• USD 39.8
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

РАЙОН КУРГАННЫХ СОКРОВИЩ

Реклама на dsnews.ua

Фермеры в Магдалиновском районе Днепропетровской области не могут говорить о событиях эпохи энеолита без нервного смеха. В конце последнего ледникового периода ледник, надвигавшийся из Европы и забравший оттуда весь чернозем, остановился именно здесь, создав прекрасные условия для развития сельского хозяйства. Однако распахивать земли не дают курганы энеолитической эпохи, заложенные современниками древних трипольцев.

Уголовное дело

2 сентября сего года прокуратура Днепропетровской области возбудила уголовное дело по факту злоупотребления служебным положением должностными лицами Отдела земельных ресурсов Магдалиновского района.

"Основания для возбуждения дела согласно статье 364 Уголовного кодекса Украины весьма веские: тяжкий ущерб государственным интересам, предварительно оцениваемый в 30 млн грн., — объясняет Сергей Нестеренко, прокурор Магдалиновского района. — Речь идет о том, что во время распаевания земель сельскохозяйственного назначения, которое велось с 1992 г. во всех областях Украины, именно в Магдалиновском районе в 1996-2002 гг. в состав паев были включены археологические памятники — курганы".

На первый взгляд озабоченность отечественных правоохранителей судьбой старейших памятников, количество которых в степях Украины исчисляется десятками тысяч, понятна и похвальна. Но непонятно, почему действия в рамках земельной реформы, запущенной в действие Постановлением Верховной Рады от 13 марта 1992 г. "Об ускорении земельной реформы и приватизации земли", вызвали живейший интерес правоохранителей только сегодня?

Прямого ответа на этот вопрос никто из фигурантов конфликта не дает. "Начали собирать материалы, документально немного подкрепили, прокурор почитал и дал "добро" на возбуждение уголовного дела", — рассказывает Виталий Бережной, начальник областной днепропетровской Государственной службы по борьбе с экономическими преступлениями, совместно с которой Отдел общего надзора прокуратуры области проводил оперативно-розыскные работы.

В настоящий момент дело передано прокурору Магдалиновского района, который занимается досудебным расследованием. "Дело возбуждено по факту, а не в отношении конкретного лица. Мы еще никому не предъявляли обвинений и никого не допрашивали в качестве подозреваемого", — говорит Сергей Нестеренко. На то чтобы найти подозреваемых, у прокурора есть два месяца. Далее после предъявления обвинений, дело может тянуться сколь угодно долго. Однако г-н Нестеренко обещает не затягивать.

Реклама на dsnews.ua

Законодательный парадокс

Общая площадь Магдалиновского района составляет 158 тыс. га, из них 125 тыс. га — это сельскохозяйственные угодия. Из 16,5 тыс. собственников сертификатов на временное пользование земельным участком, населяющих район, сегодня 98% получили государственные акты на право собственности на землю. На территории района расположено 265 фермерских хозяйств, из них 70% сдают свои паи в аренду. Кроме того, существует еще 58 предприятий, созданных на базе фермерских хозяйств.
"Около 600 пайщиков района сегодня находятся в подвешенном состоянии — ведь в возбужденном уголовном деле речь идет о 53 курганах, якобы незаконно вошедших в их паи", — говорит Владимир Кулинич, первый заместитель главы Государственного комитета по земельным ресурсам. А все потому, что при разгосударствлении земель в Днепропетровской области, и в частности в Магдалиновском районе, все документы проходили согласования в сельских и районных советах и не вызывали нареканий. Более того, Земельный кодекс Украины как в старой, так и в новой редакциях (1992 и 2002 гг. соответственно) упоминает земли историко-культурного назначения, однако разрешает иметь их в государственной, коллективной и частной собственности.

И вот здесь представители всех государственных служб и органов, изо всех сил пытающиеся следовать букве закона, оказываются перед парадоксом: Закон "Об охране культурного наследия", принятый в 2000 г., четко указывает на то, что все памятники археологии независимо от формы собственности территории, на которой они расположены, являются государственной собственностью.

