• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Торг уместен

Реклама на dsnews.ua

Серия громких событий, произошедших с начала 2007 г. — попытки выйти на украинский рынок главной российской биржи РТС, недружественное поглощение УМВБ, создание новых бирж с нуля украинскими инвесторами — свидетельство того, что организация торгов как бизнес наконец-то стала привлекательной. И хотя говорить о массовой экспансии пока рановато, для нынешней главной торговой площадки страны — ПФТС — новички все же могут представлять угрозу в обозримом будущем. Возможно, поэтому глава ПФТС Ирина Заря проигнорировала просьбы "ВД" об интервью на тему возможных изменений в связи с появлением новых бирж.

Кто заработает, а кто потеряет деньги в случае изменений расклада сил на украинском фондовом рынке — разбирались журналисты "ВД".

На запах денег

Объем торговли ЦБ на всех украинских торговых площадках интенсивно растет. По данным ГКЦБФР, за 3 квартала 2007 г. он вырос по сравнению с 3 кварталами 2005 г. почти в 2 раза — до 21,175 млрд грн. А около 90% оборота всей торговли ЦБ в Украине приходится на ПФТС. 95% же оборота ПФТС, в свою очередь, сосредоточены в руках не более 20 торговцев.

Если обороты торговли ЦБ растут, значит, есть место для новых торговых площадок, которые смогут зарабатывать неплохие комиссионные, решили претенденты на разрушение монополии ПФТС. Поначалу они могут рассчитывать на 140-150 млн грн. в год (учитывая оборот украинских площадок за 2006 и 2007 гг., по данным ГКЦБФР, и средние комиссионные 0,5%).

В 2007-м попытки отвоевать место на рынке продемонстрировали несколько игроков. Весной начала работать днепропетров-ская торгово-информационная система (ТИС) "Перспектива", созданная двумя небольшими банками ("Финансовый Союз Банк" и "Сигмабанк"). И довольно быстро ей удалось включить в ряды своих участников более 20 торговцев.

Мощную и многоходовую комбинацию по выходу на украинский рынок затеяла главная российская площадка — РТС. Первый способ, который она прорабатывала, — покупка "ИННЭКС" (бывшей Донецкой фондовой биржи) Акционеры последней — "Укрподшипник" Андрея Клюева и структуры ИСД — не дали россиянам в августе 2007 г. выкупить допэмиссию биржи по номинальной цене. Видя серьезный интерес со стороны РТС, мажоритарные акционеры стали подумывать о продаже пакета напрямую. Авторитетный источник сообщил "ВД", что РТС все же скупила акции "ИННЭКС" — у "Укрподшипника" и ряда миноританых акционеров, и довела свою долю до контрольной. Структуры ИСД свои акции РТС не продавали и остаются акционерами биржи. Правда, теперь им придется довольствоваться вторыми ролями.

Реклама на dsnews.ua

Не зная наперед, какой из планов сработает, РТС действовала в нескольких направлениях. Москвичи затеяли создание в Украине новой биржи. Об этом стало известно от украинских инвесткомпаний, с которыми представители РТС провели в октябре встречи в Киеве. И предложили им стать соучредителями такой биржи — на условии сохранения за РТС контрольного пакета. Источники на фондовом рынке на условиях анонимности подтверждают "ВД", что предложение РТС украинские инвесткомпании особо не вдохновило. Похоже, их устраивает концентрация торгов на ПФТС и оттягивание введения новых продуктов, которые предлагают потенциальные конкуренты.

