• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.1
Спецпроекты

Львы из кофемолки

Реклама на dsnews.ua

Кофемолки, пилы, бритвы, часовые пружины, каркасы для зонтиков, корсеты, оправы для очков, швейные машинки, граммофоны... С таким широчайшим ассортиментом продукции компания Peugeot завоевывала европейский рынок задолго до изобретения автомобилей. А первыми "промышленными объектами", на которых заработала свой первый капитал семья Пежо еще в XVIII веке, были водяные мельницы.

Прогресс на двух колесах

В 1815 г. братья Жан-Пьер и Жан Фредерик Пежо открыли завод по выпуску стальных изделий. Предприятие оказалось весьма успешным, а продукция благодаря высокому качеству и надежности стала пользоваться спросом не только во Франции, но и во всей Европе. Чтобы отличать товары, выпущенные на заводах братьев Пежо, от изделий конкурентов, в 1858 г. была зарегистрирована торговая марка — лев, идущий на задних лапах. Сложно сказать, является ли этот лев, украшающий сегодня автомобили Peugeot, самой старой автомобильной эмблемой в мире. Но то, что одной из самых старых — это уж точно.

Правда, прошло целых тридцать лет до того момента, когда торговая марка Peugeot появилась на транспортном средстве. Им стал не автомобиль, а велосипед: в 1888 г. на фабрике братьев Пежо начался выпуск машин с огромным передним и маленьким задним колесом, т.н. "пеннифартингов". Успех велосипедов "Пежо" был колоссальным: компания буквально за несколько лет стала одним из крупнейших европейских производителей двухколесного транспорта. Этому способствовали удачные выступления в спортивных состязаниях и остроумные рекламные ходы. В гонке Париж-Нант 1889 г. первые пять спортсменов, преодолевших дистанцию в 1025 км, ехали на велосипедах "Пежо". Что касается рекламы, то здесь весьма удачно обыгрывалась прогрессивность двухколесного транспорта и его преимущество над "традиционным". Так, на одном из первых рекламных плакатов владелец компании представляет группе почтенных буржуа свои велосипеды: "Это моя конюшня". Несколько лет спустя Peugeot одной из первых начала предлагать свои велосипеды как средство передвижения не только для мужчин, но и для женщин.

Еще одной перспективной маркетинговой идеей того времени был акцент на скоростных качествах велосипеда, которые могли особо пригодиться в армии. Плакат 1892 г. изображал офицера на велосипеде, отдающего пакет с сообщением солдату, сидящему верхом на лошади.

Братья и сыновья

Именно во время расцвета велосипедного производства в конце XIX века компания Peugeot открыла для себя новое направление деятельности, поначалу казавшееся второстепенным и не сулившее особой прибыльности, — выпуск моторных экипажей. