• USD 39.5
  • EUR 42.2
  • GBP 49.1
Спецпроекты

Восточный колорит

Реклама на dsnews.ua

О корейском бизнесе в Украине могли бы рассказать жители юга Украины. С ранней весны до поздней осени они могут наблюдать, как на полях под жгучим солнцем, посреди голой степи корейцы занимаются сельским хозяйством. Этот бизнес принадлежит корейским фермерам, образовавшим в этих местах целые поселения. На работу они берут своих соотечественников-нелегалов, и никто не возьмется сказать, из каких стран они попали в Украину. Есть тут советские корейцы — беженцы из стран Центральной Азии, есть и граждане КНДР, которым удалось сбежать из-за "железного занавеса" северокорейского режима в Китай, а уж оттуда — в Украину.

Кроме фермерства, корейцы занимаются ловом рыбы и креветок, у них есть даже свои уникальные методы хранения и заморозки морских продуктов. Больше добавить нечего: хотя корейцы мирно сосуществуют с местными жителями и не ссорятся с властями, разговаривать о своем бизнесе они категорически отказываются. В обществе дружбы "Украина—КНДР" "ВД" объяснили это тем, что у северных корейцев прочно сформирован стереотип: интервью СМИ — это исключительное право важных политических деятелей.

Метаморфозы 38-й параллели

Впрочем, корреспондентам "ВД" также пришлось пересмотреть некоторые свои стереотипы относительно корейцев и Кореи. В Украине принято считать, что слово "бизнес" способно ассоциироваться лишь с той частью Корейского полуострова, которая находится на юге от 38-й параллели: ведь в КНДР, с ее изоляционистским режимом и социалистической экономикой, бизнес существовать не может.

Вот только в Украине оказалось все наоборот. "Нелегалов из КНДР в Украине очень много, — рассказывает Петр Маланюк, кореевед, директор Центра традиционной корейской медицины. — Настолько много, что на их адаптацию в нашей стране правительство выделяет деньги. Только правительство не украинское или северокорейское, а Южной Кореи".

Легально же находящихся в Украине граждан КНДР — 12 человек. Здесь они преподают тхэквондо и другие боевые искусства Кореи, а также практикуют корейскую медицину.

Легально покинуть КНДР действительно очень сложно, а до получения высшего образования — практически невозможно. Корееведы поясняют, что таким образом правитель-ство КНДР поддерживает престиж своих профессионалов.

Реклама на dsnews.ua

"Мы заключали массу договоров с КНДР на правитель-ственном уровне, чтобы пригласить специалистов из этой страны, оформляли им тут все документы на работу, — рассказывает г-н Маланюк. — Хотя северные корейцы не публичны, они умудряются приводить на лечение в клинику чиновников уровня замминистра. Как им это удается? Я сам удивляюсь! Наверное, у них здесь хорошо налажен свой "корейский телефон".

Корреспондент "ВД" пыталась поговорить с корейскими врачами, но те, узнав, что о них собираются написать, от общения наотрез отказались.

Южные корейцы гораздо общительнее, но в основном они уже успели поработать в странах ЕС и Америке. Их взгляды на проблемы в Украине во многом совпадают с мнением европейцев, и руководят такие корейцы в своем большинстве представительствами крупных корейских компаний. А вот представителей среднего и мелкого бизнеса в Украине почти нет. "Все потому, что Украина все еще не очень хорошо извест-на в Корее, — объясняет Со Сонг Кьо, глава представительства DAEWOO Electronics Europe Ukraine. — Когда я оформлял все документы на работу в вашей стране, я даже не знал, что Чернобыль находится в Украине. Еще четыре года назад здесь почти не было наших бизнесменов, но сейчас многие компании заинтересовались строительством и банковским делом, и, думаю, в ближайшие годы ситуация изменится".

Рассказывая о своей жизни в Украине, корейцы взвешивают каждое слово. Да и вообще неохотно говорят о проблемах, мешающих их бизнесу в нашей стране. "ВД" неоднократно пыталась связаться с "КОТРА-Украина", торгово-инвестиционным агентством при Посольстве Республики Корея в Украине, задачей которого является помощь в налаживании бизнес-связей между Украиной и Южной Кореей. В течение месяца "ВД" отправила в эту организацию несколько запросов с просьбой помочь наладить контакты с южнокорейскими бизнесменами, но все они остались без ответа. По телефону же нам сказали, что помочь ничем не могут; по неофициальной же информации, сотрудничество с "ВД" пресек глава "КОТРА", узнав, что наше издание интересуется проблемами корейского бизнеса в Украине.

А найти южнокорейских бизнесменов в Украине нам помогли… в обществе дружбы "Украина—КНДР": там подсказали мобильный телефон консула Республики Корея Ана Чо У, который и организовывал нам встречи со своими соотечественниками. Хотя и его возможности были не безграничны: за две недели до даты интервью "ВД" отправила вопросы Джей Чан Йону, главе представительства Samsung Electronics в Украине. И хотя еще накануне консул Республики Корея уверял "ВД", что интервью состоится, в намеченный день г-н Йон от него отказался.

Трудности перевода

В офисе LG Electronics Inc корреспондентов "ВД" напоили настоящим чаем из корня женьшеня. "Этот напиток продлевает жизнь и придает мудрости", — улыбается Тэ Хон Рю, глава представительства. По манере общения корейский топ-менеджер больше напоминает американца или европейца, нежели выходца из Южной Кореи. Впрочем, до приезда в Украину Тэ Хон Рю успел поруководить представительствами во многих странах и интервью предпочел давать не на родном корейском, а на прекрасном английском. Единственное, что выдает в нем выходца из Южной Кореи — это уход от резких формулировок и критики существующих в бизнесе проблем. Слов "коррупция" и "бюрократия" он избегает, предпочитая называть их "комбинацией факторов", и Украину больше хвалит.

