• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.4
Спецпроекты

Бегущие по проводам

Реклама на dsnews.ua

Перед уходом правительство Януковича решило изменить правила на рынке электроэнергии. Законодательное закрепление перехода уже с начала 2009 г. на прямые договоры купли-продажи электроэнергии развяжет руки производителям самой дешевой электроэнергии — государственному "Энергоатому" и СКМ Рината Ахметова. Они станут новыми конкурентами компании Emfesz Дмитрия Фирташа в сфере экспорта тока в страны Европы. Тогда как нынешние посредники, зарабатывавшие несколько лет на разнице цены электроэнергии в странах Украины и Европы, в деятельности которых имели интерес соучредители ИСД, свои возможности исчерпают.

"ВД" выясняла, каковы их шансы заработать на новых правилах игры.

Закрытый клуб

Рынок экспорта украинской электроэнергии в наиболее прибыльном западном направлении СМИ традиционно относят к сфере интересов миллиардера Виталия Гайдука, а также ряда бизнесменов Восточной Европы (в том числе одного из богатейших людей Венгрии — Ласло Капои). Канал выдачи экспортной мощности из Украины в западном направлении имеет объективные ограничения — как технического, так и административного характера и составляет 500-550 МВт. Его делят несколько компаний-посредников (подробнее — см. схему "Кто делит украинский энергоэкспорт" на стр. 40). Две из них (Zomar и System Consulting) работают на рынке более 10 лет. А вот компания Korlea Invest получила доступ к украинской электроэнергии позже — в бытность Гайдука энергетическим вице-премьером в правительстве Виктора Януковича в 2002-2003 гг. Прямых подтверждений участия Гайдука в уставном капитале трейдеров нет. Но есть интерес: значительная часть экспортируемой из Украины электроэнергии уходила на польский металлургический завод Huta Chestochowa и продолжает поставляться на венгерское метпредприятие Dunaferr — оба подконтрольны корпорации "Индустриальный союз Донбасса". ИСД выгодна низкая цена электроэнергии для его предприятий. А посредникам — хорошая маржа. И те условия, на которых посредники работали в 2005-2006 гг. и в меньшей степени — в 2007-м, позволяли эти интересы сочетать. Цена реализации тока на границе Украины и стран Восточной Европы составляет около $0,05 за 1 кВт-ч, а конечная цена в некоторых из этих стран (к примеру, в Венгрии) достигает $0,1 и более за 1 кВт-ч. В 2005-2006 гг. цена украинской электроэнергии для посредников была и вовсе около $0,02 за 1 кВт-ч. Польскому трейдеру Zomar, по словам экс-председателя НКРЭ Сергея Титенко, украинская электроэнергия даже в этом году обходилась в $0,0285 за 1 кВт-ч. Правда, и цена электроэнергии в Польше сейчас сопоставима с ценой на внутреннем рынке Украины.

