• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Отвлекающий маневр

Реклама на dsnews.ua

Итак, "Укртелеком" твердо решил стать мобильным оператором. Кабинет Министров согласился с предложениями руководства компании по повышению ее капитализации и инвестпривлекательности, главным из которых являлось получение ею "лицензии на предоставление услуг мобильной связи". Причем сразу третьего поколения: в конце июня "Укртелеком" подал в Национальную комиссию регулирования связи (НКРС) заявку на получение лицензии на стандарт UMTS-2000. 10 августа премьер-министр Юлия Тимошенко поручила НКРС выдать таковую лицензию до 31 августа. Через два дня комиссия, рассмотрев на своем заседании этот вопрос, приняла решение о продлении срока рассмотрения этой заявки до завершения работ по международной координации и конверсии радиочастот Генштабом ВС Украины (которому в настоящий момент принадлежат требуемые частоты). Ранее НКРС также отмечала, что выдача "Укртелекому" мобильной лицензии возможна лишь после утверждения Кабмином Национальной таблицы радиочастот и Плана использования радиочастот, основополагающих документов, предусмотренных Законом Украины "О радиочастотном ресурсе". Но эти нормативные акты пока не приняты.

Другой комплекс вопросов, связанных с выделением "Укртелекому" мобильной лицензии, лежит в маркетинговой плоскости. Попросив для повышения инвестпривлекательности мобильную лицензию, руководство компании ссылается на бурный рост доходов и абонентской базы других украинских мобильных операторов. Однако они работают в стандарте GSM, относящемуся ко второму поколению мобильной связи, который использует другие частотные диапазоны, и оборудование для сетей которого значительно дешевле 3G-шного. Опыта развертывания сетей третьего поколения нет ни у одного из них. Более того, даже в развитых странах, где рынки мобильной связи давно вошли в стадию насыщения, развитие сетей третьего поколения не пошло дальше мегаполисов. А количество 3G-абонентов сегодня на два порядка ниже, чем абонентов других стандартов. Одно дело — развернуть в Украине экспериментальную сеть третьего поколения, а другое — брать кредиты под "национальную сеть UMTS и 2 млн 3G-пользователей", которых компания планирует иметь через два года. Чем "Укртелеком" собирается привлечь их?

За комментариями по этому и другим вопросам мы обратились к члену Национальной комиссии регулирования связи Владимиру Олейнику.

Итак, до принятия Национальной таблицы радиочастот и Плана использования радиочастот выдача "Укртелекому" мобильной лицензии невозможна. Когда же будут приняты эти документы?

— Согласно Закону "О радиочастотном ресурсе Украины" все радиотехнологии, которые внедряются в Украине, должны соответствовать Плану использования радиочастотного ресурса Украины. План — это основной нормативный документ, который определяет все действующие в Украине и перспективные технологии, и отводимые для них полосы частот.

Мы обратились в Министерство юстиции, чтобы оно дало свое юридическое заключение по этому вопросу, и оно подтвердило правомерность нашей позиции: НКРС не может выдавать лицензии на технологии, которые не предусмотрены Планом.

На данный момент действуют старые Национальная таблица и План использования радиочастотного ресурса Украины. Согласно этой Нацтаблице частоты, которые требует "Укртелеком", отданы военным и не распределены для подвижной радиослужбы. А в План такая технология не включена, и полосы для ее внедрения не определены.

Реклама на dsnews.ua

К тому же, в старом Плане не было раздела "Перспективные радиотехнологии". Тем более что этот План был разработан Центром "Укрчастотнадзор" в 2002 г., по старому закону о радиочастотном ресурсе и был утвержден Госкомсвязи. По новому закону План и Таблица частот должны быть утверждены Кабмином.

Согласно другому поручению Кабмина оба этих документа должны были быть готовы к 15 августа, после чего должно было быть проведено совещание для ликвидации расхождений между заинтересованными ведомствами. В принципе пожелания всех ведомств в проекты уже внесены, и мы надеемся, что до конца августа эти документы будут утверждены. И, по крайней мере, одно из условий для возможности выдачи "Укртелекому" мобильной лицензии будет выполнено.

