• USD 39.5
  • EUR 42.2
  • GBP 49.1
Спецпроекты

Автоматы на стол!

Реклама на dsnews.ua

"Это естественный отбор: либо ты съел, либо тебя съели", — сказал "ВД" пожелавший сохранить инкогнито сотрудник одного из управлений КГГА, подписывая акт проверки игрового зала на окраине Киева. До недавнего времени игорные дельцы избегали масштабных конфликтов. Мелкие и крупные, легальные и нелегальные, украинские и зарубежные операторы более-менее мирно уживались на азартном рынке. Однако после того как в марте 2006 г. парламент Российской Федерации принял решение вынести игорные заведения за пределы крупных городов в четыре специальные зоны, российские магнаты бросили все силы на освоение соседних стран. Одной из самых привлекательных "зон" стала Украина. По подсчетам "ВД", в 2007 г. игровые автоматы в Украине принесли своим владельцам $3-3,4 млрд, тогда как еще два года назад доходы азартных дельцов не превышали

$1,5 млрд. Игроки уверяют, что рынок уже близок к насыщению, и наращивать обороты повелителям фортуны остается не иначе как за счет вытеснения более мелких игроков. Потому россияне так рьяно ринулись в бой. Иностранные дельцы не только обзавелись многомиллионным финансовым ресурсом и получили опыт жесткой конкуренции, но и наладили полезные связи в Верховной Раде. В парламентских комитетах кипит работа — депутаты готовят законопроекты, предполагающие вытеснение с рынка мелких и теневых украинских операторов. Однако отечественные дельцы сдаваться не собираются — сейчас они продвигают законопроект, нацеленный на удержание своих позиций. Война между азартными магнатами только начинается.

Снимаем маски

Торговцы азартом разбились на два противоборствующих лагеря — местных и иностранцев. Отечественные крупные повелители фортуны рьяно скрывают не только доходы своих сетей игровых автоматов, но и свои имена. Это не удивительно: бизнес, формировавшийся в бандитские 1990-е, еще не полностью вышел из "тени" — далеко не все операторы хотят платить налоги. Часто подотчетность выходит боком в жесткой конкурентной борьбе на рынке. Но "ВД" все же удалось собрать сведения о крупнейших операторах игорных автоматов. По данным анонимных источников, ни за одним из украинских азартных дельцов не стоят финансово-промышленные группы. Пока большую часть игорного бизнеса в Украине контролируют совладельцы сетей игровых автоматов Игорь Кулик ("Экстрема"), Вадим Яновский ("ИгроСервис"), Эдуард Городыский ("Одрекс"), Руслан Печенко (Royal), Валентин Телятицкий ("Купидон"), Тамара Голубчик ("Фан Гейм") и Сергей Корытин ("Максима").

Семерка лидеров не только держит залы игровых автоматов по всей Украине, но и развивает крупное производство игорного оборудования (подробнее — см. таблицу на стр. 35). Азартных бизнесменов принято связывать с бандитскими группировками. Однако, как выяснила "ВД", бандитское прошлое — не обязательная ступенька в карьере игорных дельцов. Оказалось, среди держателей игорного бизнеса есть даже "специализированные" бизнесмены, на старте занимавшиеся разработкой программного обеспечения для игровых автоматов. Владелец компании "Экстрема" Игорь Кулик в конце 1980-х разрабатывал детские электронные игры в научно-исследовательском институте и основал с партнерами свой первый кооператив. "Мы продолжали создавать игры, пока однажды к нам не обратились с заказом на разработку ПО для игровых автоматов. С тех пор это направление стало основным видом моей деятельности", — вспоминает г-н Кулик. Ныне только эксплуатация игровых автоматов приносит компании "Экстрема" около $72 млн в год (оценка "ВД").

Но исключение лишь подтверждает правило. По словам источника "ВД", многие крупные операторы "крышуют" небольшие игровые точки с несколькими автоматами. "Они сдают нелегалам в аренду игровое оборудование для размещения в магазинах или на базарах — там, где легально работать невозможно, иногда даже могут предоставить копию лицензии", — объясняет эксперт. А эти небольшие точки в "разрезе" страны держат рынок, достигающий $1,2-1,4 млрд в год. По данным Украинской ассоциации деятелей игорного бизнеса (УАДИБ), без патента работает около половины игровых автоматов — 120-140 тыс. штук.

Четверка крупных "иностранцев" — Ritzio Entertainment Group, "Уникум Гейминг", "Максбет" и Olympic — в нашей стране не новички. Украину они начали осваивать еще в 1990-е годы и долгое время не ставили палки в колеса отечественным покорителям фортуны. Но судьбоносное решение Госдумы РФ кардинально изменило ситуацию. В отличие от своих украинских "коллег", иностранцы, которым выгодно играть в цивилизованный бизнес, более открыты. Самый значимый "варяг" Ritzio Entertainment в 2005 г. даже выпустил кредитные ноты.

