• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.6
Спецпроекты

В ЕВРОПУ ПО РЕЦЕПТУ

Реклама на dsnews.ua

В аптеках бум на корвалол, цитрамон, анальгин, их скупают целыми упаковками. Аптекари видят в этом последствия подписанного 19 июля приказа Министерства здравоохранения №360, согласно которому отныне 61% всех зарегистрированных в Украине лекарств будет продаваться исключительно по рецептам. Но в ведомстве сохраняют спокойствие. Там полагают, что ажиотаж создан искусственно некоторыми фармацевтическими компаниями, немало зарабатывавшими на безрецептурной продаже антибиотиков и гормональных контрацептивов.

В Минздраве убеждены, что нововведение приблизит Украину к западным стандартам. К примеру, в Канаде по рецепту отпускается 90% препаратов, в странах ЕС — 75-80%. Для тамошних граждан это естественно, ведь львиная доля потраченных на медикаменты средств компенсируется за счет страховых фондов, при этом рецепт является подтверждающим документом.

Поскольку в Украине о страховой медицине сегодня можно только рассуждать, западный опыт в наших реалиях может иметь несколько иные последствия.

Статистика гласит, что в стране без рецепта, к примеру, в 2004 г. продавалось 45,66% лекарственных средств (данные RMBC — российской компании, специализирующейся на исследовании фармацевтического рынка стран СНГ). Отныне их количество снизится до 39%, в число рецептурных попадут гормональные контрацептивы, антибиотики, сульфаниламиды. Всего же с 20 октября (когда приказ вступит в силу) из 14 292 наименований лекарственных препаратов, зарегистрированных в Украине, 8820 будут отпускаться по рецептам.

Благими намерениями…

Практически все фигуранты фармрынка сошлись во мнении, что этот шаг Минздрава скорее социальный, чем здравоохранительный. И, пожалуй, сложно не согласиться с Виктором Чумаком, директором Государственного фармакологического центра Министерства здравоохранения Украины, когда он приводит берущие за душу примеры. "С точки зрения фармакологии, противозачаточные таблетки могут отпускаться без рецепта, — говорит г-н Чумак. — Но, как показали социологические исследования, нынче возрастная планка начала половой жизни очень низкая: 12-14 лет. Этим девочкам нельзя пользоваться гормональными контрацептивами, ведь у них еще не сложилась гормональная система. Но они не хотят консультироваться с врачами или хотя бы с родителями, покупают таблетки. В результате большинство таких девочек, вырастая, страдают бесплодием. Это явление стало системным и социально опасным, поэтому мы вынуждены пойти на запрет продажи гормональных контрацептивов без рецепта".

Та же участь постигнет разнообразные антибиотики и сульфаниламиды (такие, как бисептол). "Разница между нашим пациентом и западным заключается в том, что нашего пациента не волнует, есть ли у анальгина отдаленные побочные эффекты, — утверждает Виктор Чумак. — У него ведь сегодня болит голова, а то, что после 60 лет у него печень будет никуда не годной, он не учитывает. Недавно в Харьковском университете похоронили студентку. Во время сессии у нее болел зуб, ей некогда было идти к врачу, она каждый час принимала анальгин, передозировала и умерла. Вот и спросите у мамы этой девочки, согласна ли она с приказом №360".

Реклама на dsnews.ua

Снабженные яркими примерами аргументы кажутся весьма убедительными. Однако нужно ли бороться с подобными единичными случаями жесткими авторитарными методами? "Минздрав этим приказом дует на холодную воду, — уверен Виктор Мастяш, главврач Института эпидемиологии и инфекционных заболеваний Академии медицинских наук. — Да, я сам видел, как некоторые пациенты берут флакон корвалола и выпивают его за один прием, но это не повод запрещать его к свободной продаже. Ведь если человек придет за ним и прямо в аптеке умрет от сердечного приступа, это будет уже нарушением его конституционных прав".

