• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.6
Спецпроекты

…Твою пат

Реклама на dsnews.ua

Пока что общество (те самые "маленькие украинцы", которые ходили на "разноцветные" майданы) апатично наблюдает за происходящим, лишь время от времени разражаясь саркастическими реакциями. Вызвать их может, например, рефлексия действующего руководителя правительства на процесс избрания его преемника. "Вчерашние события в парламенте продемонстрировали очевидную нежизнеспособность "коалиции-227". Это дало обществу четкий и понятный сигнал: надежды на стабильность в стране — тщетны. Поэтому, как политики ответственные, мы должны сделать все, чтобы не позволить столкнуть Украину в водоворот перманентных политических кризисов. Мы должны вывести государственный корабль из круговерти опасных порогов на безопасное течение", — говорит Виктор Янукович. И говорит вроде бы трезво, здраво и рационально. Но в это же время его соратники по парламентской фракции блокируют трибуну Рады и ломают рабочее место спикера. А у самого спикера отбирают первый рабочий инструмент любого народного избранника — карточку для голосования. При этом оппоненты регионалов ведут себя ничуть не лучше — вспомним хотя бы голосование с элементами эксгибиционизма (демонстрирования партнерам по коалиции своих заполненных бюллетеней) в ходе выборов главы Верховной Рады.

Даже драматические прог-нозы со стороны всегда дружественного северо-восточного соседа подогревают крепча-ющий "здоровый пофигизм" населения. В стиле Кассандры руководитель российского Института политических исследований Сергей Марков пророчествует, что для недопущения к премьерскому посту Юлии Тимошенко ее политические соперники могут пойти даже на физическое устранение лидера БЮТ. Фишка в том, что на Юлию Владимировну уже столько раз "покушались" и устраняли, что одним разом больше или меньше — ни она, ни народ не заметят.

А к реальной подоплеке происходящего и присматриваться не надо. Она видна невооруженным взглядом. Артикулировал ее председатель Комитета избирателей Украины Игорь Попов. "Никто не говорит об идеологических или программных расхождениях, говорят только о портфелях… Не доверяют друг другу большинство и меньшинство, не доверяют друг другу партнеры по коалиции, не доверяют руководители фракций... Поэтому и забирают карточки для голосования", — раскрыл секрет Полишинеля эксперт. И не будут говорить о программах и идеологиях, и будут продолжать экспроприировать карточки — ведь это уже норма. Которую осталось разве что закрепить законодательно.

Что же из этого может получиться в будущем? Один из вероятных вариантов развития коллапса предлагает заместитель председателя Центр-избиркома Андрей Магера: "Коалиция, в соответствии с Конституцией, формируется не из числа депутатов, а из числа депутатских фракций. Если фракции не насчитывают 226 депутатов, то ни о какой коалиции говорить нельзя. Любая попытка создать такую коалицию приводит фактически к нарушению Конституции со всеми последствиями, которые из этого выплывают. Я не исключаю, что вплоть и до роспуска парламента". Зимой 2004 г. Виктор Андреевич Ющенко, видимо, сделал для самого себя неправильный вывод, решив, что выборы являются результатом, хотя по логике вещей — они всего лишь инструмент. Своего очередного "результата" президент достиг 30 сентября текущего года. И почему бы не предположить, что так нравящийся гаранту Консти-туции процесс не повторится во внеочередной раз?

Не менее реальным развитием сюжета в буффонадном стиле является сохранение существую-щей системной бессистемности. Когда Виктор Янукович вместо собственных инициалов будет писать приставку "и.о.", Юлия Тимошенко, потрясая жемчужным ожерельем, будет бороться за армию на контрактной основе и возвращение обесцененных вкладов времен Советского Союза, а Виктор Ющенко устанет от регулярного обращения "любі друзі" ко всем участникам затянувшегося театра абсурда. Кстати, о большой вероятности реализации такого сценария говорят и в парламенте, расшифровывая подтекст следующим образом: становиться премьером Юлии Тимошенко сейчас невыгодно — инфляция в уходящем году достигла самых высоких показателей за последнее десятилетие, цена на газ существенно возросла, тарифы на ЖКХ необходимо поднимать, а свои невыполнимые предвыборные обещания — выполнять. Так что уж лучше продолжать показательные выступления в парламенте — вместо того, чтобы вешать себе на шею неподъемный груз. Который может существенно испортить снежно-белую репутацию потенциального кандидата в президенты с сердечком на груди.

