• USD 39
  • EUR 42.2
  • GBP 49.2
Спецпроекты

Интервью Анатолия Кинаха

Реклама на dsnews.ua

"Никто не будет звонить из секретариата СНБОУ и требовать, чтобы поставили того или иного судью на какую-то должность…"

Анатолий Кириллович, как вы восприняли назначение на должность секретаря СНБОУ? Решение Президента стало для вас неожиданностью?

— Для меня не стало неожиданным решение Виктора Андреевича. За последние 15 лет я занимал разные должности практически на всех уровнях — от губернатора до члена правительства. Поэтому считаю, что мой опыт позволяет мне продуктивно работать на этой должности.

Именно поэтому странно, почему вы не остались в правительстве Юрия Еханурова?

— На посту секретаря Совбеза я могу заниматься практически теми же проблемами, что и в правительстве. СНБО — это конституционный орган, задачи которого состоят в обеспечении национальной безопасности, в том числе и экономической. Это очень серьезная структура государственной власти с большими полномочиями. И одна из главных моих задач на новом посту — сделать работу СНБОУ более прозрачной, направленной на решение общегосударственных задач. Нам надо сделать очень серьезные выводы из тех событий, что произошли в Украине. Хватит заниматься взаимной конкуренцией и усилением должностных полномочий!

Ваш предшественник Петр Порошенко пытался курировать практически все сферы жизнедеятельности государства, начиная от земельных вопросов, заканчивая судебной системой. При этом имел довольно широкие полномочия. На какие полномочия будет претендовать секретарь СНБО Анатолий Кинах?

— На самом деле полномочий у СНБО более чем достаточно, и ничего дополнительного выдумывать не надо. Эти полномочия прописаны в ст. 107 Конституции Украины и в специальном законодательстве о Совете национальной безопасности. Это широкий спектр вопросов, начиная от внешней безопасности, заканчивая энергетической, продовольственной, экономической, транспортной. В наши функции входит координация действий правоохранительных органов, координация кадровой политики. Поэтому полномочий более чем достаточно. Другое дело, как эти полномочия будут использоваться. Вообще-то, когда я слышу жалобы высокопоставленного должностного лица о нехватке полномочий, — сразу делаю для себя вывод, что этот человек расписывается в собственном бессилии. А те коррективы, которые были внесены в работу СНБО на днях Президентом, абсолютно не касались конституционных полномочий этого органа.

Реклама на dsnews.ua

В чем заключались коррективы Президента?

— Они касались, в частности, кадровой политики в судебных органах власти. Президент также против того, чтобы СНБОУ в дальнейшем давало прямые указания исполнительным органам власти, включая органы местного самоуправления. По его мнению, это недопустимо, и в этом вопросе я с ним полностью согласен. В ближайшее время СНБО создаст вместе с коллегами новую систему сотрудничества с правительством, Секретариатом Президента. И поверьте, речь не будет идти о дублировании чьих-то функций или вмешательстве в чью-то работу.

Петра Порошенко обвиняли в прямом вмешательстве в работу судов. В частности, были публичные заявления многих политиков, что замы секретаря СНБОУ диктовали судьям, как принимать то или иное решение. Если я правильно вас понял, Президент запретил СНБОУ заниматься судами?

— Нет, мы будем заниматься вопросами повышения эффективности работы судебной системы, повышением ее профессионализма. Но это не будет диктат в плане кадровой политики в судах или принятия каких-либо конъюнктурных решений. Никто не будет звонить из секретариата СНБОУ и требовать, чтобы поставили того или иного судью на какую-то должность.

В Крыму после работы специальной комиссии под председательством бывшего секретаря СНБО, расследующей законность приватизации земельных участков, практически парализована работа большинства инвестиционных проектов. Люди просто боятся вкладывать деньги, опасаясь, что у них заберут землю. Какова судьба этой комиссии, будет ли она продолжать свою работу? Намерены ли вы пересмотреть результаты ее работы?

— Мы продолжим работу комиссии. Но понятно, что необходимо разобраться конкретно в ситуации с приватизацией крымской земли. Все вопросы и итоги работы земельной комиссии будут рассмотрены на одном из заседаний СНБОУ под председательством Президента. На этом заседании мы четко разработаем принципы нашей дальнейшей работы. Возможно, будет изменен персональный состав комиссии. Если Президент захочет сменить кандидатуру председателя комиссии, — это его право. Тем более что лично я считаю, что земельными вопросами должны заниматься специалисты.