Не исключено, что для перепродажи РТС проводилась и резонансная скупка акций УМВБ. Но конечный покупатель может быть и другой: как изве-стно, к УМВБ присматрива-лась шведская ОМХ Group. Контрольный пакет УМВБ летом этого года скупила офшорная компания Oakcroft Investments Limited, за которой стоит Александр Гинзбург (подробнее см. табл. "Участники рынка" на стр. 36). Партнером Гинзбурга в этой операции стал Григорий Гуртовой — глава одной из ве-дущих инвесткомпаний, "Ренессанс Капитал Украина". На российском фондовом рынке ни для кого не секрет, что "Ренессанс Капитал" оказывает наибольшее влияние на деятельность РТС, представитель ин-вестгруппы даже входит в совет директоров биржи. Поглощение УМВБ имело более глубокую подоплеку, нежели рассказывает уволенный глава совета директоров УМВБ Олег Андронов. По его мнению, новым акционерам нужно лишь здание биржи и участок земли рядом с ним в центре Киева, на Подоле. Гинзбург же и Гуртовой, похоже, метят выше — на заполучение роли монополиста торгов акциями. 8 ноября 2007 г. Кабмин одобрил Концепцию пятилетней Программы модернизации рынков капитала, предусматривающую создание консолидированной биржевой системы. Предполагается, что в стране останется только одна фондовая площадка, которая монополизирует торговлю ценными бумагами (и доходы от нее). Столь резонансное решение не могло обойтись без мощного лобби. Среди заинтересованных лиц — глава Госинвестиций Виктор Ивченко, разработавший эту концепцию. Но если такой дерзкий план и существует, Виктор Ивченко предпочитает не афишировать свою заинтересованность. Он сообщил "ВД", что консолидированную биржевую систему видит, скорее, как объединение торговых площадок в рамках общего информационного пространства, со стандартизацией процедур и требований. "При этом биржи вовсе не обязаны самоликвидироваться или сливаться в одно юридическое лицо", — отметил он.

Размыкая круг

Появление разнообразия торговых площадок в Украине идет вразрез с интересами торговцев — действующих лидеров: это означает для них дополнительные расходы и утраты. Первое, как уже говорилось, — комиссия биржам. ПФТС ее не берет. Второе — потеря части клиентов инвестфондов, которых фондовики особенно активно начали заманивать в последние год-два.

Новые биржи для торговцев несут угрозу в виде появления в Украине продуктов, которые уже успешно работают во всем мире — к примеру, интернет-трейдинга. Это — принципиально новая возможность для торговли физлиц на фондовом рынке, которая привлечет часть клиентов или потенциальных клиентов инвестфондов. "Перспектива" недавно запустила рынок заявок, в 2008 г. она анонсирует и интернет-трейдинг. Особого энтузиазма по поводу внедрения этих технологий торговли ЦБ ПФТС не проявляла, хотя формально и пыталась запу-стить их. Так, весной ПФТС запу-скала рынок заявок, однако прекратила его работу якобы в связи с низким интересом к нему — на рынке было заключено всего 14 сделок. Новички же не верят, что этот прогрессивный продукт не найдет почитателей. Принцип рынка заявок и торговля онлайн — это продукты, с которыми собирается выйти в Украину и РТС. Ее представители акцентировали, что первым делом предложат рынку подобные технологии. Биржам продвигать их выгодно, на этом они смогут заработать. Кроме комиссионных, это еще и доходы от терминалов для интернет-трейдинга (200-700 грн. в месяц с одного терминала).

"Интернет-трейдинг привлекает своей простотой и возможностью вкладывать небольшие суммы. Вне всякого сомнения, первыми на этот рынок придут как нынешние вкладчики инвестфондов, так и клиенты торговцев, которым тоже захочется упростить себе жизнь", — говорит Игорь Сирык, директор КУА "Гарантия-Инвест". Впрочем, фондовики сохраняют спокой-ствие и не слишком опасаются потери клиентов инвестфондов. Директор ИК "Драгон Капитал" Дмитрий Тарабакин сказал "ВД": "На количество клиентов инвестфондов интернет-трейдинг существенно не повлияет. Инвестирование в фонды относится к категории так называемых "пассивных", долгосрочных вложений. Ведь если инвестор приобретает бумаги инфестфонда, ему не надо ежедневно отслеживать ситуацию на фондовом рынке, чтобы понимать судьбу своих капиталовложений. А если он участвует в интернет-трейдинге, ему нужно понимание и знание рынка, текущих тенденций, поскольку в этом случае необходимо быть достаточно активным игроком". "Интернет-трейдинг — задумка хорошая, но в исполнении очень сложная, поскольку есть множество законодательных препятствий для его появления и полноценного функционирования", — полагает Сергей Оксанич, президент ОАО "Кинто".

Однако недооценивать угрозу потери клиентов не стоит. В России через пару лет после того, как был введен интернет-трейдинг (в 2000 г.), 90% сделок на биржах стали заключаться посредством именно этой технологии.