В некоторых источниках указывается, что "Укртелеком" подал заявку на UMTS, а в других — что на CDMA-450. Последняя технология более подошла бы для развертывания современной сети беспроводной связи для широкого использования, чем 3G…

— Действительно, в июле компания подала заявку и на CDMA-450. Напомню, UMC и "Киевстар" подали такие заявки еще в позапрошлом году. Все это время они лежали в Госкомсвязи, а потом и в Минтранссвязи без рассмотрения, и только сейчас Министерство передает их нам для дальнейшей работы.

Таким образом, на данную лицензию есть несколько претендентов. Кроме того, у UMC есть действующая до 2012 г. лицензия на этот диапазон. А согласно статье 40 Закона "О РЧР" оператор имеет право претендовать на получение лицензии на другие технологии в пределах занимаемых частот при соблюдении условий, определенных законом. Поэтому UMC имеет приоритет при рассмотрении этих заявок как первая, подавшая таковую, а также как имеющая лицензию на эти частоты.

UMC занимает полосу в 4,5 МГц в диапазоне 450 МГц. В ней можно разместить три канала по 1,25 МГц. Поскольку технология CDMA позволяет осуществлять частотное планирование таким образом, что соседние соты работают в одной частоте, то один оператор может работать в одном канале. То есть теоретически полосу, используемую сегодня UMC, можно раздать трем операторам.

Как быть с рекомендациями СЕРТ о том, что CDMA-450 — не европейский стандарт?

 — Действительно, в прошлом году состоялось заседание рабочей группы, СЕРТ, на котором Россия и Белоруссия выступили с инициативой рассмотреть возможность внедрения CDMA в первом районе — Европе — в диапазоне ниже 600 МГц. Большинство европейских стран не поддержало внедрение такого стандарта, и обсуждение этого вопроса еще не завершилось. Но уже есть рекомендация СЕРТ о том, что европейские страны по своему усмотрению могут в рамках своих национальных территорий внедрять такую технологию. В связи с этим Украина должна выработать в этом вопросе свою стратегию. Наши соседи — Россия, Белоруссия, Румыния, Болгария — уже внедряют эту технологию, думают об этом и в Польше.

Каковы перспективы конверсии запрашиваемых "Укртелекомом" частот?

— Работы по конверсии заказаны Минтранссвязи и должны быть завершены в декабре этого года. Когда вышло поручение Кабмина закончить эти работы до 31 августа, мы провели в Минтранссвязи заседание рабочей группы и решили, что возможность конверсии имеется. То есть мы делаем все, чтобы выполнить поручение Кабмина. Если конверсия будет завершена в августе, то осенью мы сможем вернуться к рассмотрению вопроса о выдаче "Укртелекому" мобильной лицензии.

Сколько могла бы стоить 3G-лицензия для "Укртелекома"?

— Согласно действующим тарифам, утвержденным постановлением КМ №140 от 2001 г., стоимость такой лицензии составляет около 100 млн грн. Это, конечно, не европейские миллиарды. Хотя сегодня эксперты склоняются к мнению, что в Европе эти лицензии были проданы по завышенным ценам. Общее мнение европейских бизнес-кругов — что правительства, перекачивая деньги от мобильных операторов в бюджеты, формировали стабилизационный фонд для только введенного тогда евро.

К тому же эта технология в Европе внедряется в очень небольших масштабах, неадекватных стоимости лицензий. Кстати, последние лицензии на UMTC — в Чехии, Польше — продавались уже за существенно меньшие деньги, порядка сотен миллионов долларов, а не миллиардов.

Конечно, есть возможность увеличения поступлений в бюджет от продажи таких лицензий. Например, программой правительства в начале года было предусмотрено поступление в бюджет от продажи этих частот в размере 500 млн грн., но тогда речь не шла о выдаче ее "Укртелекому", а о продаже на открытом конкурсе всего диапазона UMTC.

Можно ли кратко проанализировать опыт внедрения UMTS в соседних странах?

 — Наибольшее количество абонентов третьего поколения в Японии. К развитию этой технологии приступает Китай. Сети работают в некоторых мегаполисах Европы. На начало года в мире насчитывалось около 60 млн абонентов. В России развернута тестовая сеть в Москве и Петербурге, буквально несколько базовых станций. Однако коммерческая ее эксплуатация не ведется, и лицензии пока не выданы.

Будем надеяться, что серьезная маркетинговая политика "Укртелекома", а также рекламная кампания обеспечат спрос на услуги третьего поколения.