Это означает, что курганы в частной собственности пребывать не могут, но лишь начиная с 2000 г. "Но, во-первых, уже к 1996 г. в районе было оформлено 90% государственных актов на право собственности на землю, — объясняет Дмитрий Кузьменко, начальник Магдалиновского отдела земельных ресурсов. — Это означает, что новая редакция Земельного кодекса прямо противоречит Закону "Об охране культурного наследия".

Кто виноват?

Наличие большого белого пятна в законодательстве не отрицают и в Днепропетровском областном центре охраны историко-культурных ценностей (далее — Центр), созданного в 1998 г. распоряжением Днепропетровской облгосадминистрации. Именно с подачи этого Центра областная прокуратура заинтересовалась курганами. Суть претензий Центра к местным землеустроителям в следующем: при составлении технической документации для распаевания земель большинство курганов не были указаны как памятники археологии.

Однако в этом вряд ли есть вина Госкомзема и его отделов в областях и районах. И это признают в Центре. "На стадии подготовки технической документации при распаевании эти земли не определялись как земли историко-культурного назначения. В Земельном кодексе, действовавшем до 2002 г., не была указана организация, ответственная за такое определение", — объясняет Александр Яровой, заведующий Отделом охраны памятников археологии Днепропетровского областного центра охраны историко-культурных ценностей.

Действительно, Земельным кодексом образца 1992 г. предусматривались лишь четыре организации, ответственные за согласование документов для передачи пая в частную собственность: Госкомзем, районный или областной архитектор, санэпидемстанция и местная экологическая служба. Ни одна из этих организаций при распаевании земель в Магдалиновском районе нарушений не нашла.

С другой стороны, 53 кургана действительно существуют, и речь идет именно о тех памятниках, которые не подвергались археологическим исследованиям. Но, что особенно интересно, большинство из них сегодня являются объектами без визуальных признаков, поскольку в советские времена они входили в состав пахотных земель. "Сегодня их высота составляет 0,2-0,5 м, а значит, увидеть их невооруженным глазом можно лишь ранней весной либо поздней осенью", — констатирует Алексей Корвин-Пиотровский, ученый секретарь Института археологии НАН Украины.

Тем не менее, нельзя закрывать глаза на тот факт, что эти курганы подвержены реальной опасности повреждения или разворовывания ценностей, которые они таят в себе, правда, на приличной глубине — не менее 2 м. "Мы ведь пахотные земли раздавали в частную собственность, а недра как были государственными, так и остаются", — говорит Владимир Безкровный, начальник Управления разгосударствления и приватизации Днепропетровского областного главного управления земельных ресурсов.

Кто же виновен в том, что за 14 лет законодательной неразберихи те курганы, которые и в советское время не имели статуса памятников, не были определены таковыми?

Естественно, в первую очередь этот вопрос стоит адресовать Государственной службе охраны культурного наследия при Министерстве культуры и туризма, или ее местному филиалу — днепропетровскому Центру. Яков Дихтяр, первый заместитель главы Госслужбы, на обращение "ВД", ответил, что о данной проблеме и возбужденном уголовном деле ему ничего не известно. А днепропетровский Центр называет виновными всех, кроме себя, упуская из виду несколько фактов.

Где списки?

Еще старая редакция Земельного кодекса указывает, что отнесение земель к категории историко-культурного назначения проводится органами, которые принимают решение о передаче этих земель в собственность или пользование. Но для того чтобы такие памятники, как курганы, вошли в состав земель историко-культурного назначения, необходимо провести их инвентаризацию, определить охранные зоны и закрепить памятники граничными знаками.

Подобная инвентаризация проводится организациями, обладающими лицензией на подобную деятельность, — по заказу Центра, который должен "выбить" на нее финансирование из госбюджета. Сегодня в Днепропетровской области таких организаций насчитывается около 70.

