• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.1
Спецпроекты

Аукцион нелояльности

Реклама на dsnews.ua

Нынешний год должен стать для Сербии поворотным пунктом: страна определится со своим будущим — с Косово или без, в ЕС или за его пределами. Неслучайно именно на 2008-й в Сербии намечена самая масштабная приватизация — повальная распродажа госсобственности должна принести казне около $44 млрд.

Начать распродажу Сербия намерена с IPO телекоммуникационной компании Telekom Srbija. За ней последует продажа акций электроэнергетической компании EPS, авиаперевозчика JAT, белградского аэропорта, фармацевтической компании Galenika и единственного автопроизводителя в стране — Zastava. Опрошенные "ВД" украинские аналитики полагают, что упомянутые крупные активы не заинтересуют отечественных олигархов. "В Украине и без того еще достаточно привлекательных предприятий, к тому же грядет приватизация энергетических компаний и "Укртелекома". Скорее всего, наши олигархи сконцентрируются именно на местных объектах", — убежден Александр Паращий, аналитик инвестиционной компании Concorde Capital. Однако, помимо гигантов, на торги будут выставлены 1800 средних и мелких объектов, которые могут оказаться вполне привлекательным активом для отечественных бизнесменов.

Фамильное серебро

Курс на повальную приватизацию сербского госсектора появился отнюдь не вчера — концепция приватизации была разработана еще в 2001 г., и с тех пор в частные руки перешло 1267 сербских компаний. "Принципы приватизации в Сербии прописаны в специальном законе, который определяет три главных постулата продажи предприятий, — говорит Иван Стошич, эксперт Института экономических наук. — Это прозрачность процесса приватизации, социально приемлемый ее характер и выставление на продажу лишь тех компаний, которые не являются убыточными". При этом сербы хорошо изучили зарубежный опыт и от ваучерного варианта приватизации отказались — главным методом стали тендеры и аукционы. При этом если компания продается путем проведения публичного тендера, то 15% ее акций имеют право получить сотрудники данной компании из числа сербских граждан. Если же компания продается на аукционе, то доля упомянутой группы инвесторов может составлять до 30% акций.

Доселе речь шла о компаниях, стоимость которых исчислялась десятками тысяч, максимум — миллионами долларов. А сам процесс торгов инвесторы, в том числе ино-странные, находили прозрачным. Теперь же Сербия готовится раскрыть перед иностранными покупателями шкатулку с семейными драгоценностями. "Этого момента работающие в Восточной Европе инвесторы ждали очень долго, — говорит Милена Неделькович, эксперт независимого агентства Nova Znanja, — как минимум с 2005 г. страх перед вложениями в сербскую экономику уступил место инвестиционному буму, и недостатка в приватизационных предложениях у сербского правительства не будет".

Однако хватит ли нервов у сербского правительства не изменить собственным принципам и продать компании тем, кто предложит лучшие условия — пока вопрос открытый. Приватизацией в Сербии ведают три ведомства: министерство экономики и приватизации, Сербское приватизационное агентство (СПА) и Фонд акций. До сих пор все три структуры возглавляли представители проевропейского большин-ства, причем пост министра экономики в последнем правительстве занимал Младжан Динкич, представлявший партию G17+, наиболее последовательно выступающую за интеграцию в ЕС и наименее радикальную в высказываниях о независимости Косово. Однако помешать правительственным планам вполне смогут СПА и Фонд. Несмотря на то, что они не входят в структуры госадминистрации и их задачей является лишь грамотное проведение приватизационных аукционов и тендеров, а также контроль над ними. Тем более, нет никаких гарантий, что в самом правительстве не возникнет разногласий по поводу намечающейся приватизации.

За примером далеко ходить не нужно: 29 декабря 2007 г. правительство Сербии приняло Платформу переговоров с Россией о сотрудничестве в области нефтяной и газовой промышленности, против которой проголосовали четыре министра. Представители той самой G17+ с министром экономики Младжаном Динкичем во главе. Фактически это был протест против продажи государственной нефтеперерабатывающей компании NIS российскому "Газпрому". Формально у Младжана Динкича был железный аргумент: финансовые условия "Газпрома" были хуже предложенных австрийской ОМВ, россияне настаивали на моратории на экологические стандарты до 2010 г. и, главное, на продаже NIS вне всякого тендера. Но в итоге газпромовские предложения были приняты сербским правительством практически дословно, Динкичу же еще и пришлось защищаться от обвинений в лоббизме ОМВ: ведь одним из совладельцев австрийской компании является албанский бизнесмен Беджет Паколли, которому приписывают финансирование косовских сепаратистов в 1990-х гг.

Реклама на dsnews.ua

Российская скупка оптом

Гарантии, что история не повторится и приватизация наиболее лакомых предприятий Сербии пройдет вне тендеров и аукционов, нет никакой. Между Россией и Сербией действует соглашение о свободной торговле, россияне занимают первые места как в экспорте, так и в импорте Сербии, а российские инвестиции в сербскую экономику за 2000-2007 гг. перевалили за $0,5 млрд.

