• USD 39.5
  • EUR 42.1
  • GBP 49.3
Спецпроекты

Залить пластик в баки

Реклама на dsnews.ua

Слепили из того, что было — так можно описать процесс создания установки по переработке пластиковых отходов николаевскими учеными из Нацио-нального университета кораблестроения им. Адмирала Макарова. Когда поначалу не хватало средств — приносили детали со свалки, но даже после обновления большинства механизмов внешний вид установки критичные авторы называют убогим и не обижаются, когда их детище сравнивают с самогонным аппаратом. Тем паче, что функциональностью установки они с полным правом могут гордиться.

"Наша установка перерабатывает пластик в бензин и дизельное топливо, — говорит Борис Тимошевский, доктор технических наук, профессор Национального университета кораблестроения им. Адми-рала Макарова. — Причем работает она на самоокупаемости: из одной тонны переработанного пластика получается 750 кг товарного продукта, а оставшиеся 250 кг идут на выработку электроэнергии на собственные нужды.Производительность установки — 150 кг/сутки".

Изобретатель сетует об упущенном времени, ведь внедрять технологию в производство он и его коллеги были готовы еще в 2000 г., а уже через два-три года, по словам ученого, их разработки будут уже никому не нужны.

Дешево и качественно

По технологии николаевских изобретателей из тонны пластиковых отходов получается до 750 кг "искусственной" нефти, как ее называют ученые в которой 300 кг низкооктано-вого бензина (76-й марки) и 400 кг дизельного топлива. Причем дизель получается очень высокого качества, он хорошо фильтруется и имеет низкую температуру замерзания. Если же в перерабатываемых отходах не было резины, дизельное топливо получается практически без содержания серы, которая негативно сказывается на работе механизмов.

Что касается низкооктанового бензина, который ныне не в почете у автомобилистов, то улучшить его качество можно — нужно лишь подключить к работе химиков.

По мнению ученых, полученная на николаевской установке "искусственная" нефть может выйти в продажу по цене $170-180/т, коррекцию будет вносить стоимость пластика. Сегодня тонна полимерных отходов стоит в пределах 300-600 грн., и если тонна сырья обойдется в $100/т, то себестоимость бензина составит $125/т. Причем с увеличением объемов себестоимость будет снижаться. Поэтому изобретатели не выполняют заказы тех, кто хочет получить установку на 500 кг, считая, что при таких объемах производства заработать не удастся. Ученые готовы создать большую установку, но она будет рентабельна при производительности не менее 10-15 т/сутки. А это уже — мини-завод со всеми вытекающими требованиями безопасности.

Реклама на dsnews.ua

Изобретатели подсчитали, что установка производительностью 10 т/сутки будет стоить около $3 млн, и лишь пятую часть этой суммы составит стоимость оборудования, остальные расходы пойдут на создание необходимой инфраструктуры — сооружений, ограждений, пожарных водоемов, скважины для воды.

Согласно технико-экономическому обоснованию, которое выполнили специалисты одной из проектных организаций, срок окупаемости проекта — 2,5-3 года. "Когда-то это было бы очень хорошим сроком, — говорит Борис Тимошевский. — Но сейчас украинские бизнесмены хотят сегодня вложить — и через неделю получить отдачу, потому что не знают, что будет через месяц".

Изобретатели подсчитали, что ежегодно на переработке собственных отходов Украина могла бы получать 750 тыс. кг топлива (в Украине накопилось 30 млн т пластиковых отходов и ежегодно добавляется не менее 1 млн т новых — прим. "ВД"). С учетом того, что Украина в год потребляет около 17 млн т светлых нефтепродуктов, доля искусственной нефти может составить 5% рынка.

По мнению ученых, их установка может быть интересна для нефтеперерабатывающих заводов, поскольку добавление искусственной нефти не ухудшит качества исходного продукта и вместе с тем увеличит объемы производства и снизит себестоимость. Однако в компании "ЛУКОЙЛЫ", куда ученые обращались с предложением, они поддержки не нашли.

Ученые надеялись, что их технология найдет применение на Николаевской ТЭС, что позволило бы почти вдвое снизить стоимость электрической и тепловой энергии, но и этому проекту не суждено было воплотиться.

Рассориться из-за ста миллионов

Борис Тимошевский до сих пор вспоминает об упущенном шансе запустить производство. "В 1998 году был у нас человек, способный "пробить" проект, мы с ним рассорились, не поделив $100 млн. Представляете, какой ужас: не поделить $100 млн? — со смехом говорит Борис Тимошевский. — Он добился разрешения Кабмина на ввоз в Украину 1 млн т отходов пластика — дробленого, мытого, чистого. Немцы и австрийцы в те годы не только сами поставляли в Украину пластик, но еще и доплачивали по $100 за тонну за согласие его ввозить. Мы тогда умножили $1 млн т на $100 — получилось $100 млн. Я предложил отдать 99% суммы тому человеку в Кабмине, который помог бы получить разрешение на строительство мини-завода, а $1 млн разделить на пятерых. Но он не захотел, и в итоге ничего не получилось".

