• USD 39.5
  • EUR 42.2
  • GBP 49.1
Спецпроекты

Равнение на босса

Реклама на dsnews.ua

Многие любят посмеяться над солдатским юмором. А вот сотрудникам, которые работают в подчинении у бывших кадровых военных, часто бывает не до смеха.
Теоретики менеджмента выделяют три стиля управления — либеральный, авторитарный и демократический. Но это в теории, на практике же существует четвертый стиль — "военный". Его создали бывшие военнослужащие, которые на гражданке добились определенного успеха и стали руководителями. И теперь они "строят" нас, простых гражданских, согласно своему уставу и порядку.

Исходя из личного опыта, могу сказать, что начальник-военный — это не так уж плохо. Мой бывший босс и научный руководитель — отставной полковник с тридцатилетним стажем военной службы. В научных кругах он был известен тем, что его аспиранты все до одного защитили диссертации и получили ученые степени. Его не интересовали мелочи — для него был важен только конечный результат, выполненный в назначенный срок. План работы был прописан до мелочей на два года вперед, и выбиваться из графика не разрешалось никому. Невыполнение задания без уважительных причин каралось исключением из аспирантуры или увольнением. А еще он научил, что субординация и дисциплина на работе — это святое, и нарушать их нельзя даже в критических ситуациях.

В бизнесе, как на войне

В начале 1990-х отставных военных с удовольствием приглашали на руководящие должности в различные государственные структуры. Сегодня очень много выходцев из вооруженных сил появилось не только среди госслужащих, но и среди успешных бизнесменов и топ-менеджеров коммерческих структур.

Сами военные считают, что отставники — это наиболее профессиональные менеджеры. Например, капитан в отставке Александр Овчар, председатель правления ЗАО "Квадрат-Украина", прослуживший 10 лет, считает, что военные, бывшие работники милиции и спецслужб, как правило, — успешные руководители. Естественно, при условии, что они имеют управленческую жилку и были хорошими командирами в армии. "Если человек, к примеру, командовал батальоном, в котором служит 300 человек, ему там приходилось, как и в компании, налаживать и организовывать взаимодействие всех подразделений. И его в армии научили, как проводить индивидуальную подготовку, "слаживание" — умение работать в команде. Такой специалист может пригодиться везде, независимо от специфики бизнеса", — говорит Александр Овчар.

По мнению наших экспертов, крупные бизнес-структуры и армия очень схожи. В больших организациях все бизнес-процессы прописаны, а сотрудников заставляют соблюдать целый свод правил: в чем ходить, как и с кем здороваться, во сколько приходить и уходить, кто и какие функции выполняет. Кроме того, наличие четких инструкций и правил помогает новому человеку быстрее стать в компании своим. Военные же полагают, что подобные талмуды с инструкциями ничем не отличаются от устава внутренней службы.

Командовать или руководить

Реклама на dsnews.ua

Вокруг военных существует огромное количество стереотипов: мол, это деспоты, которые любят всех "строить" и требуют беспрекословного подчинения. А еще они работают с сотрудниками по принципу "не умеешь — научим, не хочешь — заставим". Мы не будем с этим спорить. Более того, согласимся с психологом и бизнес-консультантом Сергеем Яремчиком, который считает, что подобные стереотипы имеют право на существование, и тому есть научное объяснение. "Существует такое понятие, как профессиональная деформация личности. Примерно через десять лет работы преподаватель начинает громко разговаривать, а в интонациях появляются поучительные нотки. Бухгалтер в семье сводит дебет с кредитом, а военный начинает "строить" и требовать беспрекословного подчинения. И такого человека можно понять: ведь он долгое время жил и работал в ситуации, где приказы не обсуждают, — их выполняют", — говорит психолог.

Сами бывшие военнослужащие признают, что существуют "военные самодуры", которые превращают офис в казарму, а подчиненных рассматривают как солдат-новичков, которые требуют жесткой муштры. Основной причиной такого явления наши эксперты считают службу в тяжелых, возможно, боевых условиях. Именно представители такой категории бывших военнослужащих привыкли быть жесткими, а решения принимать быстро, ни с кем не советуясь.

А вот Сергей Перехожих, директор по продажам отдела автомобильного оборудования компании Bosch, которого четыре года обучали командной тактической разведке мотострелковых войск, считает: "Кому повезло послужить, тот точно знает, что армия — это всего лишь зеркало общества, в котором отражаются все его особенности. А стиль управления, основанный на жесткой субординации, дисциплине и т.д., присущ не только бывшим военным. У каждого военноначальника — равно как и у любого менеджера — существует свой индивидуальный стиль управления".

И все же редко можно встретить военного, возглавляющего какой-нибудь творческий бизнес, например, дизайнерское или рекламное агентство. Сами военные считают, что научиться управлять можно везде, как и вписаться в любую сферу бизнеса. Конечно, есть разные ситуации. Например, художнику сложно приказать, его трудно загнать в жесткие рамки, но и это возможно. В советское время художники, как и все, выполняли поставленный план и к очередному съезду партии предоставляли свои работы.

