• USD 39.8
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Заповедник — на кусочки

Реклама на dsnews.ua

Журналисты'ВД" решили провести эксперимент и купить землю в заповедном участке. Предложение нашлось быстро: в интернете мы обнаружили объявление о продаже дома в заповедной Бай­дарской долине Крыма, рядом с озером, горным лесом и водопадами. Дом с участком в 6 соток стоил $42 тыс. В агентстве нас заверили, что на месте старого дома при желании можно возвести особняк. Когда же корреспондент "ВД" завел речь о покупке большего участка заповедной земли, этот вопрос не поставил агента в тупик: за $550 тыс. предлагали домик на 15 сотках земли Крымского заповедника, в 5 км от Ялты. Причем за дополнительные $250 тыс. участок можно и увеличить до 0,4 га. В агентстве сообщили, что госакт на эту землю у них есть, а сомнения насчет запрета на продажу земли в заповеднике развеяли моментально: все вопросы по оформлению документов агентство берет на себя. Нам лишь советовали поторопиться.

Сквозь закон

За строительство и незаконный захват земли природно-заповедного фонда (ПЗФ) предусмотрен штраф в 25 необлагаемых налогом минимумов, то есть 425 грн. Человек, который захватывает участок стоимостью в несколько сотен тысяч долларов, без проблем будет платить штрафы хоть каждую неделю. Правда, в 2007 году наказание ужесточили, введя уголовную ответственность за незаконное строительство на самозахваченных землях, но пока эта норма осталась лишь на бумаге.

На сегодняшний день законодательство Украины категорически запрещает на заповедных землях любое строительство. Такая ситуация устраивает далеко не всех: в феврале 2007 года тогдашний министр культуры и туризма Юрий Богуцкий выступил с инициативой не только строить небольшие отели в заповедных зонах Украины, но и предоставлять инвесторам преференции. Если бы инициативу министра поддержали, то Минкульттуризма из самого бедного министерства превратилось бы в одно из богатейших. Впрочем, пока вопрос решался, почетный консул Австрии Ярослав Наконечный успел построить в Стрыйском парке Львова (памятник садово-паркового искусства национального значения) ресторан.

Правда, обойти и нынешние довольно строгие законы можно. К примеру, взять в аренду объект, находящийся в заповедной зоне, и за собственный счет улучшить его состояние (обычно под этим понимается возведение коттеджа). После чего арендатор пишет письмо в Верховную Раду (только ВР имеет право дать разрешение на строительство в заповеднике), чтобы ему предоставили землю под объектом.

Еще одной из схем выведения земель из ПЗФ с "ВД" на условиях анонимности поделился один из сотрудников НАНУ: накануне последних президентских выборов участки в заказниках передавались обществам охотников, а потом общество просто отказывалось от земель в пользу одного из своих членов.

Узкое безграничье

Реклама на dsnews.ua

В Украине объекты природно-заповедного фонда составляют 4,94% территории (см. бокс "Заповедная Украина", стр. 40), в странах ЕС средний показатель заповедности достигает 15%. А поскольку на Европу у нас принято равняться во всем, то и в плане охраны природы Украина на словах старается не отставать. "В этом году мы поставили перед собой очень амбициозное задание — довести территорию ПЗФ до 7%, — заявил Георгий Филипчук, министр охраны окружающей среды. — Мы хотим дополнительно создать 14 национальных заповедников и парков".

"ВД" позволила себе поставить под сомнения амбиции министерства и даже рискнула сделать собственный прогноз: количество заповедных земель к концу года де-факто уменьшится, ибо процессу застройки заповедников или дележа их земель на паи ничто не препятствует.

Президентский Указ "О мерах по дальнейшему развитию природно-заповедного дела в Украине" вышел еще в 2005 году. Им предписывалось в течение двух лет обеспечить установление границ территорий и объектов ПЗФ в натуре. "ВД" поинтересовалась в Госслужбе заповедного дела о темпах выполнения указа и получила шокирующий ответ: по объектам местного значения в натуру вынесены 26%, а по общегосударственным — 35% границ.

Чиновники сетуют на нехватку средств: ведь вынесение границ происходит за деньги главных их распорядителей, а также землевладельцев. А это могут быть и сельсоветы, у которых нет средств даже на оплату электроэнергии.

Установление 1 км границ обходится в 2 тыс. грн., но если возникают судебные споры — цена возрастает. Тем более что Постановление Кабмина "Об утверждении Порядка разработки проектов землеустройства по организации и установлению границ территорий природно-заповедного фонда, другого природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения" от 25 августа 2004 г. предписывает согласовывать границы ПЗФ с пользователями и владельцами смежных территорий. Это часто становится камнем преткновения, о него споткнулись, например, при выделении границ Мисхорского парка. Мало того что из 21 га парка незастроенными остались лишь 13 га, так еще и смежные пользователи процесс тормозят — кто хочет, чтобы его земля оказалась на территории заповедника?