В свое время именно вы критиковали коллег за то, что в разных органах исполнительной власти появляются различные списки предприятий на реприватизацию. Вы на посту секретаря СНБОУ будете курировать вопросы пересмотра собственности?

— Моя позиция остается неизменной. Для Украины жизненно важно на деле демонстрировать всему миру, что мы развиваемся как правовое, демократическое государство, в котором есть верховенство закона. Поэтому я категорически против любых попыток передела собственности за рамками закона. Никакой массовой реприватизации быть не должно. Мы уже достаточно навредили интересам Украины всеми этими разговорами о массовой реприватизации, попытками разделить бизнес на свой и чужой.
Как результат — за первое полугодие мы привлекли всего лишь около $500 млн прямых иностранных инвестиций. Эта цифра очень бьет по конкурентоспособности нашей экономики.

Что все-таки, будет со списками предприятий на реприватизацию, которые по разной информации существуют и в ФГИ, и в КМУ, и в СНБОУ?

— Никаких списков не было и не будет! Пора прекратить решать сложные проблемы упрощенными методами, в том числе методами "поиска врагов" и ручным управлением экономикой. По сути власть столкнулась с очень серьезной угрозой потерять доверие инвесторов и бизнеса. К сожалению, не обошлось без нарушения правовых процедур на таких предприятиях, как Никопольский завод ферросплавов, северодонецкий "Азот". Этот перечень можно продолжить. Я уже не говорю об односторонней ликвидации условий действия инвесторов в СЭЗах, когда фактически произошло изменение налоговой системы в разгар финансового года. Получается, что люди работали по бизнес- планам на 5-10 лет вперед, а им неожиданно с 1 апреля 2005 г. в одностороннем порядке резко ухудшили условия хоздеятельности.
Это очень болезненно отражается на доверии инвесторов. И таких примеров много. И это, кстати, одна из причин решения Виктора Андреевича об отставке правительства. Потому что на фоне нарастания негативных тенденций в экономике постоянно звучали победные реляции об уникальном инвестиционном климате. Сегодня мы делаем шаг, чтобы исправить ситуацию и создавать в Украине цивилизованную экономику. Мы также планируем в октябре провести заседание СНБО с участием Президента, правительства, где планируем рассмотреть реальную ситуацию в экономике, выработать пакет первоочередных мер и не допустить углубление негативных тенденций, таких, как снижение ВВП, ухудшение торгового внешнего баланса.

Вы критикуете за двойные стандарты правительство Тимошенко, но ведь это было и ваше правительство…

— Большого удовольствия от того, что я оказался прав в прогнозах (относительно непродуманных шагов Кабмина Юлии Тимошенко — прим. "ВД"), я не испытываю. Потому что в этом то и задача эффективной власти — предупреждать проблемы, а не мужественно бороться с последствиями. Я думаю, в этом контексте мы прошли серьезную школу, и повторения прошедшего уже не будет. Ведь проблема отставки бывшего правительства заключалась не просто в конфликте "Порошенко–Тимошенко". Проблема была в том, что очень много людей, пришедших во власть, стали тратить время на взаимную примитивную и нездоровую конкуренцию. Скажем так, и у Тимошенко, и у Порошенко нет причин обижаться на Президента. Им, как и многим другим, был дан шанс работать на самом высоком уровне, им было оказано беспрецедентное доверие. Я не раз говорил своим соратникам: испытание властью — самое сложное испытание.

Вы считаете, что работа и методы управления правительства Юрия Еханурова будут существенно отличаться от работы правительства Юлии Тимошенко?

— Я думаю, новое правительство будет другим, более прагматичным и системным.

Вы как секретарь СНБО будете инициировать возврат льгот инвесторам, работающим в СЭЗах и ТПР?

