• USD 39.5
  • EUR 42.2
  • GBP 49.1
Спецпроекты

УКРАИНА, КОТОРОЙ БОЛЬШЕ НЕ БУДЕТ.

Реклама на dsnews.ua

 Демографическая ситуация в Украине уже через 20 лет остро поставит проблему нехватки трудовых ресурсов. Их привлечение в страну должно стать основой иммиграционной политики Украины.
Рекламные бигборды, призывающие увеличить население страны до 52 млн, обращены к гражданам Украины. Им же было адресовано предвыборное обещание нынешнего Президента Украины создать в стране дополнительно 5 млн рабочих мест. Однако для того чтобы достичь цифры в 52 млн жителей, недостаточно вернуть находящихся на заработках украинских гастарбайтеров или строго следовать призыву "Кохаймося!". Такой цифры Украина может достичь лишь проводя активную иммиграционную политику. Однако на сегодняшний день в стране оной нет, равно как и уверенности в ее необходимости.

Рецидивы прошлого

"Нужно делать отбор, все страны, привлекающие мигрантов, так поступают, — рассказывает Алексей Позняк, заведующий отделом миграционных исследований Института демографии и социальных исследований НАН Украины. — Нам нужны только особые специалисты по новейшим технологиям, но такие специалисты есть только в Европе, США, Канаде. Значительной потребности в других профессиях у нас пока нет. Нужно ориентироваться на молодых людей с высшим образованием".

Прогнозы украинских демографов свидетельствуют, что уже через 20 лет мы впервые столкнемся с проблемой нехватки рабочей силы, а к середине века подойдем к той черте, которая заставила в начале 1990-х практически все государства ЕС превратиться в иммиграционные страны.

"Долгое время показатели рождаемости в Украине падали настолько стремительно, что это уже невозможно было объяснить общеевропейскими тенденциями, — констатирует Алексей Позняк. — Естественно, сократилась и доля женщин в возрасте 18-33 лет, на которых приходится наибольшая детородная интенсивность. К тому же, до последнего времени на 10 женщин приходилось 11 новорожденных, и только сейчас этот показатель стал понемногу расти".

Сегодня Украина является одним из лидеров по темпам убыли населения. Объяснить это можно не только низкими показателями рождаемости (тут Украина находится в одном ряду со "старыми" государствами Европы), но и высокой смертностью, именно из-за нее население Украины стало убывать такими быстрыми темпами. В Институте демографии НАН Украины подсчитали, что треть мужчин, достигших 16-летнего возраста, не доживут до шестидесяти.

По мнению экспертов, процесс убыли населения неизбежен, вполне объясним и совсем неопасен до того момента, когда население Украины составит 25-30 млн человек. А это возможно лишь через пару десятилетий, утверждает г-н Позняк, и только в случае затяжного и глубокого экономического кризиса либо непредвиденного катаклизма, к примеру, экологического.

Реклама на dsnews.ua

А по оптимистическим прогнозам сотрудников Института демографии, еще в течение нескольких лет снижение общей численности населения остановить не удастся, зато после этого будет наблюдаться некоторый рост, после чего количество жителей обещает стабилизироваться. И при прочих равных условиях к 2025 г. население Украины составит около 40 млн человек. Но для того чтобы остановиться на отметке 40 млн и не скатиться к 25 млн человек, государству необходимо приложить некоторые усилия, не исключая финансовой поддержки молодых семей и пропаганды здорового образа жизни. Но разрабатывать иммиграционную политику все равно придется.

А кто работать будет?

По прогнозам американских демографов, уже через 20 лет Украину ожидает резкое снижение количества граждан в возрасте 20-35 лет. Причина банальна — катастрофическое падение рождаемости в 1985-2000 гг. Настоящая же катастрофа произойдет ориентировочно к 2050-му, когда пенсионного возраста достигнут люди, которым ныне 15-20 лет. "На начало 2005 г. доля лиц пенсионного возраста составляла 23,8%, — объясняет Алексей Позняк, — в 2025 г. эта цифра приблизится к 26%, а к середине века — к 40%". Если прибавить к этой цифре 4,5 млн детского населения, получим, что на каждого работающего будет приходиться по два иждивенца, — это не просто создаст дополнительную нагрузку на экономику, но и неминуемо приведет к снижению социальных гарантий для пенсионеров.

Есть тут не менее важная проблема: этническое наполнение иммиграционного потока. "В начале 1990-х годов среди иммигрантов преобладали выходцы из Южной и Восточной Азии: Китая, Афганистана, Пакистана, Бангладеш, — говорит Борис Марченко, генерал-майор Государственной пограничной службы Украины. — В последние годы этническая составляющая изменилась: сегодня это в основном граждане кавказских и азиатских стран СНГ. Чаще всего они пытаются пересечь границу нелегально, — используя Украину как транзитный пункт на пути в Польшу, Венгрию и далее на запад. Есть среди них и те, кто стремится остаться в Украине".

