• USD 39.8
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Пустое море

Реклама на dsnews.ua

Герой булгаковского романа "Белая гвардия" доктор Курицкий, который за одну ночь разучился говорить по-русски, был поставлен в тупик простым вопросом. Как по-украински будет "кот", Курицкий ответил безошибочно — "кіт". "Спрашиваю: "А как кит?". А он остановился, вытаращил глаза и молчит.

И теперь не кланяется". О том, что в украинском языке есть слово "кит", убеждать не надо, но наряду с большинством других слов, связанных с морской тематикой, никакого практического смысла они в украинском языке пока не имеют. Тем не менее произносятся с завидной регулярностью. В лексиконе Виктора Ющенко в последнее время все чаще стало появляться словосочетание "паромная переправа". И не случайно — Украина имеет огромный потенциал для развития автомобильно-паромных пассажирских перевозок в Черноморском регионе. Однако перейти от слов к делу и действительно вести себя в Черном море по-лидерски наша страна не спешит, хотя все возможности для этого у Киева есть. Тем временем соседние страны все активнее осваивают практически пустующую нишу, отбирая у Украины львиную долю пирога.

От слов к делу

На июльском саммите ГУАМ в Батуми Виктор Ющенко пообещал запустить новую паромную переправу Керчь—Поти— Батуми, которая должна открыться уже в сентябре, — дескать, осталось только подписать договор между компаниями по обслуживанию причалов в портах. Сам факт открытия переправы в преддверии сложного для навигации периода заставляет задуматься о серьезности намерений. Да и в судоходной компании "Укрферри", обслуживающей керченский причал, заверили "ВД", что со временем регулярное сообщение между Крымом и Кавказом, конечно, будет, но назвать конкретные сроки наступления этого счастливого времени затруднились.

Месяцем ранее президент заявлял о необходимости освоения острова Змеиный: для этого якобы будет организована паромная переправа — журналистов даже свозили на остров на катамаране "Крымская стрела". Впрочем, тот рейс вышел экспериментальным, и даже цена билета в 250 грн. была названа арендатором катамарана — туристической компанией "Лондон Скай Трэвел" — промоционной. В дальнейшем цену планировалось увеличить до 400-450 грн. Впрочем, рейсы так и не стали регулярными — по крайней мере до тех пор, пока не сбудутся обещания по строительству на Змеином отеля, пристани для яхт, развлекательного комплекса и делового центра. Да и режим погранзоны на острове действует.

Это и неудивительно. За президентскими заявлениями стоит не столько экономика, сколько желание приобрести политический вес в Черноморском регионе, где Украина претендует на роль регионального лидера.

В случае с островом Змеиный — подчеркнуть важность для государства спорной с Румынией территории, в случае с паромной переправой Керчь—Поти— Батуми — подыграть грузинским властям, которые пока единственные во всем регионе готовы согласиться с лидерской ролью Киева. Ведь строительство железнодорожно-паромных комплексов в Поти и Батуми было профинансировано ЕБРР еще в 1990 г., и Грузии нужно отдавать кредиты, а делать это проще, когда комплексы задействованы на полную мощность.

Реклама на dsnews.ua

Северное измерение

Сегодня в Черно-морском регионе паромные перевозки осуществляют 18 судоходных компаний. Для сравнения: только на пассажирских линиях в Балтийском море работают 22 компании, в Средиземном — 35, в Северном море и северной части Атланти-ческого океана — 52. Являясь более дешевым видом транспорта, чем воздушный, паромные переправы связывают между собой абсолютно все европейские страны, имеющие общую морскую границу. Причем если в Украине с горем пополам выживают именно грузовые паромные переправы, то в странах ЕС давно сделали ставку на пассажирское сообщение — как регулярное, так и круизное. По данным Еврокомиссии, прямой оборот морского туризма в странах ЕС достиг в 2006 г. ?72 млрд, в то время как оборот грузов через морские порты Евросоюза был оценен в 3,5 раза меньше — ?20 млрд. По прогнозам Irish Marine Institute, круизное судоходство названо наиболее перспективным сектором мореплавания. Но если услугами морских паромов в странах ЕС, Норвегии и Исландии в 2007 г. воспользовались 350 млн человек, то украинские компании перевезли лишь около 50 тыс. пассажиров.

