• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Воздушный стиль

Реклама на dsnews.ua

Мир авиации был бы ничем, окажись в нем одни технари и ни единого художника и маркетолога. Впрочем, как и весь мир вообще. Именно к такому выводу призваны склонять всех и вся передвижные выставки знаменитого Музея дизайна Vitra, созданного в 1977 г. для методичного разъяснения значения дизайна в жизни человечества. Швейцарской компании Vitra стоит вручить двойной приз за вклад в развитие дизайна. Ее основной бизнес — переиздавать и продавать по доступным ценам шедевры знатных творцов нашего быта — от братьев Имс до Ногучи. А чтобы людей тянуло покупать стулья Пантона и Старка, а не сидеть на самодельных сосновых лавках, музейные передвижные выставки, посвященные прошлому и будущему дизайна, без устали доказывают, что последний пробрался во все без исключения сферы жизни, даже туда, где его не ждали.

Экспонаты одной из последних таких выставок под названием "Аэромир", побывав в Генте и Вайль-на-Рейне, сейчас движутся в направлении Цюрихского аэропорта. Это лучшее место, чтобы продемонстрировать — авиация без дизайна просто погибла бы.

Утраченная роскошь
"В самолетах и аэропортах мне нравится все — как там подают еду, тамошние туалеты, мятные пастилки, развлечения, особая манера делать объявления по громкоговорителю, конвейерные ленты, графическое оформление, цветовое решение, самая надежная система безопасности, самые лучшие парфюмерные магазины, самые квалифицированные служащие и самый высокий оптимизм", — сообщил Энди Уорхол в своей "Философии…" и выразил взгляды целого поколения. Это поколение еще помнило эпоху, когда коммерческие перелеты были удовольствием избранных, разновидностью эксклюзивного приключения.
Первые пассажирские авиаперевозчики работали в убыток. Их последователи благодарили государства за субсидии и рьяно экономили средства. Затем наступила эпоха технических фантазий. Визионер Норман Бел Геддес в 1929 г. выдумал свой сказочный "Авиалайнер №4" — девятипалубную амфибию, предусматривавшую на борту концертный зал, теннисные корты, библиотеку, солярий и 180 отдельных кают для 600 пассажиров. Бел Геддес был уверен: гигантизм является основой бескомпромиссного комфорта и безопасности.

Последнее его предположение было жестоко опровергнуто реальностью. В мае 1937 г. гигантский немецкий цеппелин LZ 129 Hindenburg загорелся на подлете к Нью-Джерси. Не прошло и минуты, как красавец-авиалайнер, самый крупный из когда-либо построенных, высотою с 13-этажный дом и всего на 23 метра короче злополучного "Титаника", был полностью разрушен огнем, погубив 36 человек.
Опустившись на землю, конструкторы стали создавать соразмерные человеку самолеты. Оказывается, в них тоже был возможен комфорт. В июне 1939 г. с острова Ньюфаундленд вылетел регулярным рейсом компании Pan American "боинг-314" с 19 пассажирами на борту. До сих пор никому не удалось превзойти уровень их обслуживания. Пассажиры отдыхали в отдельных каютах, обедали в просторной гостиной, для дам и новобрачных были предусмотрены специальные покои. Однако вскоре глава компании Хуан Трипп, свято веривший в массовость воздушных перелетов, стал привлекать клиентов иными радостями: низкой ценой билета.

Воздушный конвейер
Целый ряд обстоятельств — нефтяные кризисы, эволюция условий труда, глобализация, конкуренция, терроризм и тому подобное — привели к тому, что философия Триппа стала доминирующей в мире авиаперевозок. Этот воздушный конвейер предполагал, что пассажиры навсегда распрощаются с эксклюзивной фарфоровой посудой, широкими комфортабельными сиденьями и изысканными обедами на борту. Зато они перестанут перед каждым вылетом высчитывать вероятность смерти в воздухе: она была сведена к минимуму. А средства на авиабилет уже не придется копить в течение жизни, как для полета на "конкорде", этом последнем бастионе роскоши в воздухе. Когда и его не стало, в руках у авиаперевозчиков остался весьма ограниченный инструментарий для привлечения клиентов. По большому счету, он сводился к ценовой политике, созданию безопасного имиджа и наличию симпатичного корпоративного стиля.

По одежке встречают
На заре коммерческой авиации трудно было отличить между собою традиционно "выкрашенные" серебристой краской самолеты. Чуть позже перевозчики придумали брендировать их, нанося названия, логотипы и иногда — оригинальные орнаменты. Логотип компании Lufthansa еще в 1919 г. придумал промышленный дизайнер Отто Фирл, знаменитую стрелу Swissair в 1952 г. разработал Рудольф Бирхер, а Чарльз Форберг и Эдвард Барнз в 1955 г. создали символику для компании Pan Am.

Когда последняя задумала превратить военный заправщик Dash-80 в пассажирский лайнер "боинг-707", на борт "боинга" были впервые приглашены профессиональные дизайнеры из Высшей школы в Ульме. Тогда руководитель проекта Уолтер Дорвин Тиг распорядился соорудить для испытаний модель лайнера в натуральную величину, воссоздав все — от кресел до тележек стюардесс.

Реклама на dsnews.ua

Столь привычные сегодня регулируемые спинки кресел, пластиковые контрольные панели, утопленные источники мягкого освещения и спокойная цветовая гамма салона были в свое время изобретены Тигом в результате тонких научных расчетов и анатомических изысканий. Мягкие скульптурные линии потолка делают салон просторнее, оттенки синего и зеленого навевают мирное настроение, белый и пурпурный внушают чувство достоинства — учитывались все детали. "Боинг-707" стал первым коммерчески успешным лайнером "реактивной эпохи", и главным творцом его успеха был дизайн.

Имидж компании Lufthansa — отдельная история. Над ним в 1962 г. основательно поработал гениальный график Отл Айхер, разработчик новаторских пиктограмм, обозначающих различные публичные места. А отчетливый стиль датских королевских авиалиний KLM создавался на базе бренд-бука, детально разработанного Фредериком Генри Кеем Хенрионом, пионером в области корпоративного стиля.
Концепция и обязательные элементы такового — от униформы стюардесс до фирменной посуды — зародились лишь в начале 1960-х. Любопытно, что поначалу стюардессы, а точнее "дежурные рейсов", как их называли, облачались в одеяния, напоминающие обмундирование фронтовых медсестер, ведь чаще всего они и были медсестрами. Идея сделать униформу сдержанно-сексуальной и поручить ее разработку трендовым дизайнерам принадлежит никому конкретно и всем одновременно: Эмилио Пуччи разрабатывал стиль для Braniff International, Кристиан Диор для SAS, дом Balenciaga обслуживал Air France, а Valentino и Ralph Lauren старались для TWA.

Авиакомпании с их многомиллионными бюджетами — излюбленные клиенты брендинговых агентств. Тот факт, что брендинг является вопросом жизни и смерти, уже не подлежит обсуждению.

    Реклама на dsnews.ua