Ранее 100 из 500 МВт доступной экспортной мощности с поставкой с марта по октябрь 2007 г. продавались на торгах, проводившихся координирующим экспорт ООО "Укринтерэнерго". Затем их проведение было остановлено в связи с обращением компании Energy Capital ("дочка" Korlea Invest) в суд. Она решила потребовать многомиллионную компенсацию за невыполнение условий заключенного на 2006-2008 гг. контракта. Продажа тока на аукционах обходилась компании дороже (по словам совладельца компании Василя Бечваржа, она понесла убытки в размере $80 млн), и экспортной мощности она в итоге получила в два раза меньше. "Укринтерэнерго" решило урегулировать конфликт полюбовно, мировым соглашением, и пообещало Energy Capital гарантированную мощность на несколько измененных условиях. Бечварж может быть доволен: по условиям мирового соглашения, Energy Capital будет приобретать электроэнергию в полтора раза дешевле, чем на аукционах весной-осенью нынешнего года (средневзвешенная цена на последнем — $0,075 за 1 кВт-ч). Другой вопрос — мотивы "Укринтерэнерго". Стоило ли заранее опасаться выигрыша Energy Capital в суде? Фактический отказ от проведения аукционов идет вразрез с поручением Виктора Ющенко правительству перейти с 1 января 2008 г. на реализацию всех экспортных мощностей исключительно на аукционах. Как сообщил "ВД" Юрий Продан, заместитель секретаря СНБОУ, в бытность его первым заместителем министра топлива и энергетики в 2005 г. "Укринтерэнерго" перезаключило договоры со всеми энерготрейдерами, в том числе и для того, чтобы оговорить в контрактах возможность ежегодного изменения цены. "Нет никаких оснований для того, чтобы не продавать электроэнергию на аукционах", — резюмировал он. На продажу электроэнергии через аукционы уповает и подконтрольная Фирташу Emfesz, хотя она и проиграла все торги в 2007 г. "В начале 2007 года у нас был контракт с "Укринтерэнерго", но когда начались аукционы, нас тихо вытолкали, и в них всегда побеждала Energy Capital. Мы же приветствовали проведение аукционов как прозрачный, современный путь формирования цены на электроэнергию", — сказал "ВД" пресс-секретарь Emfesz Борис Шестаков. Впрочем, пока неясно, предпринимает ли какие-либо шаги "Укринтерэнерго" для подготовки к аукционной продаже. Андрей Турос, заместитель директора компании, так и не нашел времени прояснить "ВД" планы координатора экспорта на будущий год.

Фирташ идет в обход

В 2008 г. Дмитрию Фирташу желанных барышей от экспорта украинской электроэнергии не видать. Зато через два года он рассчитывает с лихвой наверстать упущенное — вместо борьбы за уже существующие экспортные мощности создать дополнительные. Параллельно Фирташ пополняет свои активы компаниями — производителями электроэнергии. Структуры Дмитрия Фирташа (пока — по неподтвержденным официально данным) сосредоточили крупный пакет акций Молдавской ГРЭС. Руководство украинского Минтопэнерго недавно заявило о том, что мы, продавая электроэнергию в Молдову по цене ниже, чем на оптовом рынке, дотируем ее экономику. Это может свидетельствовать о желании министра топлива и энергетики Юрия Бойко поднять цену для экспорта тока в Молдову. Если Украина поднимет цену для Молдовы c $0,03 до $0,05 за 1 кВт-ч, электроэнергию станет выгодно производить на Молдавской ГРЭС, которая сможет покрыть все потребности страны. А Украина лишится молдавского рынка, который ежегодно приносит "Укринтерэнерго" около $80 млн, — в пользу Фирташа и "Интер РАО ЕЭС" (крупнейший соучредитель Молдавской ГРЭС — прим. "ВД").

Реклама на dsnews.ua

Однако этим экспансия Emfesz не ограничивается. Компания решила обеспечить себе доступ к европейским потребителям путем строительства новой электростанции в Венгрии, а также реконструкции линии электропередачи Южно-Украинская АЭС—Исакча. Эти проекты потянут где-то на $2,5 млрд затрат, и посему некоторые эксперты и участники рынка в их реальность верят мало, хотя официально предпочитают об этом не говорить. Однако "ВД" выяснила некоторые детали, добавляющие уверенности в том, что это не блеф. Для строительства электростанции в Венгрии уже найдено финансирование. "На днях венгерский банк OTP объявил, что возглавит консорциум банков, который выступит кредитором проекта. Со своей стороны мы рассчитываем, что к середине следующего года получим всю необходимую документацию, а во второй половине — уже приступим к строительству", — сообщил "ВД" г-н Шестаков.

Но станет ли электроэнергия Фирташа на рынке Восточной Европы конкурентоспособнее (дешевле) украинской? Согласно публикациям в некоторых СМИ, газ для венгерской электростанции будет продаваться с 20%-м дисконтом. Но Шестаков подчеркнул, что Emfesz планирует закупать газ у RosUkrEnergo по рыночной цене в Венгрии, и, учитывая это, стоимость 1 кВт-ч тока парогазовой станции составит ?0,06-0,07. По мнению экспертов Emfesz, ко времени ввода электростанции в эксплуатацию цены украинской и венгерской электроэнергии значительно сблизятся. Даже если украинская электроэнергия и через три года будет значительно дешевле венгерской, по словам Шестакова, в любом случае для новой электростанции будет гарантированный сбыт. Поскольку в ближайшие годы из 8800 МВт ныне работающих в Венгрии генерирующих мощностей около 6000 МВт будут выведены из эксплуатации как выработавшие свой ресурс.