СК "Укрферри" в конце прошлого года увеличила количество пассажирских мест на пароме "Грейфсвальд" (паромная линия Ильичевск—Поти/Батуми) со 120 до 150 мест, а на линии Одесса—Стамбул—Одесса поставила два парома: "Каледония" и "Южная Пальмира". Последнее судно было куплено в 2005 г. у польской компании Polferry специально для обслуживания линии между Украиной и Турцией, и с учетом стоимости билета в один конец в $120-140 в компании сроки окупаемости судна оценивали в пять-семь лет. "Увы, но расчеты "Укрферри" оказались слишком оптимистичными, — говорит Александр Федоров, пресс-секретарь Ассоциации судовладельцев Украины. — Эксплуатация судна на линии между Одессой и Стамбулом оказалась нерентабельной, и в этом году паромное сообщение между Украиной и Турцией осуществляет только одно судно — "Каледония".

Правда, "Южная Пальмира" в порту не простаивает, спрос на круизные перевозки в Европе высок, и этим летом в режиме тайм-чартера "Южная Пальмира" совершает рейсы между Валенсией и Балеарскими островами. Для "Укрферри" это оказалось выгоднее, чем совершать рейсы в Черном море. Более того, украинская компания могла выбирать — аренду парома предлагала еще и финская Stella Company Group. Что же касается планов покупки пассажирского лайнера на 600 мест и открытия пассажирской линии между Крымом и Кавказом, то они так и остались планами. Как и организация паромного сообщения между Украиной и Грецией.

Туркомпания "Лондон Скай Трэвел" с 2004 г. осуществляет пассажирские перевозки на линии Одесса—Варна—Одесса, арендуя у Ялтинского морского торгового порта скоростной катамаран "Крымская стрела". "Прежде чем выйти в прибыль, мы три года эксплуатировали этот рейс себе в убыток, — говорит Константин Личикаки, коммерческий директор ООО "Лондон Скай Трэвел". —

В 2006 г. были перевезены 8,5 тыс. пассажиров, в прошлом году пассажиропоток увеличился на тысячу пассажиров, и рейсы впервые стали рентабельными. Мы вышли в прибыль еще и потому, что заправку осуществляли в Болгарии. Это давало возможность не платить 20%-й НДС. К тому же "Крымская стрела" — экономически более выгодное для эксплуатации судно, если бы оно ходило на рейсе Одесса— Стамбул—Одесса вместо "Каледонии", доходы от таких рейсов были бы на 15-20% выше. Но в этом году, хотя мы и планируем осуществить те же 27 рейсов, что и в прошлом, дай Бог выйти на ноль". Планы турагентства организовать с 2008 г. постоянную пассажирскую линию Одесса—Севастополь также остались только на бумаге.

Следует отметить, что круизы играют в морских перевозках ту же роль, что и чартерные воздушные перевозки: они позволяют изучить пассажиропоток на конкретном направлении и предшествуют организации регулярных перевозок. О том, что украинские судоходные компании не рискуют заниматься линейным пассажирским сообщением, "обкатывая" будущий рейс на круизном маршруте, "ВД" уже писала (подробнее— см. "ВД" №24, 2006 г.). Но есть косвенные свидетельства того, что морские маршруты открывают именно с прицелом на организацию регулярных линий. Так, судно "Южная Пальмира" характеризуется слишком малой (как для круизного судна) пассажировместимостью и некомфортностью кают. Но стабильного пассажиропотока для организации линейных перевозок все еще нет.

Конкуренция по-черному

Наиболее оптимистичным в оценках будущего пассажирского морского сообщения был 2007 г. В нынешнем, скорее всего, стоит ожидать уменьшения пассажирских рейсов, осуществляемых по Черному морю под украинским флагом. На снижение рейсов опосредованно повлиял рост цен на нефть, из-за которого многие судоходные компании вынуждены повышать цены на пассажирские перевозки морем (подробнее — см. "Нефтяной шторм Эгейского моря"). В то же время конкуренты украинских компаний не сидят сложа руки. Правительство Краснодарского края собирается к 2012 г. восстановить все черноморские пассажирские линии, существовавшие в 1990 г. В рамках программы по развитию черноморских курортов Турции предусмотрено выделение $16 млн на организацию пассажирского сообщения по Черному морю. По оценкам экспертов, на $1, вложенный в приобретение автомобильных паромов и совершенствование инфраструктуры морских портов, в перспективе до 2020 г. будет приходиться $3, полученных непосредственно транспортными компаниями, и $5, заработанных в туристическом секторе.

Популярность на одних направлениях стимулирует развитие других, и Черноморский регион в этом отношении — один из наиболее перспективных. Он близок к Европе, тут есть проблемы наземного сообщения на российско-грузинской границе, есть целый ряд направлений, где альтернативой являются лишь воздушные перевозки, и, наконец, население причерноморских стран не столь богато, чтобы путешествовать исключительно самолетом.