"Вынесение ПЗФ в натуре невыгодно местным властям, потому как сужает их поле деятельности, — говорит Олег Павленко, начальник управления экологического контроля Государственной экологической инспекции. — Землеуст­роительные организации кивают на то, что у них нет документов. На самом деле им было выгодно их уничтожить сразу после распада СССР".

Крайних нет

Захват природно-заповедных земель начался в 2000 году, когда более-менее привлекательных свободных территорий не осталось. Местным властям, выделяя земельный участок, несложно сделать вид, что тот не относится к ПЗФ. "Практически при всех наших проверках, ревизиях обнаруживаются самозахваты земель и использование их не по целевому назначению", — говорит Владимир Дехтярев, начальник департамента АПК Главного КРУ Украины. И подтверждением тому — результаты ревизии деятельности Никитского ботанического сада, обнародованные ГлавКРУ в конце мая с.г. Согласно этому документу, участок площадью 3,7 га отдали под строительство коттеджей и домов отдыха. Основания — договор аренды земли. В целом КРУ установила использование не по целевому назначению около 5 га заповедной земли.

"Нет статистики по застройке заповедников, но каждый год захват земли продолжается, — сетует Александр Сушко, начальник Государственной экологической инспекции в г. Киеве. — Нас часто даже не ставят в известность о выдаче разрешения на строительство в таком-то месте". Уже построенные здания снести практически нереально. В Госкомземе сетуют, что хотя снос незаконных строений предусмотрен законодательно, остается неясным, кто должен выступать инициатором сноса, и не описана процедура компенсации затрат.

"Механизм остановки строительства в заповеднике четко прописан в Земельном кодексе, — возражает Юрий Погребняк, партнер юридической компании "Протекция". — Сотрудник Инспекции по контролю над использованием земельных ресурсов своим постановлением может остановить строительство объекта и передать материалы в прокуратуру. Но проблема в том, что многие материалы в прокуратуре "зависают".

"Все начинается с Госкомзема, — уверен Олег Павленко. — Очень много случаев, когда выделяется участок в центре ПЗФ, и я никогда не поверю, что землеустроители об этом не знают. Просто землеустроитель каждого сельсовета так или иначе связан с Госкомземом".

"Все территории ПЗФ — подконтрольная территория Минприроды, так что плясать нужно оттуда, — возражает Александр Бредихин, заместитель начальника Государственной инспекции по контролю над использованием и охраной земель (Госкомзем). — Понятно, что все документы должны проходить землеустроительную экспертизу, но о причастности в равных долях контролирующих служб можно говорить только, когда эти документы подаются. А если земля прошла без проведения экспертизы, то какая тут вина Госкомзема? Во всех нарушениях однозначно есть доля вины органов местного самоуправления и исполнительной местной власти, которые превышают свои полномочия".

Большинство защитников заповедных интересов считают, что остановить застройку ПЗФ можно только кардинальными мерами. Однако пока никаких реальных действий государственных структур в защиту ПЗФ не наблюдается. Возможно, будут появляться примеры показательных сносов домов рядовых украинцев, но особняки влиятельных политиков или бизнесменов эта волна вряд ли заденет. Процесс раздачи земель в Украине идет полным ходом, и официальные запреты лишь способствуют тому, что лакомые наделы попадают в "нужные" руки. Такая ситуация будет продолжаться до тех пор, пока самые привлекательные участки в заповедниках не будут переданы в частные руки. После этого появятся и земельный кадастр, и учет.

ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО

16 мая с.г. произошло событие, достойное звона литавр. Дом, незаконно построенный в Национальном заповеднике "Хортица", снесли. Причем показательно, с участием прессы и по прошествии шести лет судебных тяжб. Для этого специальная депутатская комиссия при Запорожском горсовете подготовила в суд документы, часть из которых смогла достать лишь благодаря депутатским запросам. В итоге владелец дома Сергей Килев согласился на мировую: компенсации за дом он не получил, зато городские власти помогли ему обустроить имевшееся жилье.

Казалось бы — создан прецедент, и теперь разберутся со всеми незаконными постройками, если бы не один нюанс. Под снос попал старый деревянный домик, чудом сохранившийся с советских времен, построенные же по соседству современные особняки бульдозер не тронул. И хотя юрист заповедника Анна Бондаренко считает, что данное решение суда может стать прецедентом, ей не верит даже директор "Хортицы", ведь цена земли в Хортицком заповеднике — $15 тыс./сотка, и у тех, кто готов выложить такие деньги, найдутся аргументы и для судов.

    Реклама на dsnews.ua