— Мы почему-то постоянно говорим о каких-то льготах и преференциях инвесторам. Но ведь речь идет реально не о льготах, а о стимулах. Когда в стране есть проблема привлечения инвестиций, любое нормальное правительство создает стимулы. То, что мы сделали в СЭЗах (отменили льготы — прим. "ВД"), — это неадекватный шаг в борьбе с коррупцией и теневой экономикой. Лично я с самого начала говорил, что нельзя всех стричь под одну гребенку. А что получилось? Представители всемирно известной компании "Ядзаки" предъявляют нам претензии, что их приравняли к торговцам контрабандными окорочками. Инвесторы так и говорят: нас всех приравняли к контрабандистам. Уже есть поручение Президента разобраться и сделать инвестиционный анализ проектов в СЭЗах. Мы уже провели предварительную экспертизу проектов и получили результаты: из примерно 590 исследованных проектов около 170 имеют право на жизнь и могут претендовать на завершение на тех же условиях, на которых были утверждены. Речь идет об инвестициях примерно на сумму в $1,5 млрд. И мы будем готовить соответствующие изменения в проект бюджета-2006.

Правительство ваши рекомендации поддержит?

— Думаю, да. Последние предложения по СЭЗам (частичный возврат льгот инвесторам — прим. "ВД") мы, кстати, получили из Минэкономики.

Вы уже начали кадровые перестановки в секретариате СНБО?

— 4 октября я встречался с Виктором Ющенко и согласовал структуру СНБО. Она четко координируется с Конституцией, полномочиями, указами. Мы, кстати, сокращаем численность сотрудников на 15%. Взамен планируем привлечь к работе аналитиков и экспертов.

Кого из заместителей Петра Порошенко вы намерены уволить?

— Новые назначения обязательно будут, но по этическим соображениям назвать фамилии пока что не могу.

Как правило все секретари СНБО были доверенными людьми Президента. Вы можете назвать себя доверенным лицом Виктора Андреевича? Как у вас будут строиться отношения с Секретариатом Президента?

— Что же касается работы с Секретариатом Президента, то с Олегом Рыбачуком у нас нет разногласий. Сейчас мы подготавливаем регламент совместной работы. В принципе, СНБО постоянно готовил аналитическую информацию и доклады для главы государства, и я не считаю необходимым от этого отказываться— Президент должен знать объективную, реальную информацию о ситуации в обществе и экономике.

Беседу вел Руслан Ильичев

ОБЪЕКТИВКА "ВД"

Анатолий Кинах, 51 год. Уроженец Единецкого района, республика Молдова.
Окончил Ленинградский кораблестроительный институт, специальность — инженер-электрик. С 1990 по 1992 гг. был народным депутатом Украины. С 1992 по1995 гг. — представитель президента Украины в Николаевской обл., председатель Николаевского областного совета, президент УСПП. В разное время занимал должности: вице-премьер-министра Украины по вопросам промышленной политики, первого вице-премьер-министра Украины, с 05.2001 по 11.2002 гг. был премьер-министром Украины. С 1998 по 2001 гг. — народный депутат Украины, председатель комитета ВР по вопросам промышленной политики. С февраля по сентябрь 2005 года — первый вице премьер-министр в правительстве Юлии Тимошенко. На текущий момент занимает пост секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины. председатель Партии промышленников и предпринимателей Украины. Признанный долгожитель на властном Олимпе Украины. Женат, воспитывает троих детей.

СПРАВКА "ВД"

Назначение Анатолия Кинаха на пост секретаря СНБО не стало сюрпризом для украинского политикума. Поговаривают, что кандидатура г-на Кинаха обговаривалась в Секретариате Президента сразу же после увольнения с поста главы СНБО Петра Порошенко. В принципе, из всех оставшихся в обойме политических соратников Виктора Ющенко Анатолий Кинах наиболее оптимально подходит на эту должность облеченную особым доверием главы государства. Во всяком случае, после властного размаха Порошенко деятельность на этом посту умеренного администратора Кинаха вряд ли сможет служить поводом для критики в адрес Президента по поводу непомерных полномочий совета нацбезопасности и амбиций его секретаря. Впрочем, и сам Анатолий Кириллович на особые полномочия не претендует, считая, что у него их и так предостаточно. Учитывая опыт работы во власти, скорее всего, должность секретаря СНБОУ для Анатолия Кинаха — промежуточная, и после парламентских выборов он вполне может оказаться в новом правительстве в своем привычном кресле вице-премьера.

    Реклама на dsnews.ua