• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.1
Спецпроекты

ТИМОФЕЙ МОТРЕНКО Начальник Главного управления государственной с

Реклама на dsnews.ua

Не секрет, что сегодня система назначения высших должностных лиц в центральных органах власти оставляет желать лучшего. В огромной степени кадровая политика ведомств зависит от вкусов и предпочтений их руководителей, которые могут меняться по несколько раз в год. Вдобавок в назначении одного замминистра принимают участие служащие нескольких ведомств, порой далекие не только от кадровых вопросов, но и от отрасли, в которой будет работать новоназначенный чиновник. Одним из ведомств, в задачи которого входит координация этих процессов, а также контроль за обеспечением госорганов кадрами, является Главное управление государственной службы Украины. Глава этого ведомства Тимофей Мотренко занимает свой пост уже целых два года и хорошо знаком с кадровыми проблемами и старой, и новой власти. В интервью "ВД" он изложил свое видение проблемы назначения чиновников на посты в высших эшелонах власти.

Тимофей Валентинович, как вы оцените критерии назначения чиновников высшего звена в Украине? Ведь не секрет, что многие министры получают свои портфели вовсе не за профессиональные заслуги…

— Во-первых, я не могу комментировать назначение министров, поскольку это не чиновники (т.е. госслужащие), а политики. Что касается госслужащих, то в Украине госслужащих высших категорий (заместители министров, заместители руководителей центральных органов исполнительной власти, руководители местных администраций и руководители районного уровня) назначают без конкурсного отбора, поскольку посты, которые они занимают, почему-то считаются политическими. Новый политик, приходящий на тот или иной высокий пост, естественно, приводит свою команду. Хотя в то же время Закон "О государственной службе" на этих людей распространяется и, соответственно, эти люди должны при приеме на работу проходить конкурсный отбор, чего на практике не происходит. Соответственно, отсюда и кадровые проблемы.

В чем, по-вашему, заключаются основные недостатки существующей системы отбора и назначения чиновников высших категорий?

— В нем много субъективизма. При этом огромное влияние на выбор кандидата оказывают чиновники, которые готовят экспертные заключения для руководства. Естественно, у них есть свое представление о том, кто должен быть на этой должности. Причем, думаю, их видение не всегда зиждется на профессионализме. При нынешнем порядке назначений мы вряд ли сможем повысить эффективность отбора кандидатов. Если же мы будем отбирать претендентов на должности высших категорий путем открытого конкурса и предлагать Президенту не одну кандидатуру, а несколько, то сможем одновременно повысить и качество назначений, и предотвратить любые махинации.

Какова ситуация с привлечением на государственную службу кадров среднего звена?

— В статусе госслужащего мало что изменилось для того, чтобы к нам рванули на работу наиболее образованные люди со здоровыми амбициями.

Реклама на dsnews.ua

Нет достаточной мотивации?

— В принципе, да. Зарплата как была низкая, так и осталась, статус социальный как был невысоким, так и остался. Забота государства о служащем как была несоответствующей, так и осталась.

Все-таки ежегодно на госслужбу устраиваются на работу тысячи молодых людей. Кто из молодежи приходит к вам?

— В первую очередь молодые выпускники, у которых нет диплома престижного вуза. Они прекрасно понимают, что в бизнес-структурах у них не будет высокой зарплаты. Они приходят на госслужбу, как на своеобразный тренинг. Работают 1-2 года, где их школят по полной программе. В результате молодой человек получает практику, связи и через полтора года приходит в бизнес-структуру, уже имея за плечами стаж госслужбы. Тем более, если он "стажировался" в Минтопэнерго, Минэкономики, Минфине и т.д. Этот человек уже знает коридоры, у него есть телефонные справочники, имена, есть, кому позвонить, спросить. Он вполне может выступить, как лоббист в том или ином вопросе, что очень ценится в бизнесе.

Знаете, такой лоббизм как-то попахивает коррупцией…

— Ничего подобного. Тот же предприниматель в процессе своей работы общается с тем или иным чиновником, и большой плюс тому предпринимателю, который знает, какой госслужащий за что отвечает, и они вместе работают на государственный интерес. Везде, к примеру, ценится грамотный бухгалтер, который без ошибок может сдать отчет в налоговой. И зачастую этим бухгалтером может быть бывший сотрудник налоговой.

Как вы прокомментируете тот факт, что в новой власти так много выходцев из бизнеса?

— Так всегда происходит при резкой смене политической власти в государстве, где кадровая политика до конца не выстроена. Так происходило, когда вместо Леонида Кравчука Президентом был избран Леонид Кучма. Я хорошо помню, как тогда было сложно найти людей, и какие люди приходили во власть.

Вы считаете подобный кадровый подход нормальным?