Реклама на dsnews.ua

А совладелец группы — миллиардер Олег Бойко — вообще личность легендарная. В середине 1990-х его называли одним из наиболее влиятельных российских олигархов. Бойко был совладельцем концерна OLBI, банка "Национальный кредит", Сбербанка, членом совета директоров ОРТ и "Известий". Однако в 1996 г. бизнесмен получил тяжелейшую травму позвоночника. С тех пор он прикован к инвалидному креслу. Вместе с богатырским здоровьем Бойко потерял и свой мощный бизнес. Пришлось стартовать практически с нуля. Вместе с Александром Абрамовым он скупил акции крупных метпредприятий России — так появился на свет "ЕвразХолдинг". В Украине интересы олигарха продвигает его брат Александр Бойко (подробнее см. блиц-интервью на стр. 37). Второй иностранный игрок — группа "Уникум", специали-зирующаяся на производстве игорного оборудования. Примечательно, что совладелец компании Борис Бело-церковский — официальный партнер Олега Бойко в Ritzio. Однако участники рынка заверяли "ВД", что у Белоцерков-ского есть и своя сеть игровых салонов в Украине, насчитывающей около 5 тыс. автоматов. Занимающая ведущие позиции в прибалтийских странах эстонская Olympic Entertainment Group пока достаточно скромно представлена в Украине. Но основной владелец компании — один из богатейших олигархов Эстонии — Армин Кару, похоже, нацелен на динамичное развитие в Украине.

Накачиваем бицепсы

Обостряющаяся конкуренция вынуждает игорных дельцов укрупняться. Оlympic Entertainment Group стала первопроходцем на нелегком поприще слияний и поглощений. Осенью 2007 г. компания купила сеть "Эльдорадо" Николая Еременко за ?9,2 млн. Очевидно, эта дебютная сделка M&A в украинском игорном бизнесе не будет последней. "Мы намерены развиваться как путем покупки других операторов, так и за счет открытия новых казино", — раскрывает стратегию развития Olympic ее гендиректор Лембит Лоо.

О слиянии объявила и группа "Уникум" Бориса Бело-церковского. Причем не с кем-либо, а с одним из крупнейших российских производителей игрового оборудования SmartGames, по одной из версий, контролируемым олигархом Вадимом Новинским. Сам владелец "Смарт-холдинга" не признает свою причастность к этому бизнесу. Помощница г-на Новинского Ирина Харченко заявила "ВД", что впервые слышит о контроле своего шефа над SmartGames. Александр Бойко, президент Союза предпринимателей игрового бизнеса Украины, представляющего российский бизнес, также отрицает причастность Новинского к игорному бизнесу. Вместе с тем пожелавшие остаться инкогнито отечественные участники рынка заверяли "ВД", что SmartGames принадлежит Новинскому. Если их заверения соответствуют действительности, намеченное на этот год слияние активов принесет Белоцерковскому не только сеть из трех тысяч игровых автоматов SmartGames, но и мощную под-держку в лице влиятельного в Украине Новинского.

По сравнению с российскими игорными магнатами местные игроки открытые сделки не проводят и обладают куда меньшими финансовыми ресурсами. Если исходить из расчета, что один игровой аппарат приносит в месяц около $1 тыс. дохода, а крупнейшие украинские операторы управляют 5-10 тысячами игровых автоматов, то их годовой оборот не превышает $120 млн. Тогда как выручка Ritzio в 2006 г. достигла $1 млрд. Но отечественные покорители фортуны не спешат сдавать свои позиции россиянам, поскольку обладают не менее важным, а часто решающим конкурентным преимуществом — теплыми отношениями с местными властями, полагают источники "ВД". Поэтому в большинстве крупных городов пока первенство держат отечественные игроки. Многие нынешние национальные сети игровых автоматов — выходцы из регионов. Начавший бизнес во Львове Руслан Печенко считается "куратором" западного региона, Эдуард Городыский прочно закрепился в Одессе, Сергей Корытин — в Харькове. Старожилы многих локальных рынков пока застрахованы от прихода чужаков. "Есть регионы, в которых местную лицензию получить невозможно — ее просто не выдают. А даже если и выдают, то со всеми взятками она обходится дороже лицензии Минфина", — поясняет г-н Кулик.

А на самом привлекательном для игорного бизнеса киевском рынке, где, по разным оценкам, сконцентрировано от 15 до 25% игровых автоматов, пальму первенства уже перетягивают иностранные сети, тогда как дела у отечественных дельцов не ладятся.

