• USD 39.8
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Игры мушкетеров

Реклама на dsnews.ua

Такие "веселые" полтора года, которые провел в Киеве Бенжамен Паскаль, у иного иностранца навсегда отбили бы желание не то что приезжать в Украину — даже вспоминать о ней. А вот французский предприниматель и не думает покидать нашу страну, более того — он намерен связать с ней всю свою дальнейшую жизнь.

"В декабре прошлого года я открыл здесь с местным партнером бар, но из-за нечистого на руку менеджера заведение пришлось срочно продать уже в апреле, — непринужденно повествует г-н Паскаль. — Я не хотел продавать бар, а решить все в правовом поле, но местный партнер настоял на продаже". Бенжамен твердо убежден: из сложившейся явно не в его пользу ситуации он извлек только плюсы. Понял правила игры в Украине и считает, что знает, как обратить работу всего механизма на пользу своему бизнесу. Сейчас он оптимистично ищет новое помещение для бара и открывает для себя новые источники дохода. Например, дает частные уроки французского, подрабатывает переводчиком и даже занимается арендой и продажей недвижимости. "Все потому, что я не могу сидеть без дела. Мне постоянно необходима динамика, — объясняет Бенжамен Паскаль. — Тем более, французы не могут не зарабатывать, если есть возможность это сделать. А в Украине для этого — прекрасные возможности!"

Тонкое обоняние бизнеса

А вот Шарбель Канаан предвидел перспективы развития бизнеса в Украине, еще будучи студентом Французской бизнес-школы ESSEC. Если и существует стереотип того, как может выглядеть настоящий француз, то Шарбель Канаан, основатель компании HEXAGONE, занимающейся в Украине дистрибуцией парфюмерии, — его олицетворение. "В 1991 го-ду и я мой сокурсник решили не работать в крупных мультиациональных компаниях, а создать свою фирму, — вспоминает Шарбель. — А когда распался СССР, решили пробовать развивать бизнес в постсоветских странах. В 1993-м наш выбор пал на Украину".

По его словам, решение остаться в Украине пришло само по себе. Поскольку Шарбель быстро наработал клиентскую базу, было решено: партнер ведает делами во французском офисе, Шарбель решает вопросы в Украине. Начинать приходилось с четырех брендов, ныне компания является дис-трибутором более 100.

"Это был для меня совершенно новый мир, меня удивило все: и "Борисполь", где самому пришлось выгружать чемоданы, и отсутствие электричества после 17:00, — говорит г-н Канаан. — Да и приключений с бизнесом было предостаточно, но меня ничего не испугало, наоборот: начинать все с нуля было очень интересно".

В отличие от своего соотечественника Бенжамена Паскаля, в эмоциях Шарбель более сдержан и шансы развития бизнеса в Украине рассматривает хоть и с оптимизмом, но весьма осторожным. "Посмотрите на макроэкономические показатели страны: здесь рост экономики намного выше, чем в Евросоюзе. Например, во Франции он вряд ли превысит 2%. Здесь возврат инвестиций намного быстрее, — рассуждает Шарбель Канаан. — Но есть технические моменты, которые повышают риск невозврата инвестиций. Например, на Западе есть финансовые инструменты, которые позволяют минимизировать риски при изменении курса валют, здесь же нет механизмов влияния на такие процессы. Да и с правовой точки зрения тут не настолько все гладко".

Реклама на dsnews.ua

Особое восприятие

Французы убеждены, что в Украине навсегда останется ряд моментов, которые ино-странным предпринимателям будет сложно понять. "Во Франции намного выше налоги, но в Украине огромная бюрократия, и получение необходимой лицензии или документации может растянуться на неопределенный срок", — отмечает Бенжамен Паскаль. Бизнесмен понимает, что выход — дать взятку. Только вот реализацию данного процесса француз до сих пор представляет плохо: кому заплатить и как это делать? Един-ственное — он понял, что "торг всегда уместен", вспоминая, как удалось размер штрафа уменьшить с первоначальных $400 в четыре раза.

"Есть местные правила, по которым нужно играть", — говорит Шарбель Канаан. Хорошо ознакомившись с особенностями местных правил, Hexagone даже открыла представительство в Москве, но предприниматель с сожалением отмечает: на россий-ский рынок они уже вышли с опозданием — там все карты уже розданы.