До бесконечности сопротивляться прогрессивным ново-введениям рынок не сможет. Вероятен такой сценарий: видя надвигающуюся тенденцию, торговцы перетянут инициативу на себя, дабы минимизировать потери. "Думаю, каждый из 5 брокеров, изъявивших желание приобрести необходимый софт и стать маркет-мейкерами на рынке заявок ПФТС, уже в первые полгода приведет по 100 клиентов", — считает президент ИК "Проспект Инвестментс" Владимир Сиренко. "Как минимум, усиление конкуренции заставит ПФТС зашевелиться. Как максимум, — новые игроки предложат рынку все то, чего он долго и безуспешно ждал от ПФТС", — говорит директор по управлению активами компании "ITT-менеджмент" Виктор Федоров. Ряд действующих игроков рынка действительно были разочарованы пассивностью ПФТС, и с интересом отнеслись к новым проектам. В компании "Сократ", одной из первых ставшей членом днепропетровской "Перспективы", считают, что эта площадка является технически более модернизированной, чем существующие, что и делает ее привлекательней как для инвестора, так и для брокера.

"Если новоявленные и потенциальные конкуренты ПФТС заслужат авторитет у торговцев и их клиентов, то могут измениться доли рынка организаторов торговли. ПФТС может потерять монополию на рынке", — считает Дмитрий Тарабакин. "Думаю, новые торговые площадки отберут у ПФТС какую-то долю рынка. Планы РТС достаточно агрессивны, в то время как ПФТС практически не развивается", — согласен с ним Сергей Оксанич. Правда, по- настоящему весомой "заявки на победу" можно ожидать лишь от РТС либо от трансформированной УМВБ. "Что касается "Перспективы" — я пока не склонен рассматривать ее как конкурента ПФТС, — ведь чтобы "раскрутить" биржу или ТИС, надо вложить слишком много времени и средств. Переманить брокера с действующего успешного рынка пусть на перспективный, но пока еще малоразвитый — задача не из легких", — говорит Владимир Сиренко.

Если новички украинского биржевого дела проявят настойчивость и доведут начатое до конца, им отойдет, как уже говорилось, от $140 млн в год. Брокеры же смогут минимизировать свои потери клиентов-физлиц, если сами встанут в авангарде инициатив по выводу в Украину интернет-трейдинга и рынка заявок. И скорректируют структуру своих заработков. Торговцам придется меньше рассчитывать на легкие деньги от торговли акциями и больше внимания уделить предложению серьезных продуктов по привлечению инвестиций для эмитентов.

МНЕНИЕ

ВЛАДИСЛАВ КРАВЕЦ. Председатель правления НРБ Банка, член Совета ПФТС

— Украинский рынок торговли ценными бумагами недостаточно развит. Отсутствует нормальная депозитарная система, биржевая система: большинство сделок осуществляется посредством телефона, с их последующей регистрацией. Нам, как торговцу, необходимо нормальное денежное регулирование. Принцип "поставка против оплаты" (автоматическое заключение сделки — прим. "ВД") вроде бы реализован на ТИС "Перспектива", но механизм его работы очень громоздок. Необходим нормальный "шлюз" по работе с конечными инвесторами, интернет-трейдинг, электронная подпись, хороший интерфейс. Все это может прийти только извне — с тех рынков, где эти механизмы отлажены. Соответственно, тот, кто принесет сюда то, чего давно ждет рынок, может развить очень хороший бизнес.

Новые площадки, которые внедрят названные технологии, могут рассчитывать на максимальную долю рынка. Хоть на 100%.


БЛИЦ-­ИНТЕРВЬЮ

Дмитрий Леонов: "Сейчас идет процесс предпродажного повышения стоимости бирж"

Директор Украинского ин-ститута развития фондового рынка считает, что биржи всегда были неплохим источником доходов. Но основная "кормушка", за счет которой они жили раньше, — приватизационные конкурсы ФГИ — почти прикрылась. Логично, что биржи пытаются предложить рынку новые технологии и продукты. Однако делают это, по мнению Леонова, не столько для расширения поля своих будущих доходов, сколько для подготовки к продаже стратегическому инвестору.

Чем можно объяснить нынешний всплеск интереса инвесторов к биржам?