— Что вы хотите, ведь оппозиция формируется вне пределов власти, как правило, из людей, которых не удовлетворяет действующий порядок вещей в стране. А не удовлетворяет он, прежде всего, людей, которые, имея серьезный бизнес, видят, что власть играет с ними не по правилам. Поэтому то, что многие чиновники из новой команды на центральном и областном уровне пришли из бизнеса, само по себе не страшно. Как правило, это успешные менеджеры.

Плохо другое: в Украине нет юридически и экономически выверенных предохранителей, которые позволили бы обществу проконтролировать, не лоббирует ли этот человек на высоком государственном посту интересы связанного с ним бизнеса.

И все-таки последние кадровые скандалы во власти показывают, что при Леониде Кучме система набора кадров во власть была более отработана…

— Я согласен с тем, что в конце десятилетнего пребывания у власти Президента Кучмы была более или менее отработанная система продвижения во власть. Как правило, завотделом становился начальником управления, директором департамента и так потихоньку он мог расти. Пришла новая властная команда, и это все сломалось на некоторое время по одной причине: из-за отсутствия необходимого законодательства о госслужбе, которое бы не позволяло политикам на свое усмотрение расставлять по разным должностям государственных служащих, выгонять их с работы, забирать их на работу и т.д.

Как вы оцените уровень образования украинских чиновников? Обязательный уровень высокий?

— У нас 69,7% госслужащих имеют высшее образование. 6% — со средним образованием, это ведущие специалисты, которые работают на должностях операторов, курьеров и т.п. В год у нас дополнительно около 1500 госслужащих получают магистерскую квалификацию по линии Национальной академии управления и магистратур, с которыми у Главгосслужбы заключены договора.

Не секрет, что в большинстве случаев, таким образом, чиновники просто бесплатно получают второе высшее образование, которое зачастую с практической точки зрения мало что дает их работе…

— В какой-то степени практическая составляющая в образовательной программе госслужащих чрезвычайно низка. Речь идет, по сути, о получении второго высшего образования. Чиновнику просто дают еще одну солидную теоретическую базу. А нам нужны практические навыки, чтобы специалист умел планировать свою работу, чтобы знал, что такое стратегическое планирование, бюджетирование, анализ государственной политики.

Каким образом вы планируете стимулировать приход специалистов на госслужбу?

— Мы считаем, что зарплату повышать нужно в разы. Минфин, кстати, говорит, что это финансово возможно, но для этого нужно принимать политические решения. Такие методы стимулирования, как льготная очередь на квартиру, телефон и т.д., есть и сейчас. Но уже лет десять, к примеру, не реализуется норма о беспроцентном кредитовании строительства жилья для госслужащих. В центральных органах власти это чрезвычайно серьезная проблема. Да, люди получают жилье, но это чрезвычайно сложная проблема. Средств на строительство жилья выделяют так мало, что если мы будем надеяться только на это (а у нас стоит на очереди сегодня около 40 тыс. госслужащих), процесс растянется на столетия.

Какая текучесть кадров на госслужбе?

— У нас сегодня текучесть кадров 20%. В прошлом году с государственной службы ушло около 40 тыс. человек из 250 тыс. В этом году уйдет не меньше. Если мы хотим повысить профессионализм госслужащих, значит, нужно радикально понижать текучесть кадров. Для этого человек, приходя на госслужбу, должен быть убежден, что от качества его работы будет зависеть его дальнейший карьерный и материальный рост, авторитет в обществе и социальный статус. К сожалению, правила игры под названием "госслужба" сегодня несовершенны и непрозрачны. Они должны быть разработаны и приняты Верховной Радой в виде нового Закона "О госслужбе", чем мы сейчас и занимаемся.

Беседу вела Антонина Бажан

ОБЪЕКТИВКА

Тимофей Мотренко, 48 лет. Уроженец г. Винница. Окончил Киевский государственный университет им. Т.Г .Шевченко по специальности "Философия", Тернопольскую академию народного хозяйства по специальности "Финансы и кредит". С 1980 по 1985 гг. работал социологом на Винницком радиоламповом заводе. С 1985 по 1999 гг. занимал должности заместителя уполномоченного Совета по делам религий при Совете Министров УССР в Винницкой обл., второго секретаря Винницкого городского комитета Компартии Украины, старшего преподавателя, доцента Винницкого пединститута, заместителя главы Винницкой облгосадминистрации по социальным вопросам. С 1999 по 2001 гг. работал заместителем министра КМУ и правительственного секретаря КМУ. С 2001 по 2003 гг. — заместитель госсекретаря КМУ, с июля 2003 г. — заместитель министра КМУ. С октября 2003 г. и по настоящий момент занимает пост начальника Главного управления государственной службы Украины.

    Реклама на dsnews.ua