Рынок стерпит

Нетрудно предугадать, как увеличение числа препаратов, продающихся исключительно по рецепту, скажется на работе врачей-терапевтов. "Нагрузка на терапевтов существенно увеличится, — считает Виктор Рыбчук, замминистра здравоохранения. — Но мы имеем достаточно практикующих врачей. У нас 30,6 врачей на 10 тыс. населения, такой же уровень имеют Испания и Дания, а в Великобритании еще меньше — 20 врачей на 10 тыс. чел. Но там тоже выписывают рецепты, и проблем у них не возникает". В проекте бюджета на будущий год Минздрав Украины не закладывает дополнительные средства, связанные с увеличением нагрузки на врачей-терапевтов.

В Министерстве считают, что момент для нововведения выбран удачно. Фармацевтический рынок демонстрирует рост, который в этом году, по прогнозам ведомства, составит свыше 25%. "Обороты фармацевтических компаний (вследствие приказа №360 — прим. "ВД") снизятся на 1-2%. Но серьезно это не скажется на результатах их деятельности", — полагает Виктор Рыбчук.

"Потери игроков фармрынка невозможно подсчитать ни в денежном эквиваленте, ни в процентах, — считает Виктор Чумак, — поскольку у Министерства нет данных об уровне того бардака, который на протяжении последних 10 лет творился в фармацевтике. Мы ведь не можем отследить, сколько рецептурных препаратов реализовывалось и реализовывается в каждой аптеке. Это же был теневой оборот".

Сами же участники рынка в своих оценках не столь однозначны. "Дистрибьютор особенно не пострадает, — говорит Евгений Бессонов, директор фармацевтической компании "МЕГАКОМ", занимающейся дистрибьюцией лекарственных средств. — А вот производители понесут реальные убытки. Речь идет о тех предприятиях, чьи комбинированные препараты попали в соответствии с приказом под предметно-количественный учет" (это лекарства, которые до появления приказа продавались без рецепта, но теперь будут реализовываться только при наличии оного — прим. "ВД").

В том, что в первые месяцы после вступления приказа в силу убытки неизбежны, единодушны все участники фармацевтического рынка. "Но речь не может идти о долгосрочных убытках, первые два-три месяца будет сокращение продаж рецептурных препаратов, а потом ситуация выровняется, — говорит Вячеслав Федченко, менеджер по маркетинговым коммуникациям фармацевтической корпорации "Артериум". — У нас производится около 70% рецептурных препаратов, и поэтому для нас это (нововведение Минздрава — прим. "ВД") приведет к некоторому сокращению прибыли". Одновременно в корпорации "Артериум" заметили, что в долгосрочной перспективе приказ №360 преследует правильную цель: создание системы заказов лекарств по рецептам, что позволит производителям фармпродукции сбалансировать портфель лекарственных средств. Однако в ближайшие месяцы корпорация намерена увеличить долю именно безрецептурных препаратов.

Генеральный директор российской исследовательской компании RMBC Мария Денисова также считает, что негативные последствия данного нововведения преувеличены: "Вследствие приказа оборот болеутоляющих препаратов, антибиотиков и лекарств, содержащих наркотические вещества, станет систематизированным и контролируемым. В этом нет ничего плохого".

Благими намерениями

Опрос, проведенный "ВД" среди аптек, показал, что после вступления приказа в силу их товарооборот упадет в среднем на 20-30%, что заставит их всерьез задуматься о повышении розничной наценки примерно на 10%. В отношении целого ряда препаратов это может оказаться противозаконным, поскольку речь будет идти о превышении максимально допустимого Минздравом размера торговой наценки.
"Прибыльность аптек упадет, — считает Лариса Славинская, директор ООО Аптека №1 "Трансфарм". — Заводы со временем перестроятся и будут выпускать больше безрецептурных препаратов. Это будет влиять не только на розницу, но и на оптовые компании, создавая ажиотаж".

Осознанно или нет, но своим решением ужесточить продажу лекарственных препаратов Минздрав провоцирует передел аптечного рынка. Нововведение явно на руку аптекам производителей и крупным сетям. Первые выигрывают за счет цены. А вот посетители вторых могут вообще не ощутить на себе тяготы рецептурного бремени. Насколько известно "ВД", в Кабмине уже находится проект постановления, позволяющий аптекам иметь в своем штате врача-консультанта. Весьма удобно, ведь за рецептом не придется идти к участковому терапевту. Его функции выполнит врач-консультант. Иными словами, рецепт будет выписываться прямо в аптеке.