"В большей или меньшей степени коррупция и бюрократия присутствуют в любой стране, важно понимать, насколько эти факторы важны и насколько сильно присутствуют эти явления в стране, — говорит Тэ Хон Рю. — Например, наша компания завозит в Украину товар через партнеров-дистрибуторов, и хотя мы можем давать им рекомендации насчет ведения бизнеса, они и сами хорошо понимают особенности Украины". При этом Тэ Хон Рю добавляет, что с такими явлениями, как коррупция и бюрократия, его компания не сталкивалась. А вот представительство DAEWOO Electronics Europe Ukraine развивает свой бизнес самостоятельно и первой сложностью в нем безапелляционно называет бюрократию. "Мы чувствуем вашу забюрократизированную систему, когда имеем дело с таможней или когда обращаемся в госорганы по поводу сертификации своей продукции, — поясняет Со Сонг Кьо. — На эти услуги нет какой-либо установленной цены, каждый раз возникают различные нюансы, из-за которых расценки колеблются. Никто не может поручиться, что завтра будет так, как было, например, вчера. Да и получить информацию о рынке, об особенностях законодательства здесь негде. За такой помощью мы обращаемся в консалтинговые агентства и "КОТРА".

Понять, почему нет системности в работе государственных структур, корейские предприниматели не могут. Они привыкли, что на родине у них все гораздо проще: для регистрации компании достаточно подготовить пакет документов, и дальше система сработает сама. Кроме этого, в каждой провинции Южной Кореи при местных советах есть специальные отделы, которые полностью сопровождают инвестора — от оформления всего пакета документов до поиска подходящего помещения для аренды и получения кредита в местных банках. Инвестору все эти услуги предоставляются бесплатно, финансирование деятельности специальных отделов — задача местных бюджетов. А вот о том, что при местных советах и ВР в Украине тоже есть специальные комиссии по вопросам инвестиций и по развитию среднего бизнеса, иностранцы с удивлением узнали от "ВД". Правда, на вопрос, будут ли они теперь обращаться за консультациями в местные органы самоуправления, лишь сдержанно улыбаются и отшучиваются.

Выгодный оборот

Несмотря на все существующие сложности в ведении бизнеса, перспективы украинского рынка корейские бизнесмены оценивают высоко. Политическая нестабильность, по их мнению, существенно не сказывается на экономике Украины. Ведь украинцы даже во время политических распрей активно продолжают покупать и путешествовать.

"У людей растут доходы, а население Украины — 48 млн, почти столько же, сколько в Корее, и украинцы хотят зарабатывать, работают даже беременные женщины, — с удивлением в голосе сообщает Со Сонг Кьо. — И когда люди много работают, им нужно облегчить свой быт, им понадобятся стиральные машины, микроволновки, и украинцы готовы все это покупать. Если есть один телевизор — они хотят два, причем, более высокого класса. Все это говорит о том, что экономика Украины растет".

Гораздо сложнее, по словам корейцев, сформировать профессиональную команду — специалистов, знающих хотя бы один иностранный язык, найти крайне тяжело. Если таковые и есть, они тут же уезжают за рубеж.

Жизнь в Украине корейцам нравится, Со Сонг Кьо даже не исключает, что по истечении контрактов со своей компанией он вернется в Украину и начнет собственный бизнес. Перспективных направлений для этого он видит достаточно: от автомобильного и строительного рынков до гостиничной сферы. Причем последнему направлению он прочит особенно большое будущее.

Однако корейцы очень осторожны относительно советов соотечественникам по ведению бизнеса. "Для успеха в бизнесе нужно понимание особенностей страны, — говорит Тэ Хон Рю, — а для этого сначала нужно пожить тут года два-три. Но и тогда нельзя гарантировать, что средний бизнес будет успешен. Вот когда в Украине не будет отличий от ведения дел в других странах, это станет возможным".

Как и многие представители других стран, корейцы советуют обзавестись надежным местным партнером, причем у этого партнера должно быть хорошо зарекомендованное на украинском рынке имя, в противном случае есть вероятность быть обманутым, а партнер может попросту скрыться, не рассчитавшись за предоставленные услуги. Ведь в Украине никто не гарантирует выполнения договорных обязательств. "Если в Корее вы продаете товар, вы заключаете договор с партнером. Сначала отдаете товар, а потом получаете деньги. Для того, чтобы эту трансакцию совершить, банк или страховая компания должны выступить в качестве гаранта того, что эта сделка состоится, — поясняет привычную систему работы Со Сонг Кьо. — В Украине эти гарантийные обязательства никто не хочет брать, потому что украинские банки и страховые компании не верят украинским бизнесменам и не хотят брать на себя эти риски. Только иностранным компаниям приходится верить своим партнерам в Украине, просто отдавая товар и веря, что в течение двух-трех месяцев он вернет вам деньги".

Большие надежды корейцы связывают со вступлением Украины в ВТО: вопросов с бюрократией, по их мнению, уже удастся избежать, появится шанс вести бизнес в Украине без местного партнера. Корейцы надеются, что правоохранительные органы будут не только строги в отношении паспортного контроля, но и примут меры по обеспечению безопасности выходцев из азиатских стран. Но в целом иностранцы довольны темпами роста вверенных им представительств, прекрасно понимают, что стоят у истоков формирующегося рынка, и упускать возможности не намерены.

    Реклама на dsnews.ua