• USD 39.8
  • EUR 42.3
  • GBP 49
Спецпроекты

БЛИЦ-­ИНТЕРВЬЮ

Реклама на dsnews.ua

Экс-руководитель Министерства топлива и энергетики сменил госслужбу на бизнес-консалтинг. Возглавляемый им Институт проблем экологии и энергосбережения специализируется на том, что пытается вовлечь украинские предприятия в рынок по торговле квотами в рамках Киотского протокола.

Каким образом Украина может извлечь выгоду от действия Киотского протокола?

— Украина может выставить на продажу квоту на выбросы парниковых газов в размере 200 млн т в год. Но проблема заключается в том, что торговля на межгосударственном уровне может вестись только при наличии у страны — продавца программ по снижению выбросов по так называемой схеме зеленых инвестиций. При этом государству-покупателю в обязательном порядке предоставляется полное описание проектов, на которые пойдут его деньги. Но таких программ (утвержденных правительством — прим. "ВД") ни в Украине, ни в России нет. Впрочем, продавать квоты может не только государство, но и сами украинские предприятия — снижая выбросы и реализуя проекты совместного осуществления.

Что необходимо сделать Украине для начала торговли квотами?

— Наиболее ответственная работа — мониторинг выбросов (на уровне отдельно взятых предприятий — прим. "ВД"). Но на сегодняшний день органа по контролю за выбросами, который соответствовал бы требованиям Киотского протокола, в стране нет. Мало того, в Украине между предприятиями даже не распределены cоответствующие квоты. В ЕС же еще в 2006 году, за два года до начала торговли квотами, для всех крупных предприятий установили "потолки" выбросов парниковых газов. Некоторые получили запас, а у некоторых возник дефицит квот — они начали торговать между собой с февраля 2006 года. Спрос был огромен — цена взлетела до ?35 за ЕСВ (единица снижения выбросов — прим. "ВД"). Это подстегнуло участников рынка снижать выбросы, увеличилось предложение на рынке — цены пошли вниз. И к концу 2007 года цена за ЕСВ упала до ?0,5. С этого года полномасштабно действует Киотский протокол, и цена на тонну выбросов вновь поднялась до ?20.

Отечественным крупным предприятиям выгодно действие Киотского протокола, поскольку, например, "Азовсталь" или Алчевский меткомбинат реально снижают выбросы и за счет продажи квот могли бы повысить свою конкурентоспособность, привлечь деньги и улучшить систему управления.

Что же мешает им привлекать инвестиции?

Реклама на dsnews.ua

— Украина завалила процесс имплементации Киотского протокола. Если бы в стране была создана соответствующая инфраструктура, а также приняты документы, необходимые для его реализации, торговля квотами на выброс парниковых газов происходила бы по упрощенной процедуре — Track 1. В этом случае экспертиза проекта продажи квот производится внутри страны-продавца, и только решающее слово остается за исполнительным органом Киотского протокола. Однако для Украины и других стран, которые не смогли выполнить все нормативы, функционирует более сложная процедура утверждения проектов — Track 2, предусматривающая проведение экспертизы в стране — покупателе квот.

А это — потеря денег и времени для желающих продать квоты украинских предприятий.

Сколько проектов по продаже квот уже разработано украинскими предприятиями?

— Если еще полтора года назад проектов было около десятка, то сегодня — уже около сотни. Однако денег они не приносят, потому что действует Track 2. Приходится "с высунутым языком" бегать по соответствующим европейским инстанциям, которые под завязку загружены подобными проектами. Стоит огромная очередь из желающих продать квоты, поэтому процедура принятия решений усложняется и замедляется. На данный момент только один украинский проект прошел утверждение — реализуется на базе предприятия "Подольский цемент" — и сумма сделки по нему составляет лишь миллионы, а не сотни миллионов или миллиарды евро.

Беседу вел Егор Гаврилов

    Реклама на dsnews.ua