Идея хороша, но для ее воплощения в жизнь аптекарям предстоит изрядно попотеть. Придется оборудовать специальное место для приема врача, поддерживать его в надлежащем санитарном состоянии, что, учитывая поток людей в аптеках, сделать весьма непросто. Да и, в конце концов, этому врачу придется платить зарплату. "Затраты на введение должности врача-консультанта при аптеках будут безбюджетными, — говорит Виктор Чумак. — Потому и возмущены сейчас собственники аптек: им придется платить за это".
Не проблема, если оборот у аптеки велик или же она является сетевой, но вот мелким игрокам роскошь в виде врача-консультанта может оказаться не по зубам, а значит, их будущее на рынке весьма туманно.

Искоренить самолечение

В своих доводах и апологеты, и противники приказа №360 ссылаются на заботу о потребителе. Минздрав хочет покончить с практикой самолечения, приводящей порой к усугублению хронических заболеваний, при этом взывая к западному опыту. И те, и другие соглашаются, что украинские поликлиники, где сутками сидят в очереди, — анахронизм, и его следует заменить институтом семейного врача. Но если в Минздраве считают, что приказ подтолкнет к изменениям в структуре медобслуживания, предоставляя гражданину право в случае нерешения его проблемы обращаться в правоохранительные органы, то их оппоненты указывают на то, что данный случай — классический пример того, как лошадь оказалась позади телеги.
"Если бы у нашего Минздрава была многолетняя стратегия развития отрасли, они бы начинали вводить мировые стандарты именно с этого, — считает Евгений Бессонов. — Уровень самолечения не снизится, он связан с уровнем доверия пациента к врачу, а не с рецептурным отпуском".

С этим трудно не согласиться. Доверие к медицине может повыситься лишь в результате структурных изменений в отрасли. На сегодняшний же день в селах нет поликлиник, работают лишь фельдшерско-акушерские пункты. Но фельдшеры не имеют печати, которыми необходимо заверять рецепт. Еще одна проблема — скорая помощь. Жаропонижающее тоже будет рецептурным, а в скорой помощи работают фельдшеры, которые никогда не выписывали рецептов. Та же ситуация с травмпунктами: человек сломал ногу, ему нужен сильный анальгетик вроде кетанова, а он тоже рецептурный. Да и ни для кого не секрет, что в обычную больницу пациент, которому нужно вырезать аппендицит, идет с полным набором лекарств. Если продажа шприцов без рецепта будет запрещена, комментарии излишни.

Европа нам не по плечу

По словам Марии Денисовой, производителям отныне придется смириться с ужесточением требований к рекламе лекарственных средств, которые неминуемо последуют за приказом. На сегодняшний день лекарственный препарат регистрируется на пять лет, их список подается в Министерство юстиции, и Минздрав обязан включить в него все разрешенные в Украине безрецептурные препараты. Эти списки нужны прежде всего бизнесменам: чтобы разместить рекламу какого-то препарата, они должны найти его в этом списке.

Желание Минздрава сделать медицину более социально направленной и законодательно защитить пациентов от фармацевтического шарлатанства понятно, но ощутить на себе все преимущества отпуска лекарственных средств по рецептам потребитель сможет лишь тогда, когда в Украине заработает система медицинского страхования. Пока же он рискует лишь столкнуться с дополнительными трудностями при покупке ряда препаратов.

С 20 октября стоит ожидать ужесточения как санкций по отношению к аптекам, нарушающим условия работы на фармацевтическом рынке, так и конкуренции на самом рынке. Сложно сказать, приведет ли это к уменьшению количества аптек. Но удорожанию препаратов поспособствует точно, ибо все затраты на отпуск лекарств по рецептам аптеки в конечном счете, переложат на плечи потребителей. Кроме того, в более выгодном положении окажутся те аптеки, которые введут штатную должность врача-консультанта, — это уменьшит хлопоты потребителя. Позволить же себе это могут в первую очередь аптеки с частной формой собственности, а значит, коммунальных аптек станет еще меньше.

    Реклама на dsnews.ua