• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Помаранчевый мазохизм

Реклама на dsnews.ua

Лучший аргумент против демократии — пятиминутная беседа со средним избирателем
Уинстон Черчилль.

Любопытный случай произошел на днях в Турции. Полторы тысячи баранов бросились в пропасть. Причина трагического случая банальна: ведущий баран, за которым шло все стадо, щипал травку на краю пропасти, но поскользнулся и свалился вниз. Остальные бараны пошли за своим вожаком. Ошарашенным пастухам оставалось только наблюдать, как животные бросались в бездну. Четыреста пятьдесят баранов погибли, остальные отделались легким испугом. Турецкий поселок, которому принадлежало стадо, теперь подсчитывает убытки. Для него настали тяжелые времена. Тем временем, политические наблюдатели получили неплохой пример в пользу демократии. Если бы животные думали своей головой, а не бездумно следовали за вожаком, неприятностей они могли бы избежать. Хотя для стран с недемократическими обществами такое сравнение выглядит обидным, мы наверняка еще не раз встретим ссылку на эту прозвучавшую на весь мир баранью трагедию. Впрочем, демократия — не всегда хорошо, а наличие тоталитарной власти — не всегда плохо.

В последние годы в лидеры экономического роста в мире выходят страны, которые принято считать недемократическими. Самый яркий пример — Китай, который каждые пять лет удваивает ВВП. Под чутким руководством ЦК Компартии эта страна невиданными темпами провела экономические реформы, превратившись в самый динамичный рынок планеты. Близкая к нам Беларусь во главе с одиозным правителем Лукашенко в первом полугодии 2005 г. привлекла больше иностранных инвестиций, чем освободившаяся от преступного режима Украина. Может похвастаться Минск и самыми высокими в СНГ темпами экономического роста — 14% с начала года. Не менее тоталитарный Казахстан по приказу своего бая Нурсултана Назарбаева выстроил самый модерновый фондовый рынок среди постсоветских стран. И теперь казахская экономика уже сосредоточена не на привлечении инвестиций, а на их размещении на соседних рынках, в том числе и в Украине. Наша страна, тем временем, за 15 лет так и не определилась с моделью фондового рынка. Вопрос утонул в бесчисленных дискуссиях.

Жертвой излишней демократии, похоже, становится и экономика Европейского союза. Британцы не хотят увеличивать отчисления в бюджет ЕС, а французы против снижения дотаций от Еврокомиссии своим фермерам. В итоге евробюджет не принят, а Лондон и Париж продолжают обвинять в этом друг друга. Увеличил экономические риски в регионе и провал Конституции Евросоюза. Торжественный парад "референдумов-одобрямсов" остановился на Франции и Нидерландах, и теперь никто не знает, как долго продлится спровоцированная этим фактом политическая нестабильность. Именно из-за этого начались проблемы у евро. Его курс по отношению к доллару с начала года упал на 11%. А на минувшей неделе министры финансов ЕС более чем вдвое ухудшили прогноз роста экономики. Хотя и новый прогноз, 1,5% к концу года, многие считают слишком оптимистичным, потому что нынешние темпы позволяют рассчитывать лишь на полпроцента. В общем, демократические принципы управления ЕС оказались слишком большой роскошью для казалось бы мощной европейской экономики.

Что уж говорить об Украине, где отсутствие экономической стабильности совпало с приходом в правительство любителей острых политических ощущений. Члены Кабмина по инерции все еще считают большим достижением публикацию своей фотографии в популярной газете под скандальным заголовком. Депутаты провластных фракций с удовольствием рассказывают журналистам о том, что один министр оказался двоеженцем, а другой — недоучкой. Но местную публику эти скандальные подробности веселят все меньше. Ведь в стране не проходит ни одного месяца без кризиса на продовольственном или топливном рынке, цены растут все стремительнее, производство в промышленности падает. И на этом фоне разговоры руководства страны о торжестве принципов демократии лишь раздражают украинцев.

Демократия — это воздушный шар, который висит у вас над головами и заставляет глазеть вверх, пока другие шарят у вас по карманам
Бернард Шоу

Не нравится эта ситуация и некоторым американцам. "Демократия — это прекрасно, но люди в первую очередь всегда будут думать о куске хлеба", — заявила бывший госсекретарь США Мадлен Олбрайт, призывая президента Джорджа Буша увеличить финансовую помощь нашей стране. В противном случае опытный политик предсказывает возврат Украины "в объятия России" и отказ Киева от демократических преобразований. Сами Соединенные Штаты, несмотря на твердый имидж идеального демократического общества, уже давно таковым не являются. Например, больше 60% американцев выступают за прекращение войны в Ираке, но президент уверенно игнорирует их мнение. При этом ошеломляющая поддержка Буша в Конгрессе, сопровождающаяся нескончаемыми бурными аплодисментами, все больше напоминает времена застоя в СССР. Впрочем, все внешние атрибуты демократии выдержаны безупречно. "Говори, что хочешь, но делай, что велят", — одна из любимых шуток американцев по поводу своего государственного строя. И этот принцип страхует страну от политических кризисов.

