партнером общий бизнес, то это не значит, что все пойдет легко и просто, — говорит г-н Гласхаузер. — Мы можем начать совместный бизнес, а потом мой партнер меня к нему и на шаг не подпустит". Работающие в строительстве бизнесмены сетуют, что порой сталкиваются с такой ситуацией как блокирование рынка со стороны украинских партнеров. Потому привезти в Украину строительное ноу-хау не так просто как кажется.

Австрийский стандарт

Сегодня в Украине работает более 150 австрийских компаний, бизнес которых чаще всего представлен в сфере услуг, банковской деятельности, деревообрабатывающей и пищевой промышленности. Последние два года австрийцы стали рассматривать возможность выращивания в Украине рапса, ведь у них на родине экологически чистое топливо пользуется спросом, а собственного сырья для загрузки мощностей имеющихся заводов не хватает. "Нас очень интересует сотрудничество в тех сферах, где оно могло бы улучшить экологию в Украине, — рассказывает Ульрике Рабмер-Коллер, вице-президент Палаты экономики земли Верхняя Австрия. — Поэтому правительство Австрии разработало специальный проект, который показал бы нашим бизнесменам те огромные возможности, которые открываются перед ними в Украине". Отмар Бляйбер-шниг в уговорах не нуждается: его компания уже 15 лет сотрудничает с украинскими фирмами. "Украина сегодня — это Австрия 20 лет назад, — говорит бизнесмен. — Мы видим те же проблемы, но и те же перспективы. Австрия — маленькая страна, и рынок там уже сформирован, нам надо осваивать другие страны. У Украины есть преимущество: это большая страна с большим интересным рынком, и здесь есть где развернуться. Через 5-10 лет найти на нем свою нишу будет так же сложно, как и в Австрии.

Потому бизнесмены готовы мириться с трудностями даже в тех ситуациях, когда они совершенно непонятны для австрийцев. "Многие процессы забюрократизированы, — рассказывает Гельмут Бургер. — Когда мы завозили мусороуброчную технику, то долго не могли ее оформить на границе". Роман Гласхаузер до сих пор удивляется ведению бухгалтерии в Украине. "Только здесь я столкнулся с такими понятиями как налоговая накладная и акт выполненных работ, — говорит бизнесмен, — на каждую мелочь нужно выписать отдельный приказ. Многие вещи просто бесполезны".

Грегор Пастль, торговый советник Посольства Австрии в Украине, полагает, что австрийские бизнесмены придут в Украину быстрее, если увидят поддержку со стороны государства. "Мало поддержки и консультаций со стороны государства, когда фирма начинает работу, она ожидает здесь увидеть политику, которая будет способствовать работе инвестора в новой стране, — говорит г-н Пастль. — Есть также проблема с налогообложением для инвесторов. Но мы надеемся, что новый парламент предложит решение этой проблемы". По его мнению, австрийских бизнесменов настораживает и политическая нестабильность. Вот только сами бизнесмены считают, что западные СМИ преувеличивают данный вопрос. "Я не верю тому, что говорят в массмедиа, особенно, после того как сам побывал в Украине и все увидел, — рассуждает Отмар Бляйбершниг. — Бюрократия есть и у нас, и высокие налоги тоже. Конечно, в Украине не так все спокойно как в Чехии, но она не такая нестабильная как Польша. Самое главное для нас, чтобы мы, просчитав здесь свой бизнес-план и начав проект, не получили новый налог, на который не рассчитывали".

Наследие Габсбургской империи

Большинство австрийских бизнесменов начинают развивать свой бизнес именно с западных областей Украины, когда-то входивших в состав Австро-Венгерской империи. Правда, дело тут не в ностальгии, а в банальной близости запада Украины к Австрии. Дорогу от Вены до Ужгорода австрийские бизнесмены преодолевают за полдня. Возможно, потому в Закарпатской области Австрия занимает второе место после США по объему инвестиций в экономику региона. Правда, в последние годы австрийские инвесторы все чаще проявляют интерес к Киеву, Донецку и Харькову. Случайности в этом нет: восточные регионы Украины видятся им в качестве стартовой площадки для выхода на российский рынок. Его объемы и возможности заставляют австрийских бизнесменов расплываться в улыбке, прикидывая в уме возможные прибыли. И потому Украина — это хорошее место для роста предприятий и понимания принципов ведения бизнеса на постсоветском пространстве. Впрочем, Украина уже была однажды в истории мостом между Австро-Венгрией и Россией.

