• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.1
Спецпроекты

Коньячные гонки

Реклама на dsnews.ua

Алкогольные производители уже не первый год обсуждают "плюсы" и "минусы" для своего бизнеса после присоединения Украины к ВТО. Готовясь к неизбежному открытию рынков, они по-разному оценивают свою готовность работать в новых условиях. Наиболее оптимистичны водочные компании: свободного доступа к европейским рынкам они ожидают давно, а на возможные попытки иностранцев вытеснить их с внутреннего смотрят скептически.

Оптимизму водочников можно противопоставить пессимизм коньячников, которые крайне осторожны в прогнозах. "Завязка" коньячного производства на вопросах интеллектуальной собственности подливает "масла в огонь". Название "коньяк" уже давно монополизировано французской стороной: ее торговым партнерам из других стран остается довольствоваться для своей продукции лишь именем "бренди", независимо от качества и технологии изготовления. А вот как раз с таким понижением в статусе украинские производители категорически не согласны.

Защищайтесь!

Межправительственные договора, которые заключала по ВТО Украина, так и не стали предметом гласности: определить, кто и кому уступил, практически невозможно ввиду отсутствия систематизированного подхода в целом. Представителям ряда отраслей это внушает опасения: хрупкий баланс между импортом и внутренним производством легко нарушить одним росчерком пера. "Такое впечатление, что у нашей экономической дипломатии темы алкогольные вообще, а коньяка и вина в частности — остались за рамками внимания. А это вызывает опасения, что иностранные производители "в пакете" подсунут и пролоббируют договоренности, которые будут невыгодны для отрасли", — обращает внимание Сергей Киселев, заместитель технического директора ОКЗ (ТМ "Шустов").

Лобби, отстаивающие украинский коньяк, собралось под "крылом" ассоциации "СОВАТ". На помощь дипломатических структур, торговых палат и прочих государственных органов здесь не очень уповают, беспокоясь, в первую очередь, о том, чтобы правительство не подписало какого-либо поспешного соглашения с Францией. "Государство должно быть в курсе этой проблемы и как минимум не мешать. Процесс может исказиться, если по межправительственному соглашению будет запрещен коньяк, и борьба с коньяком начнется на уровне контрольных органов", — утверждает Роберт Гулиев, глава комитета виноделов и виноградарей ассоциации "СОВАТ".

Представители коньячного бизнеса отмечают, что "проверка боем" со стороны государственных органов уже состоялась. В прошлом году в региональные отделения Госстандарта было разослано письмо за подписью и.о. руководителя информационного отдела, где со ссылкой на пункт некоего старого ГОСТа, гласящего, что "коньяк — это продукт винодельческого производства, изготовленный во Франции…", утверждалось, что все украинские производители грубо нарушают это нормативное требование. Вспыхнувший скандал, в котором коньячники выступили единым фронтом, удалось погасить лишь последующим опровержением Госстандарта, — подобная информация якобы была разослана по ошибке. Остается вопрос: какие цели преследовало письмо и было ли его появление кем-то пролоббировано, профинансировано, или автор — лишь бескорыстный поклонник "западнической" коньячной теории. Разумеется, в случае подписания соответствующего межправительственного соглашения в рамках ВТО государственные органы будут совершать подобные проверки уже на законных основаниях.

"Вступая в ВТО, мы не должны сдавать те позиции, которые имеем сегодня, — утверждает Вячеслав Сокерчак, президент ассоциации "СОВАТ". — Сохранить название "украинский коньяк" нужно отнюдь не для того, чтобы ставить "палки в колеса" французам и подменять их продукт. Мы ведь позиционируем его совсем по-другому". Сторонники "украинского коньяка" намерены отстаивать свои права в международных судах, но конкретных планов пока не раскрывают, дабы соперник не принял превентивных мер.