Реклама на dsnews.ua

В Украине кризисы пока более рентабельны для крупного бизнеса, чем стабильность. Самые эффективные провокации возникают именно в экономических дискуссиях. На минувшей неделе министр экономики Сергей Терехин обвинил министра аграрной политики Александра Баранивского в популизме и призвал его не приукрашать ситуацию на рынке сахара. Мол, запасов этого продукта у государства нет, и нечего врать общественности. И если после этого сахар подорожает еще на треть, то можно не сомневаться, в чьих интересах сыграл хитроумный Терехин. Одним из первых этого разгула публичной демократии испугался Президент Ющенко. Он призвал министров стать единой командой, и прекратить щипать друг другу перья. Но для министров, представляющих разные партии, это стало лишь еще одним поводом для взаимных обвинений.

Политической системы и традиций, которые бы застраховали Украину от побочных явлений демократии, пока нет. И поэтому связь между правительственной коалицией и политическими силами, которые ее туда делегировали, приобретает все более уродливые формы. Самой странной частью в организме Кабмина являются социалисты. Лидер СПУ Александр Мороз на минувших выходных выступил с жесткой критикой власти. Тем временем, социалистка Семенюк умудряется одновременно возглавлять Фонд госимущества и публично выступать против решения Кабмина о приватизации "Криворожстали". А министр аграрной политики Баранивский отказывается подчиняться премьеру во всем, что касается ВТО и урегулирования ситуации на рынке сахара. И отзывать своих людей из правительства СПУ не намерена. Ситуация просто смешная, но в тоже время поражает своим цинизмом.

Я не порицаю своих министров за то, что они чересчур много говорят при условии, что они делают то, что я говорю
Маргарет Тэтчер

Решить эту проблему мог бы закон о Кабинете Министров. Но рассчитывать на его принятие руководство страны вряд ли рискнет, пока не установит контроль над Верховной Радой. Да и позорный скандал с совместителями показывает, что выполняют законы наши министры только в крайнем случае. В украинской практике свою эффективность доказала такая форма создания коалиции, как подписание тайного договора. Нынешняя политическая элита ментально сформировалась в период полукриминального разгула, и потому закрытые консультации всегда эффективнее, чем публичные декларации. У участников сговора в таком случае всегда есть инстинктивная боязнь нарушить договор. Так, например, произошло при формировании нынешнего правительства.

Осенью станет понятно, вступят или нет в силу изменения в Конституцию, которые усиливают полномочия премьер-министра. Но в любом случае, именно в ближайшие месяцы члены провластной коалиции будут вынуждены заключить новый договор о распределении портфелей. Ведь и для Тимошенко, и для Ющенко нынешний разброд и шатания во власти означают не только падение качества управления экономикой, но и значительное ухудшение политического рейтинга. А ситуация на стратегических рынках такова, что если не принять твердых оперативных решений, то руководству страны нужно будет готовиться не к парламентским выборам, а к огромным неприятностям в годовщину помаранчевой революции, когда за многие обещания придется публично ответить на Майдане.

Итак, нас ждут любопытные времена. Либо страна окончательно сползет в пропасть политической демагогии и правительственных конфликтов, либо страна увидит новый Кабмин, члены которого сломают оппозиционные стереотипы и предстанут единой командой. Если такая команда вследствие закрытых консультаций все же появится, ее лидеру нужно быть готовым к обвинениям в тоталитаризме. Предвыборные конкуренты уж точно не упустят возможности обвинить власть в "кучмизме". Но без усиления дисциплины в правительстве ситуация в стране угрожает вовсе выйти из-под контроля государства.

Возвращаясь к грустной истории с турецкими баранами, нужно отметить, что украинцы имеют менталитет демократического общества, и любой диктат со стороны государства будет воспринят негативно. В пропасть за вожаками идти никто не собирается. Киевляне еще полгода назад показали, что могут оказаться первыми, кто жестко спросит с руководителей государства. Большинство претензий наверняка будут носить экономический характер. И только самые пристальные наблюдатели ехидно отметят, что демократы пострадали из-за чрезмерного увлечения демократией.

