• USD 39.5
  • EUR 42.2
  • GBP 49.1
Спецпроекты

Бедный собственник

Реклама на dsnews.ua

Главный финансовый директор Microsoft Джон Коннорс, при котором компания достигла небывалых успехов, ушел со своего поста ради места партнера в инвестиционной фирме Ignition. Все попытки Microsoft удержать ценного сотрудника не увенчались успехом. Менеджмент софтверного гиганта не учел одного — Коннорс хотел стать партнером.

Украинские компании, то ли отдавая дань западной моде, то ли исчерпав возможные методы мотивации ключевых сотрудников, тоже начали предлагать им возможность партнерства. В вакансиях отечественных фирм вместо фразы "возможен карьерный рост" стала все чаще появляться "возможность стать партнером в компании".

Сила статуса

"В Украине институт партнерства более-менее развит в компаниях, которые оказывают консультационные профессиональные услуги: юридические, консалтинговые, маркетинговые и рекламные", — говорит Сергей Химченко, партнер компании "КМК/ТАСК Тренинг". Именно в этих областях успех бизнеса зависит от конкретных сотрудников. Личные контакты играют здесь столь значимую роль, что удержать талантливых консультантов становится просто необходимым условием для выживания всей организации.

Эффект партнерства заключается в том, что это сильнейший мотиватор для карьеристов. Во-первых, партнер — это значимый социальный статус. Во-вторых, значительную роль здесь играет желание людей перестать быть наемным сотрудником и стать собственником. Партнерство же дает возможность, практически не вкладывая средств, стать совладельцем. Есть несколько вариантов получения партнером своей доли в предприятии. Иногда сотруднику предлагают выкупить определенную часть, например, акций, по более низкой нежели рыночная цене. Либо его доля предоставляется в качестве оплаты труда, или же нового партнера включают в долю при распределении прибыли.

Смена статуса неизбежно приводит и к изменению психологии человека. Как только сотрудник начинает чувствовать себя хозяином бизнеса, степень его ответственности за происходящее возрастает настолько, что зачастую ему уже не требуется дополнительный стимул, в том числе материальный. Даже сама возможность в перспективе стать партнером в компании является сильным мотиватором. Особенно, если хотя бы одному из сотрудников это уже удалось.

Стать звездой

Реклама на dsnews.ua

Получить статус партнера может не каждый. Для этого необходимо ни больше ни меньше — стать незаменимым. Сергей Химченко уверен, что стаж работы и возраст сотрудника здесь не важны, значение имеет лишь вклад человека в бизнес. "Например, в компании есть сотрудник, который продолжительное время работает с ключевыми клиентами. Если существует риск, что с его уходом компания лишается своих ключевых клиентов, то руководству следует задуматься над тем, чтобы сделать этого человека партнером. Именно поэтому в юридических фирмах так часто встречается эта должность", — говорит г-н Химченко.
Продолжительность работы в организации, впрочем, тоже имеет значение. Например, в международных компаниях партнером не может стать сотрудник, проработавший там менее пяти лет. В отличие от них, некоторые украинские компании готовы сделать партнером сотрудника-новичка, который приводит с собой крупных клиентов.

"Среди множества критериев получения статуса партнера юристы для себя выделяют два основных: во-первых, это способность приводить клиентов, во-вторых, возможность самостоятельно оказывать таким клиентам профессиональные услуги, либо правильно организовать и курировать их предоставление, — считает партнер юридической фирмы "Бондарчук и Партнеры" Александр Домашенко. — Поэтому партнером может стать не только высококлассный специалист с хорошими рекомендациями, но и чуждый профессии человек, имеющий ряд других ценных качеств: фамилию, знакомства, статус".

Владимир Матвеев, генеральный директор консалтинговой компании Management Training International Ukraine, дополняет список факторов, которые делают партнерство возможным: "Партнер обычно получает дополнительную управленческую нагрузку, поэтому большое значение имеют степень самостоятельности и готовность брать на себя ответственность. И, разумеется, этому человеку должны доверять другие партнеры или акционеры".

Вершиной карьеры считается получение статуса управляющего партнера, хотя многие утверждают, что градация партнеров относительна. Если говорить о западной практике, то сотрудник может пройти путь от младшего партнера к старшему, а затем уже к управляющему партнеру. В украинских компаниях нет такой жесткой схемы. Причину этого юрист Эдуард Голодницкий видит в отсутствии термина "партнер" в украинском законодательстве. Хотя имеется законопроект "Об адвокатуре", который предусматривает для юридических фирм заключение партнерского договора и наличия статуса партнеров, но соответствующий закон пока не принят.

Александр Домашенко говорит, что стандартная структура партнерства в украинской юридической компании подразумевает только два типа партнеров: старшего или управляющего — как главы совета партнеров — и "рядовых" партнеров.

Градация партнеров, как правило, обозначает долевое участие каждого из них в капитале компании. А статус управляющего партнера означает, что человек дополнительно выполняет функции руководителя. Правила перехода, количество и последовательность статусов партнера каждая компания устанавливает по-своему. Соответственно, плюсы и бонусы в разных компаниях также разные. Как правило, с ростом статуса повышается уровень принимаемых решений, величина управляемой бизнес-единицы или их количество. Также растет доля в собственности или размер и условия опциона. Но это происходит не всегда и не обязательно.