И если уж говорить об экономической составляющей происходящего, то необходимо вспомнить, что лимит везучести отечественного бизнеса не безграничен. Да, в 2006-м полгода страна существовала без легитимного правительства, когда Верховная Рада под руководством Влади-мира Литвина отправила в от-ставку Кабмин Юрия Еханурова. Предпринимателям от этого было ни холодно ни жарко, и отечественная экономика тихой сапой развивалась, не отвлекаясь на тогдашние политические недоразумения. Тогда же окончательно оформилась тенденция, согласно которой народ и бизнес перестали ждать каких-либо внятных ра-циональных сигналов от какой-либо власти. Говорить об удовлетворяющих все заинтересованные стороны правилах игры вообще не приходится. В уходящем году окончательно сформировался постулат: "Они что-то одно, а мы что-то другое". То, что в следующий год Украина войдет без полноценного бюджета (впервые в третьем тысячелетии), практически очевидно. Очередная авария в Алчевске — не только еще один жирный минус в послужной список власти (не будем обращать внимание на политические цвета), но и, возможно, первый звонок к начинающейся драме. И пускай разнообразные переговорщики успокаивают себя и нас тем, что новая цена за импортный газ есть запредельной, но не смертельной. Им — легче. Когда-то лидер избирательного Блока "КУЧМА" и бывший директор парламента Александр Волков рассказывал "ВД", что по нему рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги не ударит, потому что у отставного нардепа "пенсия хорошая". А что делать тем, кто не сумел протиснуться в Верховную Раду или хоть в какой-то захудалый местный совет? Эмиграция и утечка мозгов? Хоть чучелом, хоть тушкой подальше от "любих друзів", "козлов, которые мешают нам жить" и разнообразных "команд профессионалов"? Возможен еще и известный со времен "совка" вариант "внутренней эмиграции" — максимально дистанцироваться от всего официального, что творится в стране, закрыться в своей ракушке, прикинуться ветошью и не отсвечивать. Но необходимо помнить, что из всего сказанного Вячеславом Пиховшеком истинным является тезис о том, что украинская политика интересуется даже теми, кто не интересуется ею. А значит, дистанцироваться от того, что творится в отечественной власти мало кому удастся.

Таким образом, как бы ни закончилась очередная эпопея в доме под стеклянным куполом, каковы бы ни были результаты голосования по премьеру, не стоит особо обольщаться, что страну в обозримом будущем ожидают радикальные изменения в лучшую сторону. Политический пат состоит в том, что вообще не наблюдается игроков, которые хотели бы и могли трансформировать ситуацию, которую хотелось бы назвать смешной. Кстати, иногда шахматные партии заканчиваются тем, что гроссмейстеры сметают с доски фигуры и разламывают ее о головы друг друга. В нашем случае еще один роспуск парламента не годится, а ждать появления на сцене украинского амфитеатра deus ex machina ("бога из машины"), который решит проблемы тех, кто "за стеклом" (да и наши тоже), — тщетно.

Реклама на dsnews.ua

Чем чреваты политические цугцванги?

Остров Пасхи (XVII или XVIII вв.)

В период расцвета тамошней цивилизации на острове существовали два соперничавших между собой народа (по другим версиям — два социальных класса): ханау момоко (короткоухие) и ханау еепе (длинноухие). Первые — угнетенные, вторые — угнетатели. Короткоухие по указанию длинноухих строили ставшие потом легендарными статуи. Вскоре экология острова была разрушена, короткоухие взбунтовались и сожгли своих соотечественников, загнав их в двухкилометровый ров с расплавленной магмой.

Польша (XVIII в.)

Установившаяся практика выборов короля шляхтой в Сейме (принцип вольной элекции) со временем привела к противостоянию между всеми политическими лагерями. Магнаты размахивали правом "вето" и кричали: "Nie pozwoliam!". В итоге территория Речи Посполитой была поделена между Россией, Пруссией и Австрией. Польша почти на полтора столетия прекратила свое существование.

Франция (1789-1794 гг.)

Несоответствие потребностей местной аристократии и возможностей тогдашней экономики привели к торгово-промышленному кризису и банкротству страны. Начинавшаяся почти как "бархатная" (символ монархии — Бастилию — взяли штурмом женщины), Великая французская революция превратилась в кровавое избиение аристократов во главе с королем.

Германия (1919-1933 гг.)

Послевоенный экономический кризис усиливался, руководство Веймарской республики почти полтора десятилетия демонстрировало политическое слабоволие, гигантская инфляция позволяла олигархам того времени наживать огромные барыши на торговле металлом из Рурской области. В итоге "маленькие немцы" в 1933 г. получили от президента Гинденбурга "надежду нации" в лице Адольфа Гитлера. Через полтора года Гинденбург скончался.

Румыния (1989 г.)

Поделенная между ближайшими родственниками и друзьями президента Николае Чаушеску, страна оставалась самой бедной даже в социалистическом лагере. Доведенные до предела "маленькие румыны" взбунтовались, взяли штурмом дворец главы государства. И после непродолжительного суда расстреляли его вместе с супругой. Сейчас Румыния — самая бедная страна Евросоюза.

    Реклама на dsnews.ua