Демократия — это процесс, в ходе которого люди свободно выбирают козла отпущения
Джон Патрик

МНЕНИЕ. СЕРГЕЙ ТЕРЕХИН. Министр экономики Украины
— Каждый чиновник, который работает в правительстве, должен понимать разницу между Кабинетом Министров и Верховной Радой. Если чиновник не согласен с позицией правительства, он должен уйти. И других вариантов нет. Иначе эффективная работа Кабмина будет поставлена под угрозу. К сожалению, у нас стало распространенной практикой вести дискуссии относительно уже принятых решений. И вместо того чтобы их выполнять, чиновник начинает делать заявления и критиковать постановление Кабинета Министров. Позиция правительства относительно Всемирной торговой организации всем понятна. И если у кого-то другое мнение, его нужно уважать. Но такой человек не должен продолжать работу в Кабинете Министров. Это исполнительная власть, и дискуссии здесь не всегда уместны.

МНЕНИЕ. ВАСИЛИЙ ЮРЧИШ. Эксперт УЦЭПИ им. Разумкова
— Одним из интегрированных показателей развитости страны является ВВП на душу населения. Наш показатель меньше в три-четыре раза в сравнении с ближайшими европейскими (пост-социалистическими) соседями. Чтобы европейские амбиции Украине не выглядели пустыми, нам требуется долгосрочный рост с ежегодными темпами на уровне, не ниже 8-10%. Нынешние 4-5% являются отображением политической слабости и разобщенности власти. Именно из-за этого мы наблюдаем зарегулированность экономики, депрессивное давление на малый и средний бизнес, неблагоприятную инвестиционную среду. Инвесторы по итогам экономического форума Мини-Давос в Киеве в одной из рекомендаций напомнили руководству Украины, что "для создания благоприятного делового климата важна демонстрация того, что в правительстве все говорят в один голос". Без единства и политической воли у власти сложно будет говорить об эффективности преобразований, в которых нуждается страна.

БЛИЦ-ИНТЕРВЬЮ
АНАТОЛИЙ ГАЛЬЧИНСКИЙ
Директор Института стратегических оценок фонда "Украина"

--- Анатолий Степанович, как вы оцениваете качество экономической политики правительства в первом полугодии?

— Обсуждать экономическую политику правительства трудно, потому что нет предмета обсуждения. Целостной логики в решениях, которые принимаются сейчас в сфере управления экономикой, не наблюдается. И это в первую очередь связано с отсутствием единства в правительственной коалиции. Коалиционное правительство должно базироваться на близких идеологических платформах политических сил. Но сейчас в правительстве работают люди с противоположными взглядами. Последний конфликт, связанный с позицией министра сельского хозяйства относительно ВТО, не может не удивлять. Если министр против, он должен добровольно уйти в отставку. Тем не менее, министр остается.

--- Является ли это одной из причин замедления темпов экономического роста в Украине?

— Безусловно. Первостепенная задача новой власти — углубить реформы и принять решения, перед которыми остановилась власть предыдущая. Это проблемы рынка земли, страховой медицины, жилищно-коммунальной сферы. Очень важно поставить точку в дискуссии о льготах. То есть нужно не разрушать все и начинать делать что-то совсем новое, а всего лишь подхватить то лучшее, чего достигла прошлая власть, и сосредоточиться на проблемах, которые уже давно стоят перед Украиной. А мы сейчас пока что только рождаем новые проблемы, а старые не решаем. И перспектив улучшения ситуации пока не видно.

--- Насколько целесообразно в такой ситуации было бы усиление административного влияния на экономику с помощью "сильной руки"?

— Я думаю, что усиление административного ресурса во имя углубления реформ иногда оправданно. Если у страны есть авторитетный лидер, он может взять на себя принятие непопулярных решений. Я знаком с опытом Казахстана, когда Назарбаев фактически приостановил работу парламента, и своими декретами провел самые непопулярные реформы. И лишь потом демократический механизм заработал. И если усиление администрирования экономики направлено на это, я готов его поддержать. У нас подобное было, когда мы выходили их финансового кризиса 1997-1998 годов. Тогда основной проблемой был дефицит бюджета в 6% ВВП. И при такой ситуации Кучма своим указом секвестировал бюджет. В целом он решил ту проблему не во всем законным образом, но мы сохранили экономику. И тогда влияние финансового кризиса на Украину оказалось на порядок меньше, чем в России. Но с другой стороны, поскольку экономическая политика правительством не сформирована, лучше бы власть вообще не вмешивалась в экономику и дала ей работать на потенциале, который был наработан в предыдущие годы. В таком случае, на мой взгляд, мы бы имели лучший результат.

    Реклама на dsnews.ua