• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.1
Спецпроекты

БЛИЦ-­ИНТЕРВЬЮ

Реклама на dsnews.ua

Одесский припортовый завод (ОПЗ) — ключ к химической промышленности России и Украины. Контроль над предприятием позволяет влиять на мировые рынки продовольствия. Совладелец и председатель наблюдательного совета ОАО "Концерн "Стирол" Николай Янковский уверен, что технические возможности ОПЗ можно использовать в газовых торгах с Россией.

Почему вы выступаете против приватизации ОПЗ?

— Цель приватизации — добиться эффективной работы предприятий, передав их в частные руки. Но ОПЗ и так работает эффективно. К тому же завод позволяет контролировать всю отечественную азотную промышленность, которая приносит стране 12% всей валюты.

Я за то, чтобы развивался отечественный капитал, а не только иностранные глобальные корпорации. Но приватизация ОПЗ приведет к усилению именно зарубежного капитала, и тогда Украина потеряет возможность создать глобальную химическую компанию.

Какие иностранные компании будут претендовать на ОПЗ?

— Прежде всего, на мой взгляд, завод интересен российским компаниям "ЕвроХим", "СИБУР" и некоторым другим. ОПЗ — серьезный инструмент влияния на российский химпром. Значительная часть продукции российских химических предприятий идет на экспорт именно через Одесский припортовый. Украина — крупнейший транзитер не только российского газа, но и аммиака. Однако наша страна так никогда и не использовала аммиакопровод и перевалочный комплекс ОПЗ как инструмент в защите своей энергетической безопасности. Скорее всего, Украина лишится этого серьезного рычага влияния на Россию: ОПЗ, по всей видимости, отойдет российским компаниям. И государство потеряет контроль не только над перевалочным комплексом, но и над аммиакопроводом. Ведь россияне, контролируя две крайние точки аммиакопровода — "Тольяттиазот" и Одесский припортовый, — фактически будут им управлять. Кроме того, в отношении российских компаний бытует распространенная иллюзия, что они придут в Украину с дешевым газом. Это не так. У нас рынок газа монополизирован, поэтому сырье будет продаваться по одинаковой цене для всех компаний.

Украинские компании, скорее всего, будут участвовать в приватизации завода с целью дальнейшей перепродажи всего своего химического бизнеса. Неопределенность с динамикой цен на газ снижает интерес к предприятиям отрасли. По сравнению с прошлогодним ажиотажем по поводу объявления конкурса по продаже ОПЗ сегодня интерес уже не тот. Возможно, потому, что расширены социальные условия приватизации. В условиях острой конкурентной борьбы в мировой химической отрасли ни одна глобальная компания не несет таких объемных социальных обязательств. Всех законопослушных инвесторов подобные условия пугают. Российские компании эти условия не отталкивают по одной причине: сегодня у них высокая ликвидность за счет дешевого газа. Когда у компании много свободных денег, это такая же проблема, как и их недостаток. Ведь нужно эти деньги куда-то удачно вложить во избежание инфляционного обесценивания.

Реклама на dsnews.ua

Правда ли, что именно "Газпром" — наиболее вероятный инвестор ОПЗ?

— "Газпром", как реальный обладатель ресурса, может с помощью определенных схем обойти монополию на внутреннем украинском рынке газа. Купив ОПЗ, "Газпром" получит возможность взять под контроль всю химическую промышленность страны.

"Стирол" будет участвовать в конкурсе?

— Еще думаем. По прогнозам, в ходе торгов цена ОПЗ может достичь $1,5 млрд. Конечно, для покупки завода можно привлечь кредит. Однако как его потом погашать? Допустим, процентная ставка по кредиту будет 10%. Это $100 млн в год только на оплату процентов, а еще необходимо погашать сам кредит. Причем условия приватизации создают существенные ограничения по привлечению средств после покупки ОПЗ.

В течение нескольких лет нельзя распылять пакет акций и проводить с ними какие-либо операции. Это условие блокирует проведение IPO, которое позволило бы привлечь капитал от продажи акций и начать рассчитываться по кредиту. Я думаю, приватизационные условия преследуют цель, с одной стороны, привлечь как можно больше средств, а с другой — держать инвестора под чрезмерным контролем. У нас эти условия вызывают много вопросов.

Беседу вел Егор Гаврилов

    Реклама на dsnews.ua