• USD 39.5
  • EUR 42.2
  • GBP 49.1
Спецпроекты

Этнокрыша не поедет

Реклама на dsnews.ua

Инженер-конструктор по образованию Игорь Тринос после окончания Киевской сельскохозяйственной академии попал на практику в Великобританию. И там увидел, как люди кроют крыши соломой и камышом. Ему это понравилось — попросил, чтобы научили. Английский босс сказал: "Если бы ты был англичанином, мы бы тебя ни за что не взяли. Но ты же украинец — и нам не конкурент. Мы тебя обучим". Оказалось, что в Великобритании это очень выгодный, но закрытый — семейный бизнес. Спрос огромен: каждый второй дом в английских поселках покрыт соломой или камышом. Иметь дом под соломенной крышей в Англии модно, престижно и очень дорого: 1 кв. м кровли обойдется в 250 фунтов стерлингов (2188 грн.). Поначалу Игорь ходил в подмастерьях — полгода готовил материал на земле и подавал его тем, кто работал непосредственно на крыше. А потом украинскому парню доверили работу уже наверху. При этом основная работа г-на Триноса имела куда более агрессивный имидж: в Англии он работал тренером по спортивной аэробике. Так и прошло три с лишним года: днем — крыши, вечером — спортзал.

Украинская стриха по-английски

Когда срок действия визы закончился, новоиспеченный кровельщик вернулся на родину. "Однажды я смотрел новости, — вспоминает Игорь Тринос, — и тут, слышу, директор музея в с. Шевченково (бывшие Моринцы) просит: "Люди добрые! Кто умеет крыть крыши соломой, помогите — перекройте отцовскую хату Кобзаря, она уже год как протекает". Я перезвонил, предложил свою помощь". Сначала никто не поверил, что молодой киевлянин специализируется на соломенных и камышовых крышах. Еще больше удивились, когда парень взялся перекрыть хату чуть ли не "за спасибо". "Изначально мне дали понять: денег нет, — вспоминает Игорь Тринос. — В принципе, я собирался крышами заниматься в Украине, а потому хотел заявить о себе". Договорились так: руководство музея обеспечивает мастера жильем и материалами, а тот — выполняет обещанное. Однако услуги мастера все же оплатили: за счет средств программы "Золота пiдкова Черкащини". На работу ушло 1000 снопов и две с половиной недели. Ну, а после, когда шевченковская хата была перекрыта, Игорю Триносу позвонили из российского посольства и попросили сделать мазанку под соломенной крышей для Черномырдина. С тех пор предприниматель не жалуется на отсутствие заказов.

Приступая к делу уже в Украине, Игорь Тринос столкнулся с проблемой: в аграрной стране практически невозможно найти подходящее сырье, особенно солому. В Англии мастера-кровельщики покупают материал в специальных бобинах: заграничные комбайны первым делом убирают колосок, а потом срезают под корень и солому, связывают ее и выбрасывают уже готовые снопы. У нас о таком даже не слыхали. Тогда Игорь решил действовать по старинке — нашел людей, которые вручную косят, сушат, вяжут, молотят. Ведь из-под украинских комбайнов солома не годится: ржаная солома должна быть длиной 1,2 м.

"В прошлом году я арендовал поле у одного фермера, нанял людей — привез аж из Волынской области, — рассказывает Игорь Тринос. — Людей для такой работы найти нереально. Не то чтобы навыки потерялись — никто не хочет работать на открытом воздухе, только в офисах да за компьютерами. В Англии тот, кто работает в поле, — уважаемый человек".

Да и отношение к малому бизнесу, сетует предприниматель, у нас явно не английское. "Недавно я крыл камышом шашлычную, — вспоминает Игорь Тринос. — Подъезжает крутой джип. Из него выходит не менее крутой новый украинец. Говорит: "Какой класс, с кем можно поговорить, узнать, сколько это стоит?". Я говорю: "Можете поговорить со мной". Рассказал ему, что сколько стоит. Он опять: "Как найти вашего директора, чтобы оговорить все нюансы?". Говорю: "Я директор". Он отошел, посмотрел на меня (а я в рабочей одежде) и спрашивает: "Как? А где офис? Где пиджак?".