"За два с половиной года моего пребывания в Украине я ко многому привык, работать стало проще, но из-за политической нестабильности сложно предвидеть развитие страны, и это мешает нормальному планированию бизнеса", — говорит Кристоф Треспеш, генеральный директор Ceva Sante Animale Ukraine (торговля ветеринарной продукцией). Г-н Треспеш считает, что главное для успеха в бизнесе в Украине — не принимать поспешных решений и уметь выждать. Именно поэтому его компания, открывая свой торговый филиал в Украине, решила не спешить с большими инвестициями, а вкладывать средства поэтапно.

В рассказах французов о своей стране чувствуется неподдельная гордость, а вот комментировать проблемы Украины французы не любят, но все же не удерживаются от тонких намеков на упущения правительства. "Обратите внимание: наша компания, по данным налоговой службы, по сумме уплаченных налогов в рейтинге налогоплательщиков занимает двадцать третью позицию, — отмечает Шарбель Канаан. — Все предшествующие по списку компании — также иностранные".

Впрочем, выводы из ситуаций французы делают быстро. Так, Бенжамен Паскаль убежден, что его новым партнером в бизнесе уже будет не украинец, а соотечественник. "Есть французы, которые успешно работают с местными партнерами, но есть случаи, когда взгляды на ведение бизнеса расходятся и возникают конфликты", — объясняет бизнесмен. Такие ситуации французы решают в суде, но в Украине, признаются, с судебной системой лучше не связываться.

Французский подход

Несмотря на то, что французам в Украине приходится рисковать, они уверяют, что их нация не склонна к риску. Как выяснилось, причины парадокса просты: оказывается, понятие рисков потомки галлов трактуют по-своему. "По истечении трех лет бизнес нужно закрывать и начинать новый, — убежден Бенжамен Паскаль. — Продолжать инвестировать в тот же бизнес — уже рискованно. Будут проблемы". Свой постулат француз аргументирует весьма убедительно: в Украине часто меняется правительство, и какие нововведения принесут новые руководители — предугадать сложно, к тому же стоимость аренды помещения здесь по истечении трех лет может увеличиться на 100%, а то и больше.

"Допустим, я возьму в аренду помещение для бара, договорюсь о $5 тыс. аренды в месяц, а по истечении трех лет стоимость вырастет на 100%, — рассуждает г-н Паскаль. — О какой долгосрочной перспективе в этом случае можно говорить? Во Франции стоимость на протяжении многих лет почти не увеличивается, расценки могут немного корректироваться в зависимости от инфляции, но на это нужны очень веские основания. У вас же цены завышены в среднем на 30%, и люди это воспринимают спокойно. Если бы такая инфляция была у нас, в Париже была бы уже война на улицах. А у вас курс доллара падает, при том что зарплаты украинцев рассчитываются в этой валюте и бoльшая часть выплачивает-ся "вчерную". А на улице праздники, салюты — и все довольны!"

Немного странным кажется французам и подход украинцев к работе. "У нас возникают сложности с персоналом, причем это касается не только продавцов-консультантов, но и менеджеров высшего звена, — сетует г-н Шарбель. — На собеседование могут записаться двадцать человек, а придет только один. Остальные даже не перезвонят.

К тому же украинцы считают некоторые должности временными. Вот у вас все официанты молодые, а у нас много официантов, которым за 50 лет, и это их постоянная работа".

Самым ярким качеством французских предпринимателей является непоколебимая уверенность в том, что они знают, как решить проблему.

"Не нужно думать, что тут все так же, как и в твоей стране, здесь нужна скромность, — говорит Шарбель Канаан. — А вот здравые амбиции нужны, но сначала надо не только их озвучить, но и выслушать другую сторону". Однако самонадеянность у французов дополняется высоким профессионализмом и подлинной самоотдачей. А умение хорошо считать, тонко понимать и подмечать даже скрытые тенденции дает им большое конкурентное преимущество.

Связывают ли они всю свою дальнейшую жизнь с нашей страной? Жизнь налаживается, качество жизни улучшается, соглашаются французы, но все же тут совсем не так, как на родине: почти нет французских школ, качество сервиса не то, и воспитанных французов выводят из себя постоянные попытки украинцев влезть без очереди. Но главное не это, а бизнес. И какие бы сложности на пути развития бизнеса в Украине их ни встретили, характер иностранных гостей никогда не позволит им проявить слабость и показать, что они испуганы, а находчивость по-зволит выкрутиться из любой, самой сложной ситуации.

    Реклама на dsnews.ua