Новые возможности

Работа Фирташа на перспективу далеко не напрасна: возможность зарабатывать благодаря дешевизне украинской электроэнергии может постепенно исчерпаться. Конкуренты, конечно, будут зарабатывать на перепродаже тока как минимум два года — пока Фирташ будет строить новую электростанцию и ЛЭП для экспорта тока в Румынию с Молдавской ГРЭС. Однако маржа трейдеров будет постепенно уменьшаться. Хотя, по мнению члена Комитета по вопросам экономической политики ВР V созыва Алексея Плотникова, в ближайшие два-три года украинская электроэнергия будет оставаться дешевле европейской. "В долгосрочной же перспективе, в связи с ростом цен на энергоносители, цена украинской электроэнергии будет сближаться с европейской", — сказал он "ВД". В Польше уже сегодня профицит электроэнергии, и украинский ток там оказался не нужен. Его поставки с октября прекращены. "Укринтерэнерго" потребовало от оператора Zomar покупать украинскую электроэнергию по $0,05 за 1 кВт-ч, но более 10 лет благополучно работавший с Украиной трейдер не согласился.

Способов сохранить или приумножить маржу на продаже электроэнергии — два. Первый — получить доступ к странам, где она еще дороже, чем у ближайших соседей (этим и занялся Фирташ). Второй — удешевить украинскую электроэнергию. Благодаря ЛЭП ЮУ АЭС—Исакча можно поставлять ток через Румынию в Балканские страны. В Румынии 1 кВт-ч стоит около ?0,06, а в Хорватии, Словении и Черногории его цена достигает уже ?0,08. Реализация этого проекта позволит увеличить экспорт украинской электроэнергии в два-три раза.

При действующей системе украинского энергорынка, на котором покупать электроэнергию можно только из "общего котла", через пару лет посреднический бизнес по торговле током логично должен был бы отмереть. Однако на днях решением правительства задекларирован постепенный отказ от Оптового рынка электроэнергии и переход на прямые договоры между производителями и покупателями. Что уже вызвало в отраслевых кругах опасения: поскольку цена электроэнергии у производителей отличается, более дешевый ток отхватят потребители, имеющие самое мощное лобби. Введение прямых договоров позволит производителям самим экспортировать ток. Новыми конкурентами Фирташа станут производители наиболее дешевой в Украине электроэнергии (а это — НАЭК "Энергоатом" и ДТЭК Рината Ахметова), когда получат возможность самостоятельно распоряжаться произведенной электроэнергией, а не послушно сдавать ее в "общий котел". Источники в корпорации ДТЭК сообщили "ВД", что внимательно наблюдают за борьбой на украинском экспортном рынке. Впрочем, они пока не предпринимали видимых шагов для получения доступа к экспорту электроэнергии. Все может измениться: ведь цена электроэнергии "Энергоатома", по которой он ее отдает ГП "Энергорынок", — всего $0,0136, а входящей в ДТЭК ТЭС "Востокэнерго" — не более $0,03. Если продавать ее в Восточную Европу, маржа получается впечатляющая.

Тогда дело за расширением каналов экспорта не станет. Фирташ совместно с "Укрэнерго" построит мощную линию передачи экспортного тока, и найдется масса желающих поделить ее возможности. Кроме того, много лет не удавалось построить вставки постоянного тока (обязательное условие для синхронизации работы украинской и европейской энергосистем), ибо в этом не было заинтересованности частного капитала. А потенциально, по словам Юрия Продана, существует возможность увеличить экспортные мощности украинской энергосистемы на 5000 МВт, то есть в 11 раз.

