• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.1
Спецпроекты

ИНДИЙСКИЕ СТРАСТИ

Реклама на dsnews.ua

"Из четырех предприятий, работающих по индийскому контракту, три успешно справляются с выполнением заказа, — рассказывает Евгений Белинский, первый заместитель ОАО "Турбоатом" (который выступает генподрядчиком по индийскому контракту). — "Турбоатом", Подольский машиностроительный завод и харьковский завод "Монолит", кстати, впервые участвующий в таких контрактах, успешно работают. Остается один "Электротяжмаш", который не делает и не хочет делать. На протяжении трех лет идет постоянная не только техническая, но и экономическая, и политическая борьба".

Нынешний директор "Электротяжмаша" Олег Калашников по электротяжмашевским меркам — долгожитель. Он руководит заводом уже чуть больше года. Четверо его предшественников уходили примерно спустя полгода после назначения. Как утверждает сам Калашников, все они уволились из-за индийского контракта: "Это корень зла. Если "Электротяжмаш" выполнит его, прямые убытки составят около 50 млн грн.".
По словам Калашникова, его предшественника при подписании контракта вынудили сбросить цену за один генератор с $3,75 млн до $2,75 млн. А в июне прошлого года "Турбоатом" подготовил дополнения к договору, в соответствии с которыми к каждому генератору, изготавливаемому "Электротяжмашем", прибавилось на $2 млн дополнительного оборудования.

"Мы изготовили генератор, который на сегодняшний день готов к отгрузке, — говорит Олег Калашников. — Но если я подписываю отгрузку, повторяю, я, в конечном счете, наношу своему предприятию ущерб в сумме, эквивалентной 50 млн грн.".

Евгений Белинский утверждает, что спецификация поставок по индийскому контракту не менялась с самого начала, Калашникова обвиняет "в выполнении политического заказа": "Он не понимает, что ставит под удар украинское государство... Он выполняет политический заказ ряда товарищей, которые хотят невыполнением индийского контракта доказать, что руководство "Турбоатома" плохо управляет в области процессом энергомашиностроения. Это заказ ряда бывших и нынешних депутатов Верховной Рады. Все они харьковчане. В чем их интерес? Каким-то образом сместить руководство "Турбоатома", по всей вероятности, поскольку завод имеет имя, средства, богатейший опыт в мировом машиностроении".

В заводоуправлении "Электротяжмаша" слова "политический заказ" звучат только в кулуарах и не под запись. Туманные недомолвки и намеки на стремление властей сместить руководство завода, чтобы с новым директором без проблем договориться о финансировании "под выборы", как только включается диктофон, сменяются четкими и уверенными заявлениями: никакой политики, чистая экономика.
Олег Калашников предлагает искать выход из конфликта за столом переговоров: "Я предлагаю перераспределить прибыли, тогда и "Электротяжмаш" будет спасен, и честь "Турбоатома".
В этом конфликте губернатор целиком и полностью на стороне "Турбоатома". По представлению обладминистрации Калашников даже был уволен, как сказано в приказе Минпромполитики, "за невыполнение условий контракта". В том же приказе говорится о "неудовлетворительном финансово-экономическом состоянии предприятия": чистый убыток за первое полугодие этого года составил около 8,5 млн грн. (для сравнения — в прошлом году за тот же период он был чуть больше 130 тыс. грн.), долговременная просроченная задолженность в бюджет — больше 14 млн грн., денежные поступления в госбюджет в размерах, предусмотренных финпланом на 2005 г., не обеспечиваются.

Сам Калашников результаты своего руководства "Электротяжмашем" оценивает куда более оптимистично. По его словам, прямые убытки, о которых идет речь в министерском приказе, не производственные. Часть суммы — это штрафы и пени за долги прошлых лет, еще часть — финансовые убытки "из-за необходимости выполнения договоров комиссии с "Турбоатомом". Долгов по текущим платежам в бюджет у завода нет, утверждает Олег Калашников, а недоимка прошлых лет имеет тенденцию к сокращению, зато зарплата на предприятии растет: "Сейчас у нас на предприятии в среднем получают 740 грн., а с сентября — новое повышение на 35-40%".

Приказ об увольнении директора "Электротяжмаша" был подписан и.о. министра Олегом Уруским 4 августа, а на следующий день, 5 августа, сам же Уруский свой приказ отменил в связи с тем, что Калашников находился на больничном, а по действующему законодательству в этом случае уволить человека нельзя.

Реклама на dsnews.ua

Но Арсен Аваков не теряет надежды все-таки сменить руководство предприятия. "Я подам в отставку, если г-н Калашников будет оставаться на своем рабочем месте, это принципиальная позиция, вы понимаете? — заявил губернатор на недавней пресс-конференции. — "Электротяжмаш" срывает выполнение контракта, точнее, уже сорвал. Но беспокоит даже не это. Беспокоит то, что срывом этого контракта завод "Электротяжмаш" ставит практически непреодолимый барьер для выхода нашего энергомашиностроения на весь индийский рынок. Мы можем потерять объем контрактов более чем на $2 млрд… Меня не интересует, сколько в Министерстве промышленной политики клерков, которые пекутся о себе и о своих отношениях с господином Калашниковым, с человеком, который сорвал все возможные контракты и обязательства, который обеспечил полный крах всех экономических планов предприятия и поставил под вопрос не только зарплату и будущность тех людей, которые там работают, но и позиции государства на внешних рынках. Меня интересует вопрос государственных интересов, и если к моему мнению не прислушиваются, мне нечего делать на этом месте. Но я глубоко убежден, из разговоров с премьер-министром и с министром промышленной политики, что этот вопрос будет решен".

Аваков убежден: Калашников отстаивает личные интересы: "Видимо, потому что есть что скрывать на заводе, есть за что переживать... Как мне стало известно, управлением внутренних дел Харьковской области возбуждено уголовное дело по оперативным материалам... Есть такое понятие, как мобилизационный резерв и есть очень серьезные материалы, подтверждающие факт, что на многие и многие миллионы в мобилизационном резерве, которые хранятся на "Электротяжмаше", есть недостача. Есть такие материалы. Правда это или нет — сейчас выясняют следственные органы".

Губернаторский ультиматум Олега Калашникова нисколько не расстраивает и не пугает: "Было бы очень хорошо, если бы он ушел в отставку. И для города, и для области. Он заявляет о каких-то уголовных делах, которых нет (отсутствие уголовного дела по "Электротяжмашу" подтвердили и в ЦОСе УМВДУ в Харьковской области — прим. "ВД"), о каких-то недостачах в мобилизационных резервах. Я считаю, что если он себя уважает, если считает себя порядочным человеком, он должен уйти сам".

Что касается личных амбиций, г-н Калашников заявляет: мол, за кресло не держусь, и если скажут, что на мое место придет человек, у которого есть деньги и план развития предприятия, и я должен уйти, уйду в тот же день.

Срок губернаторского ультиматума истекает через месяц.

    Реклама на dsnews.ua