"Сейчас перевозка туристов между Украиной и Турцией, Украиной и Грузией практически полностью осуществляется по воздуху. Опыт развития паромных переправ в Скандинавии и Средизе-мноморье свидетельствует, что в Черноморском регионе нереализованный потенциал развития автомобильно-паромных пассажирских перевозок огромен, — сообщил "ВД" эксперт, пожелавший остаться неназванным. — А в связи с нагрузкой на автомобильные дороги при подготовке к Олимпиаде-2014 в Сочи количество морских перевозок к олимпийской столице возрастет в разы. Если Украина не будет претендовать на свой кусок черноморского пирога, его с удовольствием проглотят другие черноморские страны". Но наша страна не спешит реализовывать свой шанс. В период отсутствия прямого авиасообщения между Россией и Грузией Украина стала главной транзитной страной для поездок между Москвой и Тбилиси. Но выгоду от этого получили исключительно авиакомпании — несмотря на цену билета от $500, альтернативы воздушному транспорту не появилось.

Свято место

16 мая с.г. появилось решение СНБО Украины "О мерах по обеспечению развития Украины как морского государства", введенного в действие президентским указом. По своей сути данный документ является заверением о необходимости добиваться всего хорошего и избегать всего плохого. Относительно развития морских пассажирских перевозок в документе прямо говорится лишь однажды: "Принять меры по подготовке и утверждению региональных программ развития морской туристической и курортной инфраструктуры, предусмотрев в них меры по обеспечению безопасности туристов, водных видов отдыха и развития морского и яхтенного туризма".

"Но в Украине до сих пор нет закона о круизном плавании, из-за чего постоянно возникают препятствия в организации этого бизнеса, — объясняет Александр Федоров. — Фактически иностранный турист, совершающий круиз по маршруту Одесса—Ялта—Сочи—Стамбул—Одесса, вынужден, покидая судно в украинским порту, проходить все процедуры таможенно-пограничного контроля". Кроме того, правительственные инициативы в области нормализации ситуации на таможне в начале 2008 г. привели к снижению как пассажиропотока, так и количества перевозимых по Черному морю грузов.

В омывающих Европу с севера и юга морях судоходным компаниям становится тесно, и в условиях роста рынка круизных перевозок они неизменно обратят свое внимание на относительно "пустые" водные пространства. Украина, распродавшая в 1990-2000 гг. свои круизные лайнеры, в ближайшем будущем может обнаружить, что в почитаемом ею Черном море деньги на паромных перевозках зарабатывают другие.

Где процветают паромные переправы

Во всем мире паромные переправы прибыльны лишь в тех случаях, когда альтернативой им не являются перевозки по воздуху. Несмотря на появление бюджетных авиакомпаний, связывать с континентом Фареры, Аландские острова, Балеары, острова Греческого архипелага или Мальту им по-прежнему невыгодно. Дорого. Малые острова часто имеют возможность принимать лишь самолеты малой авиации, при этом бюджетные авиакомпании имеют единый тип самолетов, как правило, средней и высокой вместимости. В странах, где лишь небольшая часть населения способна позволить себе путешествовать самолетом, а добраться по земле невозможно (Филиппины, Индонезия), паромные переправы процветают. Однако и в Европе такие переправы остаются весьма популярными.

В первую очередь — за счет возможности путешествовать на автомобиле: 80% европейских паромов предоставляют возможность переправки пассажира и его машины. Пассажирские морские линии эффективны на тех маршрутах, где сложный береговой рельеф не дает возможности быстро добираться на автомобиле (Западная Норвегия, Западная Канада и Аляска). Кроме того, бум на круизы позволяет судоходным компаниям совершать не только туристические, но и регулярные пассажирские рейсы. Так, рейсы к Северному полюсу, осуществляемые российской турфирмой "Посейдон", забронированы на три года вперед.

Нефтяной шторм Эгейского моря

Лето 2008 г. приготовило неприятный сюрприз для путешествующих по островам Греческого архипелага: судовладельцы дружно подняли цены на паромные перевозки, сумев убедить министра транспорта Греции, что из-за подорожания нефти удержать цены на прежнем уровне им не под силу. В результате стоимость путешествия возросла в среднем на 11% по сравнению с прошлым летом, а если отталкиваться от цен 2004 г. — то на 179%. Из-за того что большинство островов связаны с материковой Грецией только паромами, повышение цен больно ударило по карманам греков. Blue Star подняла цены на 5-16%, GA Ferries увеличила стоимость проезда в эконом-классе на 1,4%, в бизнес-классе — на 23,5%, а стоимость провоза автомобиля возросла на 17%. Только АНЕК и Minoan Lines оставили цены на прежнем уровне. Из-за подорожания исчезли и билеты с возвратом, на которые полагается 10%-я скидка, большинство компаний заменили быстроходные суда медленными паромами.

    Реклама на dsnews.ua