БЛИЦ-­ИНТЕРВЬЮ

Андрей Деркач: "Цель — дойти до конечного европейского потребителя, как это делает "Газпром"

"Энергоатом" — самый опасный конкурент действующим экспортерам украинской электроэнергии — уже готов вступить в фазу активных действий. Андрей Деркач, до недавнего времени руководивший предприятием, но еще не полностью отошедший от дел, считает проблему ограниченности объемов украинского экспорта надуманной и выгодной лишь определенным чиновникам и компаниям.

Прорабатывал ли "Энергоатом" вопрос самостоятельного экспорта электроэнергии в Европу?

— "Энергоатом", либо же концерн "Укратомпром", обязательно должен стать экспортером электроэнергии. Продажа электроэнергии в Европу позволит финансировать строительство новых ядерных энергомощностей, а также продлить ресурсы старых, как это предусмотрено Энергетической стратегией Украины до 2030 г. 3-5 млрд кВт-ч экспорта атомной электроэнергии в год являются приемлемыми. В планах "Энергоатома" — не просто продажа на границе электроэнергии, выработанной на атомных электростанциях (прежде всего — на Хмельницкой АЭС), а полноценное участие в дистрибуции электроэнергии в сопредельных странах. То есть — в партнерстве с крупнейшими европейскими энергокомпаниями, такими как французская EDF или немецкая E.ON.

Какая подготовка ведется к началу экспорта электроэнергии?

— Имелись предварительные договоренности в Словакии, однако не так давно ее распределительные сети были приобретены итальянской ENEL. Мы готовы к переговорам с новым собственником о возможном корпоративном участии "Энергоатома" (или концерна "Укратомпром") в дистрибуции украинской атомной электроэнергии на территории Словакии. Для нас важно иметь корпоративное участие в европейской энерго-трейдерской компании. Цель — дойти до конечного потребителя, как это делает российский "Газпром", скупая акции трейдерских структур в Европе. Мы ведем переговоры со средними структурами, у которых объем продаж до 20 млрд кВт-ч в год.

Какие существуют законодательные и технические трудности для выхода компании на экспорт электроэнергии?

— Действующее законодательство сужает возможности наращивания экспорта электроэнергии, привлечения инвестиций в модернизацию магистральных сетей. Поскольку позволяет использовать линии электро-передачи, по которым идет экспорт, только через "Укрэнерго". Хотя и здесь в последнее время происходят некоторые сдвиги — я имею в виду попытку оформления совместного проекта "Укрэнерго" и частного капитала (компании Emfesz, входит в группу Дмитрия Фирташа — прим. "ВД") по восстановлению линии электро-передачи от Южно-Украинской АЭС до румынской Исакчи. Замечу лишь, что без "Энергоатома" этот проект реализовать нереально.

Некоторые политики и бывшие руководители украинского топливно-энергетического комплекса предлагают для увеличения экспорта электроэнергии ждать присоединения украинской энергосистемы к европейской. Я это расцениваю как способ для отдельных структур, паразитирующих на лозунгах "европейскости", продлить эксклюзивную роль экспортера для Бурштынского энергоострова. А это уже форма коммерческого лоббизма.

Так что подобные действия — это отвлекающий маневр, откладывающий решение вопроса на неопределенную перспективу. Ведь сегодня никто не возьмется сказать, когда это реально произойдет (присоединение к европейской организации UCTE — прим. "ВД") и откуда возьмутся деньги на приведение нашей энергосистемы к стандартам и требованиям Евросоюза.

Быстро решить техническую проблему экспорта "запертой" в Украине электроэнергии можно путем строительства вставок постоянного тока (ВПТ). С такими предложениями "Энергоатом" обращался в Кабмин, и если бы не текущая политическая неопределенность, думаю, что наши предложения были бы поддержаны. ВПТ целесообразно строить на границе линий электропередач, "привязанными" к конкретным ядерным энергоблокам. А финансировать строительство можно, используя принятую в мире схему привлечения средств под будущие поставки электроэнергии.

Беседу вел Егор Гаврилов

    Реклама на dsnews.ua