По данным Совета национальной безопасности и обороны, за период с 1989 по 2001 гг. в Украине значительно возросла численность кавказских и азиатских общин (см. бокс "Новое лицо Украины"). В большинстве своем это мигранты из стран Кавказа и Азии, готовые выполнять низкоквалифицированную работу. И уж коль они ее находят — значит, предложение есть.

Эксперты убеждены, что одной из основ иммиграционной политики должен быть принцип комплиментарности мигрантов к украинцам — то есть "уживчивость" с коренным населением, что возможно при условии минимальной разницы в менталитете.

"Эта проблема — тоже палка о двух концах, — говорит Алексей Позняк. — С одной стороны, азиаты антропологически ближе к украинцам, чем жители Африки к югу от Сахары. Но с другой стороны, в Азии, в отличие от Африки, существуют уже сложившиеся нации. Поэтому массовая иммиграция, к примеру пакистанцев, в Украину приведет к тому, что они организуют диаспору и создадут замкнутую общину". В Европе давно пришли к политике квотирования, когда для каждой страны выделяется определенная квота на иммиграцию, что не допускает появления в стране преобладающей этнической группы среди иммигрантов.

Украинская власть должна уяснить: отсутствие иммиграционной политики приведет к ухудшению качества жизни и социальным конфликтам на уровне "отцы — дети", когда бремя социальных гарантий ляжет на работающую треть общества. Проведение же активной политики по привлечению иммигрантов неизбежно изменит национальный состав Украины. Однако оттягивание времени в решении этого вопроса способно лишь накалить национальную обстановку в стране, ибо заставит принимать иммигрантов в больших количествах, чем способно адаптировать общество. И тогда, по подсчетам экспертов Института демографии, к 2050 г. 16% населения Украины составят неродственные украинскому этносы, что с точки зрения национальной безопасности нежелательно. Для сравнения, ныне этот показатель составляет 8,9% в Германии, 7% — в Дании, 6,9% — в Норвегии, 5,6% — во Франции, 4,2% — в Нидерландах, 1,9% — в Финляндии. В этих государствах вопрос "нужно или не нужно привлекать иммигрантов" не стоит, а разговоры об угрозе традиционному образу жизни со стороны иностранцев давно стали уделом политиков маргинальных партий. В Украине же подобные речи — табу. Но одно лишь можно констатировать точно: сохранить нынешнюю монолитность украинской нации экономически невозможно.

Европу спасли иммигранты

В 1954 г. в ФРГ 70% 18-летних немцев могли показать место на карте мира, в которое они собирались уехать. Перед правительством Западной Германии возникла необходимость разработать программу привлечения рабочей силы. В результате ФРГ заключила ряд международных соглашений по привлечению иностранных рабочих из Италии, Испании, Греции, Турции, Марокко, Португалии, Туниса и Югославии. Это позволило ФРГ не только решить проблему нехватки рабочих рук, но и остановить процесс убыли населения — в 1973 г. с началом экономической рецессии ФРГ заморозила программы рабочей иммиграции. Однако ныне, когда вновь остро встал вопрос старения нации, в Германии разработан "Закон о контроле и ограничении иммиграции и о регулировании пребывания и интеграции граждан ЕС и иностранцев". После его принятия Германия станет иммиграционной страной de jure, являясь ею de facto с августа 2000 г., когда была введена программа "green card" и балльный подход к отбору иммигрантов.
Подобные программы приняты и в других государствах ЕС. Дания с 1 июля 2002 г. ввела программу, существенно ускорившую получение разрешения на работу для квалифицированной рабочей силы, создав реестр необходимых специальностей. Италия в 2000 г. выдала 145 тыс. разрешений на работу для легализации нелегально работающих в стране иммигрантов, а во Франции с этой целью в 1998 г. был принят закон Шевенмана, одним из главных принципов которого стала амнистия 87 тыс. нелегальных иммигрантов, находящихся во Франции. В Нидерландах в июле 2001 г. представители деловых кругов страны пролоббировали принятие программы, упрощавшей процедуру получения разрешения на работу для специалистов в сфере IT-технологий.

Естественно, система упрощения получения разрешений на работу в странах ЕС касается главным образом высококвалифицированной рабочей силы, нехватка которой наблюдается во всем мире. Однако в Италии 52,2% запросов работодателей предъявляется на низкоквалифицированный труд, в Греции этот показатель составляет 46,8%. В Украине такой статистики просто нет, так как отсутствует само понятие трудовой иммиграции, однако несложно предположить, что желающие переехать в Украину с целью трудоустройства, найдутся.

    Реклама на dsnews.ua