С приходом на пост мэра Киева Леонида Черновецкого на полтора года была остановлена выдача лицензий операторам игорного бизнеса. По официальной версии, в связи с отсутствием лицензионных условий. Когда лицензионные условия, наконец, увидели свет, три крупных оператора — "Купидон", "Макси-Геймз" и Royal — решили оспорить их законность. Но после многомесячной тяжбы "жалобщики" отказались от иска. Участники рынка говорили "ВД", что КГГА удалось найти достаточно веские аргументы, чтобы убедить строптивых операторов прекратить борьбу. Излюбленный метод "постановки на место" игорных бизнесменов — регулярные рейды местных властей с целью выявить нелегальные игровые точки в Киеве. По официальной информации, в 2007 г. КГГА провела более 1,5 тыс. рейдов, демонтировала 678 автоматов и даже открыла три уголовных дела. "Конечно, мы свернули деятельность многих мелких игровых залов, работающих без лицензии или с нарушениями лицензионных условий, однако нелегальных игровых заведений в Киеве намного меньше не стало. Они просто переместились из центра города в спальные районы", — рассказал "ВД" один из чиновников управления КГГА. То есть наиболее перспективные для размещения игровых автоматов центральные районы Киева отвоеваны для крупных операторов.

Но не только работающим в "тени" игрокам приходится несладко. Даже крупным легальным операторам нелегко получить лицензию. Яркий пример — компания "Купидон". Киевская администрация отказалась выдавать лицензию оператору, в ответ "Купидон" обратился в суд, который признал правоту истца и обязал киевские власти выдать лицензию. Однако уже прошло полгода, а лицензии все еще нет. Отечественные игроки полагают, что активность киевских властей вызвана происками россиян. Последние категорически опровергают это мнение, приводя в пример пострадавшую от местной власти группу Ritzio, которой из-за лицензионных условий пришлось закрыть пять игровых залов. Похоже, в войне между операторами выигрывает киевская власть.

Бой с тенью

Основные сражения, от которых будет зависеть судьба отечественных операторов, должны развернуться в парламентских кулуарах. Зарубежные азартные дельцы первым делом нацелились на "законодательное" удаление в поля мелких игроков и бой с тенью: вытеснение слабых конкурентов позволит перетянуть как минимум половину их доходов — $1 млрд. Первый

пробный залп по "слабому звену" был сделан еще в 2006 г. В парламент был подан законопроект, призванный ужесточить правила игры в азартном бизнесе. Согласно законопроекту "О государственном регулировании организации деятельности проведения азартных игр" Сергея Матвиенкова, уставный фонд и чистые активы оператора игорного бизнеса должны составить не менее ?5 млн каждый. Также Матвиенков предлагал повысить стоимость лицензии на проведение азартных игр со ?150 тыс до ?1 млн. "Выживут только крупные сети — мелкий оператор должен умереть!" — такова, по мнению Игоря Кулика, стратегия законодательных инициатив, лоббируемых российскими компаниями.

Украинские азартные магнаты, конечно же, ополчились против пробной вылазки россиян. Ведь среди 1800 операторов игровых автоматов вряд ли наберется больше двух-трех десятков компаний, которые официально управляют, по крайней мере, тысячей автоматов. Отечественные старожилы тут же объединили усилия для защиты своих интересов. Через десять дней в противовес инициативе Матвиенкова в парламент был подан законопроект Ксении Ляпиной. Новый документ был направлен на обеспечение статус-кво.

Ответный удар не заставил себя долго ждать. В январе этого года был зарегистрирован законопроект Оксаны Билозир, Ирины Геращенко, Елены Кондратюк и Катерины Ващук. Прекрасная половина парламента предлагает увеличить стоимость лицензий, размер УФ и чистых активов до ?1 млн по каждой позиции. Принятие законопроекта расчистит дорогу крупным сетям, мелким же игрокам придется либо продаться, либо уйти с рынка. Впрочем, россияне категорически опровергают свою причастность к инициативе г-жи Билозир. Уверяя, что единственный стимул продвижения законопроекта у кумы президента — политический PR. Аргументируя свою позицию, иностранные операторы ссылаются на пункт законопроекта, с которым не согласны ни российские гиганты, ни украинские игроки. Билозир предлагает запретить размещение игорных заведений в Киеве и исторических центрах населенных пунктов. Но 13 февраля парламентский комитет по вопросам промышленной и регуляторной политики решил отправить на доработку все законопроекты, регламентирующие сферу игорного бизнеса.

Тем временем, как стало известно "ВД", готовится еще два крупных законопроекта: первый — от лоббистов УАДИБ, продвигаемый Минфином, второй — от защитников интересов российских операторов. Ни одна из сторон не пожелала детализировать "ВД" свои предложения, опасаясь утечки информации к конкурентам. Скорее всего, государство, которому выгодно укрупнение бизнеса (проще работать с ограниченным количеством крупных компаний, чем с тысячами мелких), пойдет навстречу "цивилизованным" игрокам. Если российские группы одержат верх, то, очевидно, на легальном рынке останется пара десятков операторов. Но также очевидно, что мелкие операторы, точнее те, кто обеспечивает им прикрытие, будут драться до последнего. Они обладают огромными связями, особенно на местном уровне, и, уйдя в "тень", смогут испортить бизнес еще не одному крупному капиталисту.

    Реклама на dsnews.ua