Военный стиль

Сергей Яремчик уверен, что военные переносят из армейской службы в управляемую ими организацию много полезных для бизнеса моментов. Например, осуществление деятельности организации по жестким внутренним распоряжениям. Хотя сотрудники, не привыкшие к тому, чтобы каждое их действие было прописано в инструкции, часто возмущаются по этому поводу. "На одном полиграфическом предприятии руководитель требовал, чтобы сдающая и принимающая смены "выстраивались" и делали доклад о состоянии производственного процесса. Только после окончания отчета принимающая смена могла приступать к работе", — рассказывает г-н Яремчик.

Александр Овчар считает, что иногда такие действия оправданы: "В работе по четко прописанным правилам есть большой плюс. Прежде всего это защищает сотрудника с юридической точки зрения, поскольку четко разграничивает ответственность работников. Это необходимо для выживания организации. Например, в армии, если вахтенный выстрелил до фразы "пост принял" — он убийца, после — герой".

Следующий момент — это принятие решения. Вячеслав Сычов, первый заместитель главы правления АКБ "ТАС-Комерцбанк", офицер, мечтавший стать кадровым военным, считает, что среди армейских навыков встречаются и те, которые очень помогают в бизнесе: "В армии ходит такая поговорка: главное для офицера — не искать правильные решения, а принимать решения быстро. Я полностью с этим согласен. Заниматься анализом, как правило, нет времени. Но даже если будешь анализировать ситуацию, то все равно вернешься к первоначальному мнению. После армии все решения я принимаю очень быстро и без обсуждений".

"Команда "Равняйсь!" в армии существует для того, чтобы человек научился безоговорочно выполнять распоряжения вышестоящего начальника, — говорит Александр Овчар. — Это необходимо, потому что бывают ситуации, когда командир лучше понимает ситуацию. Конечно, он должен продумать все до мельчайших деталей, но в то же время он должен быть уверен, что если он дает какую-то команду, то ее исполняют все. В бизнесе то же самое: иногда случаются такие экстренные ситуации, когда боссу просто некогда объяснять все нюансы задания или даже убеждать сотрудника в том, что его нужно выполнить".
По мнению наших военных-экспертов, предоставление сотрудникам возможности обсуждать проблемы компании и принимать участие в принятии решений приводит к тупиковой ситуации. Когда есть множество мнений, то должен найтись один, который все выслушает, но примет свое решение. Значит, ни к чему устраивать "демократию".

Для того чтобы сотрудники четко знали, чьи команды следует выполнять, в организации должна быть строгая субординация. Этот постулат, по мнению военных, является необходимым условием для нормального развития организации. "В одной московской компании, где генеральным директором был отставной полковник, я столкнулся с тем, что сотрудники под страхом увольнения не могли даже обращаться к вышестоящему начальству через голову непосредственного руководителя. Мало того, штрафовались руководители, которые позволяли персоналу действовать подобным образом", — рассказывает Сергей Яремчик.

Устав рядового сотрудника

Иногда работать с бывшим военным сложно, однако, бывают ситуации, когда у человека просто нет выбора: или приспособиться к своему "военачальнику" и следовать некоторым правилам с учетом армейской специфики босса или уйти.

Сами служивые боссы выдвигают весьма скромные требования к сотрудникам. Сергей Перехожих советует: "Бывший военный — это, как правило, опытный управленец, который на практике сталкивался с людьми разных судеб и характеров. Поэтому, подстраиваясь под него, сотрудник рискует показаться неестественным. Руководитель обязательно заподозрит в его поведении неискренность. Работнику лучше показать результат и самоотдачу, и тогда ему не придется переживать за рабочее место. Лично я, помимо всего остального, ценю самодисциплину. А по команде и животные могут работать".

А вот наш консультант-психолог считает, что подчиненным стоит учесть военное прошлое своего босса. Поэтому мы рискнем дать несколько дополнительных советов.

1. Выполнение устава или прописанных правил компании, а главное — демонстрация его знания делают из сотрудника практически незаменимого и очень ценного работника.

2. С боссом-военным можно спорить и не соглашаться только до момента принятия решения. Если принято решение и отдано распоряжение, то его необходимо выполнять безоговорочно, даже если для вас очевидна его ошибочность. Иначе есть риск вообще лишиться работы.

3. Следует держать деловую документацию и рабочий стол в порядке. Для военных это показатель, по которому можно сделать вывод о деловых качествах сотрудника.

4. Чтобы сделать карьеру в компании, где правит руководитель-военный, необходимо несколько лет проработать с ним бок о бок. Видимо, понятие "выслуги лет" все-таки имеет свою силу и на "гражданке".

 РЕЗЮМЕ

Наиболее успешные компании часто используют именно "армейский" стиль управления: жесткий устав, субординация, беспрекословное выполнение указов.

Существует категория "военных самодуров", которые превращают офис в казарму, а подчиненных рассматривают как солдат-новичков, которые требуют жесткой муштры.

Для комфортной работы с боссом-военным необходимо изучить "устав" компании, не критиковать уже оглашенные распоряжения начальника, быть пунктуальным и помнить о субординации.

Продвижение по карьерной лестнице при подобном руководителе возможно за "выслугу лет".

    Реклама на dsnews.ua