Одним из факторов успеха Игорь считает хорошую, дружную команду. Сейчас она состоит, помимо мастера, еще из трех человек: брата Игоря Триноса и еще двух наемных сотрудников. И хотя говорят, что с родственниками лучше не работать, однако совместный бизнес семейные отношения братьев не испортил. "Сгореть от стрессов на работе не боюсь — ребята очень поддерживают, — радуется предприниматель. — У нас дружная, командная работа. Было такое время, когда было очень тяжело — и физически, и морально, но ребята меня поддержали, помогли, смотрю — они похудели все, но не сказали ни слова в упрек".

Реклама на dsnews.ua

Несмотря на существование национальной традиции кровли соломой, Игорь работает по английской технологии. Состоит она в следующем. Снопы кладутся в три слоя снизу вверх, крепятся проволокой, а не деревянным стрежнем, как в украинской версии. Потом крышу обливают водой и расчесывают вилами. Сверху натягивают оцинкованную сетку — чтобы птицы не гнездились. Соломенный слой в общей сложности получается не 17 см, как было принято в наших краях, а вдвое толще.

Конкуренции г-н Тринос не боится, потому что по английской технологии в Украине никто, кроме него, крыши соломой не кроет. "Когда-то моему английскому боссу задали вопрос: "Дэйв, а почему у вас такие цены высокие?". Он сказал очень мудрую фразу: "Мы дорогие, потому что мы лучшие". Эту фразу я принял и для себя — зачем оценивать себя дешево, если ты действительно лучший?"

Хата-мазанка "под ключ"

Клиенты — в основном люди обеспеченные: бизнесмены, политики. Ведь для украинца со средним достатком этнокрыша — дороговатое удовольствие: за 1 кв. м камыша придется отсчитать от ?70 за 1 кв. м, соломенной кровли — ?100 за 1 кв. м. Случается, что обращаются к предпринимателю заказчики, принадлежащие к среднему классу. И, что любопытно, относятся к труду несколько по-иному, нежели нувориши. "Был у меня один заказчик из Обухова, человек небогатый, — вспоминает г-н Тринос. — Когда мы закончили беседку, этот мужчина подошел, обнял, расцеловал нас, — говорит: это то, о чем я давно мечтал. Когда назвал ему цену, он, не торгуясь, отсчитал деньги. С состоятельными клиентами переговоры без торгов — это редкость". Правда, так доброжелательно с мастерами обходятся не все. "В Англии нас каждый день хозяева встречали с чаем, печеньем, конфетами, очень радушно, — сравнивает Игорь, — а в Украине, бывает, заказчики выходят из дома и даже не здороваются с нами".

Украинские заказчики первым делом уточняют, насколько безопасна соломенная крыша. "Только один раз в Украине я покрыл крышу антипиреном: банкир-заказчик настоял, — вспоминает Игорь. — В Англии этого никто не делает: все должно быть естественным". Камышовая или соломенная крыша похожа на закрытую книгу. Если уголок поджечь, то там только и обгорит. Всю крышу пламя не охватит: снопы настолько плотно спрессованы, что не содержат воздушных карманов, благодаря чему пламя просто не может распространиться по всей кровле.

На соломенную крышу мастер дает гарантию 20-25 лет, на камышовую — от 50 лет. "За один день я могу положить до 8 кв. м камышовой крыши, — рассказывает г-н Тринос. — Потом ее нужно аккуратненько подбить, почистить, сделать шапку, конек, все подстричь. Специального оборудования не нужно — у нас специальные лопатки, отвертки, профессиональный шуруповерт. А все остальное — ручная работа".

Тем, кто загорится идеей эксклюзивной крыши, Игорь советует интересоваться квалификацией мастеров-укладчиков и опасаться мошенников. Последние, не мудрствуя лукаво, кидают на крышу соломенные маты, а через месяц-два такая кровля попросту разлазится. Предприниматель считает, что камышом качественно кроет крыши в стране еще одна фирма, о которой г-н Тринос, надо отметить, отзывается весьма неплохо.

Вопрос о рентабельности владелец соломенного бизнеса деликатно обходит, ограничиваясь лишь словами о том, что он действительно выгоден. "Если работаешь вовсю с марта по ноябрь, то всю зиму можно отдыхать", — шутит предприниматель.

К счастью для Игоря Триноса, мода на все украинское касается и архитектуры. И кто знает, может, в стиле украинских хат-мазанок скоро станут строить целые коттеджные городки?

    Реклама на dsnews.ua