>>БЛИЦ-ИНТЕРВЬЮ 

РОМАН ДЭНИС: "Отсутствие честных судов — искушение для чиновника брать деньги"

В 2002 г. Роман Дэнис поменял свой тихий и размеренный Грац на шумный и динамичный Киев. Переезд в Украину он сначала воспринял тяжело, однако спустя короткое время понял, что ошибался. Сегодня Роман Дэнис руководит международным концерном GRAWE Group в Украине и является членом правления дочерней компании GRAWE Ukraine, вполне допуская, что проживет в Украине еще долгое время.

>>Вы говорите, что с опаской восприняли переезд в Украину. А что вас больше всего удивило в нашей стране?

— Количество черных "Мерседесов" S-класса. Причем непонятно было, как к этому относиться: хорошо это или плохо. Ведь Украина — это страна, судя по ВВП на душу населения, не очень богатая. Когда такое видишь, это настораживает.

>>А в ведении бизнеса?

— Меня удивляло очень многое. Например, бухгалтерия. Я мог часами сидеть над нормативными документами со словарем и удивляться написанному. Чтобы списать такие вещи как чай, кофе, туалетная бумага — ежемесячно собирается комиссия, подписывается кипа бумаг. Нельзя писать, что туалетной бумагой в офисе пользуются сотрудники, она, оказывается, только для клиентов. Ведь если пишешь, что ею пользуются сотрудники, то возникают вопросы с налогообложением.

>>Ну а если взять менее приземленные проблемы в ведении здесь бизнеса?

— Главное — это взяточничество. Чиновник часто дает понять, что он не бесплатно работает. Ну и совершенно неэффективная судебная система — это одна из самых больших проблем на сегодняшний день. Если нет действенной судебной системы, то в стране может царить полный произвол. Если чиновник принимает необоснованное решение, то часто нет никакой надежды на защиту в суде. Это существенно мешает западным бизнесменам, которые привыкли к тому, что в суде можно найти правду.

>>На самом ли деле бюрократизация получения разрешительной документации отталкивает инвесторов от Украины?

— Ситуация двоякая. Если идти по легальному пути, к которому привыкли австрийцы, то может получиться так, что вообще ничего не получится. Если выбрать украинский путь и быть готовым к "конструктивной беседе" с чиновниками, то по многим вопросам можно преуспеть гораздо быстрее, чем, например, в Австрии.

>>Советуете ли вы своим соотечественникам развивать свой бизнес в Украине?

— Говорить "приезжай и открывай бизнес" я бы не стал в принципе. Это слишком большая ответственность. Бизнес — это всегда риск, и не только в Украине, но и в любой другой стране. Но в Украине есть еще больше факторов, которые могут повлиять на развитие бизнеса серьезнее, чем рыночная конкуренция. Например, та же коррупция, или попытка взять "под крышу". Как только появляются здесь бизнесмены, сразу находится кто-то, кто хочет их защищать. Это в меньшей степени касается крупных концернов, у которых может быть защита на европейском политическом или дипломатическом уровне. С мелким и средним бизнесом это происходит часто. Возможности нечестной конкуренции здесь также большие. Если конкурент привык работать по советским правилам, борьба может быть очень неприятной. Тут включаются и налоговые, и УБЭП. Нужно кому-то жизнь усложнить — заплати какому-нибудь офицеру УБЭП несколько тысяч долларов — и компанию на две недели прикроют. Если бы нормально работали суды, то со всем можно было бы бороться. Отсутствие действенной судебной системы является большим искушением для чиновника брать деньги.

>>Что порекомендовали бы вы своим соотечественникам, которые все же решились вкладывать деньги в Украину?

— Набраться терпения и отказаться от стереотипов, воспринимать новое, подстраиваться, учиться понимать новую ситуацию, которая возникает на этом рынке.

Беседу вела Светлана Рябова

    Реклама на dsnews.ua