— Мы видим, сколько новых иг-роков хотят составить конкуренцию действующим площадкам. Безусловно, коммерческий интерес оправдан. Он существовал всегда, но раньше имел другие корни. Изначально, когда принимался Закон "О ценных бумагах и фондовой бирже" (в 1991 г.), понятие "фондовая биржа" употреблялось в единственном числе. Имелась в виду Украинская фондовая биржа с филиальной сетью в областях. Но в те времена на бирже не могло быть существенных оборотов. Когда же началась массовая приватизация, появился и системный заказчик в виде государства, которое выходило на биржу для продажи пакетов акций госпредприятий и платило за это. "Запахло" объемами рынка и, соответственно, доходами. На фондовый рынок обратила внимание УМВБ, которая изначально создавалась как валютная биржа. Там открылась фондовая секция. В дальнейшем же выяснилось, что биржи оказались неплохим инструментом для отсечения неугодного спроса на приватизируемые предприятия.

На активной торговле ЦБ на вторичном рынке в то время еще никто особенно зарабатывать не собирался, поскольку шла первичная распродажа и концентрация собственности. Следующей заметной вехой стал проект USAID по созданию торговой площадки ПФТС в связке с депозитарием МФС. ПФТС была создана в виде внебиржевой торговой систе-мы. И тут выяснилось, что с точки зрения рынка для организации вторичного оборота ценных бумаг внебиржевая технология ПФТС более удобна, чем биржевая. ПФТС, не будучи биржей, оказалась технологичнее всех существовавших на то время биржевых площадок.

Имел ли значение тот факт, что она не брала денег за проведение сделок?

— В данной ситуации форма оплаты услуг не столь существенна. То, что биржа взимает в виде оплаты за проведение операций, в случае с торговой системой может оформляться в виде членских и прочих взносов участников. Для рынка решающим фактором была ликвидность рынка и его технологичность: в системе удаленного доступа только ПФТС работала нормально. Это комфортно и удобно. В то же время на начальных этапах развития технология работы торгово-информационной системы дает больше возможно-стей для манипулирования ценами. Тем временем массовая приватизация закончилась, и биржи остались без куска хлеба. Для массовой бумажной приватизации ФГИ создал сеть сертифицированных аукционов, биржам же осталось лишь изредка проводить конкурсные продажи за деньги. Исчез системный заказчик, биржи начали "замерзать".

А за что же борются россияне и другие возможные инвесторы бирж?

— Следующий этап борьбы — за инфраструктурный комплекс. Торговая система сама по себе неполноценна, ведь и ПФТС создавалась как целостный комплекс в связке с депозитарием МФС. Но МФС и ПФТС — это "замкнутые" системы: они "законсервированы" в составе своих собственников и управляющих, и пока что вопрос привлечения стратегического инвестора не рассматривается. В то же время есть лица, которые хотели бы создать нечто подобное. Так возник конфликт на УМВБ. Те же лица, которые скупили УМВБ, подали документы в ГКЦБФР на регистрацию Центрального депозитария. Думаю, эта система сейчас будет резко технологизироваться.

Инфраструктура выгодна в постоянном использовании, на раннем же этапе она требует больших капиталовложений. Поэтому следующим шагом будет не развитие площадки для зарабатывания собственно на обслуживании сделок, а бег наперегонки из серии "кто первым пустит к себе инвестора или продастся". Думаю, ПФТС просто не дадут продаться спонсоры проекта. Скорее всего, там возможен вариант "демо-кратизации": реорганизации из дочернего предприятия в акционерное общество с ограничением по владению крупными пакетами. А УМВБ может быть в дальнейшем перепродана. Например, биржа "ИННЭКС" (бывшая Донецкая фондовая биржа) уже перепродана россиянам. Но, как говорится, русские быстро ездят да долго запрягают. Пока что русские запрягают. До украинской биржи, как до "25-го бизнеса", у них руки не доходят. По российским меркам, здесь малые обороты. А для обслуживания операций своих, российских клиентов это инструмент громоздкий. Поэтому не исключено, что это только начальное звено в цепочке продаж. Сейчас, по большому счету, на нашем рынке идет предпродажное доведение бирж до более высокой рыночной стоимости.

Кому владельцы УМВБ и "ИННЭКС" могут продать свои детища?

— Думаю, ключевым игроком выступит сетевой оператор, который попытается охватить целый регион — допустим, Восточную или Северо-Восточную Европу — для формирования "окон" в развивающиеся рынки. Главный офис, где-нибудь в Стокгольме, будет "воротами", зайдя в которые, инвестор сможет попасть через единую систему на множе-ство развивающихся рынков. Это нужно для удобства обслуживания тамошних инвесторов на наших рынках.

Беседу вела Евгения Продаева

    Реклама на dsnews.ua