Реклама на dsnews.ua

Наследники Шустова

Коньячному производству в Украине — более 100 лет, и его истоки связывают с именем Шустова — родоначальника коньячного направления в Российской империи в целом. Заводы на территории современной Украины и Армении были его любимыми "детищами", продукцию которых он активно популяризировал на международном уровне. Молва гласит, что после одной из слепых дегустаций в Париже высокая комиссия поставила шустовскому коньяку наивысшие отметки, и французы, сраженные наповал признанием преимущества за иноземной продукцией, позволили Шустову именовать ее гордым именем "коньяк". Увы, закрепить юридически такой "подарок" не удалось — Первая мировая, приход советской власти и прочие перипетии ХХ века отодвинули спор о названии на второй план. С новой силой он возник по мере интеграции уже независимой Украины в международные структуры…

Эксперты отмечают, что Украина — одна из немногих стран Европы, где сохранилась классическая технология производства коньяка. Наличие полной технологической цепочки — от сырьевой базы до выкурки спиртов и розлива готовой продукции — обязательное требование для получения лицензий.

В целом перспективы развития украинского рынка коньяка довольно радужные: ежегодный рост на 15-20%, тенденции к структуризации и маркетинговые усовершенствования, помноженные на стремление потребителя к статусным продуктам, сыграли свою роль. В нынешнем году рост производства составляет уже 20-25%, и на этом потенциал рынка не исчерпывается. Сдерживает его разве что недостаток сырья для перекурки: по этой причине коньячники периодически лоббируют ввоз импортных спиртов. Выдержанные отечественные в основном приберегаются для премиального и элитного сегмента, более чувствительного к купажам.

"Существование аутентичного украинского коньяка невозможно без приготовления его из украинских спиртов, говорит Роман Моисеев, бренд-менеджер ТМ "Таврия". — Но для этого, как известно, необходима сырьевая база — либо собственная, либо построенная на сотрудничестве с виноградными хозяйствами. А сегодня получается, что развивают ее в основном только лидеры рынка. Хотя, с другой стороны, этот факт некоторым образом не может не радовать нас, поскольку делает более конкурентоспособными на рынке, особенно в категории марочных и коллекционных коньяков, и стабильными в сырьевом вопросе".

Заботы о развитии сырьевой базы и инвестировании в виноградарство дополняются опасениями, что этот процесс, ввиду объективных причин растягивающийся не на один год, прервется вмешательством извне. "Иностранные холдинги, если закупят заводы, зайдут сюда со своим сырьем, завезут много спирта, — опасается Сергей Киселев. — Полный цикл им не очень нужен, главная цель — найти рынки сбыта для своей продукции, которая уже перепроизведена. Поэтому украинские коньячные заводы полного цикла, если и не обречены, то очень пострадают. На сырьевую базу — виноградники — это также окажет негативное влияние, поскольку сегодня в ЕС наблюдается тенденция к стимулированию сокращения площадей виноградников во избежание перепроизводства. Трудно будет что-то доказать населению, так как качество может быть дискредитировано в ходе информационных войн…"

Специалисты отмечают, что сегодняшний украинский рынок — это, прежде всего, рынок коньяка — именно к такому названию напитка привык потребитель, и именно такова технология его производства. В потребительском сознании коньяк уже четко отделим от бренди, который ассоциируется с продукцией более низкого качества и имеет не столь позитивный имидж. "Отказываться от названия "коньяк" — это потеря потребителя, который уже привык отделять один напиток от другого, понимая, что коньяк, в отличие от бренди, – это выдержанный напиток с использованием виноградного спирта… И не нужно нас загонять в бренди, это несправедливо, учитывая нашу технологию…" — полагает Вячеслав Сокерчак. Главное опасение — название "бренди" уравнивает низкокачественную продукцию с классическим выдержанным коньяком, который нельзя будет назвать иначе. Как в соответствии с отечественными, так и международными стандартами, в бренди, в отличие от коньяка, допустимо добавлять, помимо коньячного, спирт-ректификат любого происхождения. Это удешевляет производство, но отражается на качестве и позиционировании напитка. Но если название будет одинаковым для всех, производить по классической коньячной технологии станет невыгодно ввиду более высоких затрат. При стирании граней побеждает дешевизна, и классическое производство ожидает упадок…

Ukrainian Cognac

Помимо борьбы за имя, специалисты акцентируют внимание и на необходимости сохранения переходного периода, в ходе которого отрасль адаптируется к работе в новых условиях. Такая норма предусмотрена положением о вступлении в организации, однако длительность адаптации тоже регулируется в договорах.