Если с коммерческой точки зрения перспектива этой технологии не совсем ясна, то зачем она "Укртелекому"?

 — Теоретически лицензия на мобильную связь расширит ассортимент услуг компании и повысит ее стоимость. Ну и, наверное, руководство "Укртелекома" рассматривает эти возможности в более длительной перспективе, когда такие услуги будут востребованы рынком…

Хотя ряд экспертов и сомневается в том, что наличие такой лицензии быстро повысит стоимость компании: ведь для того чтобы она позволила получать прибыль, нужно вложить в строительство сети сотни миллионов долларов.

С другой стороны, у компании есть очень много более насущных проблем.

Каких?

— Например, все мы знаем, что "Укртелеком" несет социальную нагрузку по развитию и обслуживанию убыточного сегмента рынка телекоммуникаций — предоставление услуг фиксированной связи в сельской местности, в горных и отдаленных районах, льготных абонентов. Остальные 700 с лишним операторов местной связи работают в городах, многие — в бизнес-сегменте. И обслуживают наиболее платежеспособных абонентов. Поэтому для "Уктрелекома" сегодня важным является решение государством вопроса возмещения убытков за предоставление универсальной услуги. За счет кросс-субсидирования, как это было раньше, они эту задачу решать уже не могут. Потому что компания стремительно теряет рынок наиболее прибыльных услуг — междугородной и международной связи. Многие операторы также быстрыми темпами строят свои первичные сети и все меньше нуждаются в транзитных услугах "Укртелекома".

В таких условиях говорить об удержании серьезного сегмента рынка "Укртелекомом" сложно. В качестве одного из вариантов выхода из сложившейся ситуации, разработан проект закона о создании целевого фонда финансирования убытков от предоставления универсальных услуг. Есть поручение Президента о разработке такого механизма, и НКРС направила в Минтранссвязи свои предложения по этому закону. Хотелось бы, чтобы законопроект как можно быстрее попал в Верховную Раду Украины и был принят.

 И это только одна проблема. Вторая — необходимость модернизации сетей "Укртелекома". На сетях компании значительной остается доля аналогового оборудования — более 30 %. Не способствовало укреплению позиций "Укртелекома" на рынке и почти ежегодная сменяемость его руководителей за последние пять-шесть лет.

Сегодняшний менеджмент компании считается достаточно грамотным…

— Да, и это вселяет определенный оптимизм. Но на рынке телекоммуникаций есть множество других проблем. И первая — рост количества нарушений на сетях. По некоторым оценкам, в год только на нарушениях порядка маршрутизации международного трафика (рефайле) государство теряет более $200 млн в год. И эта цифра возрастает с каждым годом. И этому способствует отсутствие с начала этого года надзора за рынком телекоммуникаций. До того эти функции были возложены на Украинский центр радиочастот, а сегодня они переданы Государственной инспекции связи, которая сейчас находится в стадии организации.

 Кстати, в этих условиях многие операторы, прежде всего "Киевстар" и UMC, просят Центр радиочастот на договорных основах продолжать мониторинг их сетей на предмет выявления злоупотреблений. Потому что уникальное измерительное оборудование для этих целей есть только в Центре. Частные операторы хотят таким образом сберечь свои доходы, что вполне естественно. В то же время, "Укртелеком" отказался от технического мониторинга своих сетей. Еще в августе прошлого года они расторгли договор с Центром в одностороннем порядке. Следует отметить, что НКРС поручило центру радиочастот продолжить работу по мониторингу, и будем надеяться, что "Укртелеком" пересмотрит свои позиции по этому вопросу.

Кстати, "Укртелеком" же владел долей в мобильном операторе…

— А это уже вопрос последовательности государственной политики прежнего руководства страны. "Укртелеком" владел мобильным активом — 51%-ной долей в UMC. Но государство ее продало, то есть фактически отказалось от этого бизнеса. Причем совсем недавно — в начале 2003 г. Теперь мобильный бизнес придется начинать фактически с нуля.

Однако жизнь не стоит на месте, и хочется надеяться, что "Укртелеком" сможет укрепить свои позиции и конкурентноспособность на рынке телекоммуникаций Украины, чему, вне сомнения, должна способствовать приватизация этого предприятия. Беседу вел Виталий Кукса

    Реклама на dsnews.ua