Например, это мог бы сделать Днепропетровский институт землеустройства. Однако Александр Бреславский, заместитель директора Института, лишь разводит руками: "С 1998 года, то есть за все время работы Центра, ни одного заказа на инвентаризацию курганов к нам не поступило. Сотрудники Института по собственной инициативе и на собственные средства вывели часть курганов из состава пахотных земель, пользуясь утвержденным еще в 1987 г. Государственным реестром недвижимых памятников Украины по Днепропетровской области". Выведенные из состава пахотных земель курганы не включались в состав паев, но это лишь капля в море.

Однако этот реестр весьма приблизителен, то есть, например, указано, что некий курган находится к юго-востоку от центра села, справа от дороги. По словам Дмитрия Кузьменко, пользуясь таким описанием, курган невозможно не то что вынести на натуру, а даже невозможно обнаружить, тем более, когда на полях растут сельскохозяйственные культуры.

Сотрудники Центра сами в 2002 г. признали, что карты хозяйства района, на которые были нанесены курганы, составлены лишь для внутреннего пользования сотрудниками самого Центра, поскольку курганы отмечены там условно, без геодезической привязки.

Но проблема еще в том, что Центр буквально каждый месяц обнаруживает на территории области все новые курганы. "Необходим новый Государственный реестр таких памятников, утвержденный на уровне Кабинета Министров, на него и смогут ориентироваться землеустроители, — убежден г-н Бреславский. — К тому же, для того чтобы сельский или районный совет мог перевести земли из категории сельскохозяйственного назначения в категорию историко-культурного назначения, необходимы нормативные акты, которых сегодня не существует".

Заслуживает весьма пристального внимания еще один факт. В апреле 2001 г. глава Днепропетровской облгосадминистрации издал распоряжение, обязывающее Центр до 1 декабря 2001 г. провести инвентаризацию памятников истории и культуры по всей области. Эта задача не выполнена до сих пор.
Александр Яровой признает, что составление Государственного реестра памятников археологии на территории области Центр начал только в прошлом году, и до сих пор он не завершен.

Складывается впечатление, что сотрудникам Центра просто невыгодно проводить окончательную инвентаризацию всех курганов, ведь после этого они больше не смогут брать деньги за согласование передачи каждого пая в частную собственность.

Сегодня, по информации, предоставленной г-ном Яровым, тарифы на услуги Центра таковы: 26 грн. 11 коп. за одно согласование и 1 грн. 66 коп. за один гектар пая — в случае выезда сотрудников Центра "на натуру". Учитывая, что в Днепропетровской области 2 млн. 122 тыс. земельных паев, дополнительный заработок культурных работников весьма неплох.

Итак, пирамида оказывается перевернута: Центр, который в первую очередь должен быть заинтересован в инвентаризации, координировании на местности и охране курганов, в этом на деле не заинтересован. А местные фермеры и землеустроители устали просить Центр о выполнении их прямых обязанностей и получать оттуда предупредительные письма.

Предугадать, в чью пользу будет решено уголовное дело, не представляется возможным.

Пока же, в случае инвентаризации и точного определения координат каждого кургана на натуре, законодательство предусматривает для собственника земельного пая компенсацию в земельном эквиваленте (но в Магдалиновском районе, например, свободных пахотных земель не осталось), либо в эквиваленте денежном. Эту компенсацию должен выплатить собственнику местный сельсовет.
Точный размер эквивалента, по словам Дмитрия Кузьменко, будет определяться особо в каждом отдельном случае, в зависимости от размера участка и самого кургана. "А нынче целесообразнее всего было бы позволить собственнику уже определенного как памятник кургана засеять его травой и не трогать, либо же пахать на нем, но не глубже, чем на метр. Наши пайщики и не распахивают никогда глубже, чем на 35 см", — констатирует г-н Кузьменко. Но в данной истории с самого начала вопросы здравого смысла были отодвинуты на второй план.

    Реклама на dsnews.ua