За пять-семь лет отрасль можно "подтянуть" комплексом законодательных мер реформаторского характера. За протекционизм со стороны государства коньячный бизнес не ратует, зато обращает внимание на необходимость урегулирования вопросов происхождения виноматериалов (принятый в нынешнем году "Закон о вине" — "первая ласточка" в этом процессе), собственности на землю (инвестировать в виноградники на арендованной земле невыгодно), государственной программе стимулирования насаждений европейских сортов… По мере повышения качества продукции и капитализации предприятий конкурировать с международными игроками станет реально. "Со стороны государства, естественно, необходима поддержка и отстаивание интересов тех, кто развивает сырьевую базу, создает новые рабочие места, но, в любом случае, украинский коньяк конкурирует и будет конкурировать с иностранными аналогами. Это следует даже из структуры внутреннего рынка — в нынешнем, по сравнению с 2004 г., значительно сократился объем импортной продукции, особенно недорогой из Молдовы", — утверждает Роман Моисеев. К слову, Молдова, уже вступившая в ВТО, от названия коньяк отказалась. Теперь ее продукция — это либо бренди, либо Дивин. Еще один пример непродуманной политики внешнеэкономических ведомств — Венгрия. Присоединившись к европейским стандартам в сфере виноделия, тамошние производители вынуждены сократить посадки винограда, урожайность и принять ряд других ограничительных мер, что приведет к потерям местной винодельческой отрасли. "У нас продукт ничем не хуже, а история зачастую длиннее, чем у некоторых французских производителей. Просто в правительстве должны больше интересоваться отраслями, которые дают немало бюджетных отчислений. Это же имидж страны", — считает Сергей Киселев.

Именно то, что коньяк — это только лишь технология, и на наших заводах она полностью соблюдена, является главным аргументом украинской стороны в пользу сохранения за местной продукцией коньячного названия. Некоторые специалисты даже сетуют на то, что в Европе сегодня все чаще отходят от классики, используя новые ускоренные методики изготовления напитков, но прикрываясь уже сложившимся имиджем и монополией на громкое имя. "Среди украинских производителей присутствуют весьма сильные игроки, которые готовы значительно потеснить французский импорт. Французское коньячное "лобби" просто не сможет пропустить столь сильных соперников на свою полку", — говорит Вадим Долюк, бренд-менеджер компании "Олимп".

"Я бы не хотел, чтобы французы пользовались двойными стандартами, — признается Вячеслав Сокерчак, — если бы они сегодня закупили украинское коньячное производство, то наверняка сохранили бы за ним название коньяк, как это происходит, например, с армянским: под таким названием они экспортируют продукцию из Армении, страны-члена ВТО, в Россию, таковой не являющейся". Именно в этом примере усматривается юридический прецедент, на котором можно основываться в борьбе с международными структурами. Один из вариантов, который удовлетворит украинских производителей, — Ukrainian cognac, или "Коньяк Украины". "Есть прецеденты и в Австралии, где виноделы добились в ходе суда с французами названия "Шампанское Австралии", — делится информацией Сергей Киселев, — оно изготовлено по классической французской шампанской технологии, но в Австралии, и это победа, свидетельствующая, что в правовом поле можно бороться… Разумеется, нам предстоит серьезно сразиться с мировой отраслью, так как Франция, как родоначальник темы, занимает жесткую позицию. Но у нас очень мощная поддержка, и "Коньяк Украины", я надеюсь, удастся отстоять…"

Специалисты уверены, что, проанализировав опыт соседей, Украина может избежать ошибок. Главное, чтобы в этом были заинтересованы правительственные чиновники.

    Реклама на dsnews.ua