Потому неслучайно многие серьезные покупатели из числа европейцев подходят к вопросу о покупке сербских предприятий на данном этапе весьма осторожно. Так, Lufthansa уже заявила об отказе участвовать в приватизации сербского авиаперевозчика JAT, и теперь "Аэрофлот" стал претендентом №1. "Компания JAT имеет долг перед Парижским клубом кредиторов в размере $200 млн, но он реорганизован на 22 года, к тому же в 2007 г. компания вновь вышла в прибыль, — говорит Мирьяна Петрович, PR-менеджер JAT. — Потому $450 млн — это вполне приемлемая цена компании". Плюс еще $100 млн необходимо инвестировать в обновление ее самолетного парка, так что конкуренты "Аэрофлота" в лице итальянской Air One, а также Air India и Iceland Air вряд ли способны перебить предложение россиян.

Сторонники продажи сербских предприятий европейским инвесторам попытаются перетянуть на свою сторону общественное мнение — в приватизации смогут принять участие 4 млн из 10 млн сербских граждан, и продажа предприятий вне тендера или аукциона неминуемо вызовет бучу в прессе, отчего правительство вряд ли рискнет принимать совсем уж финансово невыгодные предложения россиян.

Но данное условие приватизации может сыграть и на руку российским компаниям: практика предыдущих лет приватизации показывает, что сербские граждане охотно продают свои акции новым собственникам, а ведь именно россияне проявляют в этом вопросе инициативу. Так, в прошлом году российская компания "Харвинтер" скупила 31,5% акций миноритарных акционеров предприятия Termoelectro, добавив их к 37,5% купленных на аукционе акций.

Европейский путь

Безусловно, определенный баланс сербские власти соблюдут, и без участия европейских компаний приватизация госсобственности Сербии не обойдется. Так, немецкий автоконцерн Volkswagen является главным претендентом на Zastava, конкуренты в виде Fiat, Ford, индийской Tata Motors и китайской FAW значительно уступают немцам, которым позарез нужны площади для увеличения сборки автомобилей в Восточной Европе. Telecom Srbija, которая была отделена от почтово-телеграфно-телефонной PTT Traffic Srbija в 1997 г., скорее всего, будет продана либо греческой OTE, уже владеющей 20%, либо итальянской STET, которая в 1997-2003 гг. владела 29% акций телекоммуникационной компании, но затем продала свою долю правительству Сербии.

Однако окончательный расклад перед началом распродажи сербских предприятий станет понятен только после 11 мая, когда в Сербии состоятся парламентские выборы. В условиях, когда косовская тема становится ключевой в предвыборной риторике сербских политических партий, у либералов из Демократической партии нынешнего президента Бориса Тадича, Либерально-демократической партии Чедомира Йовановича и G17+ Младжана Динкича не так уж много шансов сформировать большинство в парламенте и провести приватизацию по своим лекалам

(в проевропейском ключе). Скорее всего, как минимум, придется договариваться с лидером Демократической партии Сербии (ДПС) Воиславом Коштуницей, который хотя и выступает за интеграцию в ЕС, но в вопросе выбора между евроинтеграцией и сохранением Косово солидарен с националистами и социалистами. Если последние будут формировать сербское правительство, о массовом участии европейских компаний в приватизации сербских предприятий можно будет забыть.

Отношение к проблеме признания независимости Косово станет одним из ключевых пунктов участия компаний в приватизационных аукционах и тендерах. И тут, как ни странно, появляется шанс для украинского бизнеса. Для его реализации очень важно четко зафиксировать позицию Украины по вопросу признания/непризнания Косово. Смерть украинского миротворца после столкновений с проживающими в Косово сербами 17 марта может подтолкнуть Украину как к признанию косоварского государства (и тогда на участии в сербской приватизации можно ставить крест), так и к выводу украинских миротворцев из края. Поскольку сербские националисты считают ооновских миротворцев в Косово оккупантами, указанный шаг способен, наоборот, повысить ставки украинского бизнеса в будущей сербской приватизации.

Вот только вряд ли хоть кто-нибудь способен спрогнозировать итоги сербского волеизъявления. Рискнем предположить, что, несмотря на подыгрывание националистам, ДПС Воислава Коштуницы вновь создаст коалицию с либералами в новом парламенте, хотя и на более выгодных для себя условиях. И тогда распродажа сербского имущества будет происходить в строгом соответствии с прописанными в законе нормами — на открытых тендерах и аукционах. Но с целью умиротворения противников продажи госсобственности бизнесменам из признавших косоварскую независимость стран у их оппонентов появляются весьма неплохие шансы.

Впрочем, хотя политики на Балканах всегда было предостаточно, считать деньги тут тоже всегда умели. Ведь еще перед Первой мировой войной российские политики удивлялись, что политическую поддержку независимости балканских государств оказывала Россия, но вот после достижения независимости в Сербию и Румынию пришел французский, в Грецию — британский, а в Болгарию — немецкий капитал.

    Реклама на dsnews.ua