Бремя ответственности

Как и в любом новом деле, в партнерстве есть масса недостатков, которые нежелательны для самого претендента на высокий статус. "Отсутствие законодательной базы приводит к тому, что положение партнера является лишь номинальной наградой за вклад в работу компании и позволяет получать дополнительную премию и другие бонусы, — считает Эдуард Голодницкий. — При этом сотрудник не получает гарантий таких премий. Ситуация, когда сотруднику передают долю или корпоративные права в компании, что гарантирует право на часть прибыли, невыгодна учредителям. Появление нового партнера может не устраивать других сособственников, у которых соответственно уменьшится влияние на процесс принятия решений. Кроме того, увольнение партнера из компании не повлечет лишения его статуса участника. То есть он будет иметь право на дивиденды, участие в управлении и может даже забрать свою долю, пропорциональную чистым активам компании. Но платить дивиденды невыгодно, поскольку на них начисляется 25%-ный налог".

Бремя партнерства связано не только с юридическими проблемами. "По собственному опыту могу сказать, что партнер имеет очень незначительное материальное вознаграждение, — рассказывает Сергей Химченко. — У нас партнерство характерно для малых предприятий, чьи доходы незначительны. Кроме того, заработанные средства приходится постоянно вкладывать в дальнейшее развитие бизнеса, иначе фирма не выживет. Часто в конце года оказывается, что есть более приоритетные задачи, чем выплата дивидендов. В результате, партнеры остаются практически ни с чем".

Кроме того, в малом бизнесе значительную часть обязанностей партнера составляет решение насущных, хозяйственных вопросов, проблем с персоналом. В таком случае партнер может просто потерять профессиональную квалификацию.

Есть и еще один минус. На Западе пакет акций обычно предполагает денежный эквивалент. Когда партнер увольняется либо уходит на пенсию, он может продать свой пакет компании, которая обязуется его выкупить по реальной цене. Украинские реалии таковы, что консалтинговые компании, как правило, владеют только офисной мебелью, оргтехникой и собственными разработками. Поэтому получить "на выходе" существенное вознаграждение за свои труды партнеру вряд ли удастся.

Александр Домашенко считает, что партнеры, например, юридических фирм часто становятся "батраками от юриспруденции". "С подающим надежды молодым юристом заключают некое соглашение, по которому он не сможет уволиться в течение довольно длительного срока — порою до восьми лет. При этом через три-четыре года человек может почувствовать желание уйти или открыть свою компанию. Мне доводилось видеть, в какой стресс эта дилемма может вогнать талантливого сотрудника — ведь его зарплата зачастую не идет ни в какое сравнение с прибылью, которую он приносит компании".

Иногда обузой и проблемой может стать ожидание статуса. "Знаю пример, когда сотрудник крупной международной юридической компании ожидал статуса партнера в течение двух лет, — рассказывает Владимир Матвеев. — Несколько раз это решение откладывалось, при этом он не получал отказа. В конце концов, этот человек для себя решил, что следующий раз будет последним. И вот, снова не получив статус партнера, он создал собственную консалтинговую компанию, которая сейчас успешно развивается. Уровень его дохода вырос в несколько раз, а спектр приложения профессиональных знаний стал более широким. Сейчас он говорит, что просто зря потерял два года".

Как быть?

Несмотря на все возможные недостатки, для консультантов консалтинговых фирм нет выше статуса, чем партнер. Для карьеристов эта позиция более значима, чем любое материальное поощрение. Даже если человек планирует со временем сменить место работы, статус партнера останется с ним, и для любого рекрутера это будет сигналом — перед ним успешный и способный человек.
К партнерству стоит стремиться сотруднику, для которого ключевыми ценностями являются стабильность, защищенность, сопричастность к большому общему делу и чувство своей значимости в этом деле. Также партнерство может быть хорошей школой для создания собственного бизнеса.
Конечно, работодатели таким образом заманивают ценных сотрудников в своеобразную ловушку. "Партнерство привязывает к компании. Ты чувствуешь ответственность, заинтересованность в том, чтобы реализовываться именно здесь, — говорит Сергей Химченко. — Если человека нужно привязать к компании, то это очень интересный механизм. Кроме того, у партнера появляется чувство защищенности — сократить или выгнать его нельзя".

Владимир Матвеев дает несколько советов тем, кто мечтает о статусе партнера: "Во-первых, не стесняйтесь заявлять и демонстрировать свои успехи. Как сказал сотрудник одной крупной международной консалтинговой компании, снес яйцо — прокукарекай! Во-вторых, заручитесь поддержкой "Большого Босса", а лучше нескольких топ-менеджеров. Лишним голос в вашу пользу никогда не будет. В-третьих, беритесь за самые сложные и безнадежные задачи. Успех в таком деле перевесит три, а то и пять положительных результатов в ординарных проектах. И последнее — очень много и очень интенсивно работайте".

А вот Сергей Химченко советует, прежде чем начать свой путь к статусу партнера, задуматься над словами: "Если хочешь денег — иди работать в крупную компанию, если хочешь обязанностей — становись партнером".

 РЕЗЮМЕ

  •  Партнерство дает возможность, не вкладывая существенных средств, стать собственником.
  • Каждая компания может разработать свою градацию партнерства (от младшего до управляющего), свою систему бонусов и долевое участие каждого партнера.
  • Партнерство имеет ряд минусов: юридическую незащищенность, минимальный дополнительный доход, возможную потерю профессиональной квалификации и невозможность продать свою долю при выходе из фирмы.
  • Партнерство имеет плюсы: высокий статус, хорошая школа для открытия собственного бизнеса, защищенность.
    Реклама на dsnews.ua