Изобретатели до сих пор хранят мешок тех отходов в качестве примера идеального сырья для установки — европейский пластик приходил мытый и рубленный и без дополнительной обработки шел в николаевскую установку. Сейчас некоторые страны запретили вывоз пластика за границу и сами учатся его перерабатывать.

"О получении топлива из полимеров говорят многие страны, не мы одни этим занимаемся, но в мире есть лишь одно действующее предприятие — в Японии, — говорит Борис Тимошевский. — Я не считаю, что мы — самые умные, но не понимаю, почему другие не создают подобные установки, ведь на Западе на подобные разработки выделяются колоссальные ресурсы".

Борис Тимошевский — руководитель проекта, над которым он работал совместно с командой ученых Национального университета кораблестроения — Михаилом Ткачом и Юрием Харитоновым. Их установка на три четверти состоит из известных стандартных механизмов и деталей, которые выпускает серийная промышленность. Ученые разработали и добавили в установку четыре аппарата, которые по спецзаказу производят на украинских заводах. Сколько всего было вложено в создание установки, ученые сказать затрудняются, но говорят, что сумма эта исчисляется сотнями тысяч долларов. На свое изобретение ученые получили американский патент, однако спокойствия за сохранность ноу-хау им это не добавило.

"Патент — это красивое, дорогостоящее и бесполезное украшение на стену, но он ни от чего не защищает, никак не охраняет, — считает Борис Тимошевский. — Получая патент, вы раскрываете суть изобретения, поэтому мы стараемся так составить его описание, чтобы ничего не было понятно. Свое ноу-хау патентуем".

Все "внутренности" установки спрятаны за внешней обшивкой от пытливых глаз конкурентов, поскольку печальный опыт копирования ноу-хау у николаевцев уже был. Как-то они познакомили приезжих ученых со всем содержимым, а потом узнали, что гости попытались создать аналогичную установку, однако у них ничего не вышло. Пытались скопировать их достижение и китайцы — не сумев понять самостоятельно процесс переработки, они начали играть на чувствах изобретателей, мол, мы же с вами друзья, расскажите нам, что да как здесь работает.

Где же тут кнопка?

К ученым часто обращаются с предложением продать чертежи установки, по которым заказчик сам все произведет, но изобретатели отказывают таким клиентам.

"Мы помогаем изготовить, наладить и запустить наше нестандартное оборудование, — говорит Борис Тимошевский. — Мы берем деньги за очное сопровождение. Но когда нам говорят: вы постройте, а мы у вас купим, то мы отвечаем, что не занимаемся производством, мы не строители, а ученые. Мы спроектировали, разработали, а изготавливается все оборудование на украинских заводах".

Изобретатели говорят, что готовы к сотрудничеству с зарубежным инвестором, перед Украиной обязательств не чувствуют, поскольку от чиновников не дождались ничего, кроме восторгов и пустых заверений о будущей помощи.

"В случае достойного предложения мы готовы продать патент и на аппараты, и на установку в целом, — говорит Борис Тимошевский. — Американцы предлагали переехать к ним и там все изготовить. Они готовы платить дороже за уверенность, что получат продукцию, так как опасаются, что потом не смогут вывезти свой товар из Украины. Видимо, у них был подобный опыт".

Но ученые не спешат паковать чемоданы — надеются на очередной шанс. Ныне в Украине строится предприятие по производству топлива из полимеров, но изобретатели, подписавшие договор о конфиденциальности, рассказывать о проекте отказываются. Но говорят, что уже нашли другой вариант применения искусственной нефти, позволяющий уйти от сложных и дорогих процедур стандартизации и сертификации конечной продукции. Испытания показали, что нефть хорошо работает в промышленных дизелях, а ученые могут отрегулировать процесс получения топлива таким образом, что в искусственной нефти получится 20% бензина, 70% ДТ и 10% мазутных фракций. Полученное топливо можно без перегонки сжигать в дизельных или в газотурбогенераторах, получая при этом электроэнергию.

У ученых есть в разработке еще одно весьма перспективное ноу-хау — они научились добывать топливо из резины и уверяют, что это — экономически выгодно. Из 1 т резины получается 400 кг топлива, остальное — сажа, которую можно добавлять в асфальтовое покрытие. Но велик риск того, что и это изобретение останется известным лишь узкому кругу людей.

Сами изобретатели сетуют, что хороший лоббист мог бы решить большинство их проблем. Вот только такового у ученых нет, а сами они, придумав новые технологии, так и не научились договариваться с чиновниками.

    Реклама на dsnews.ua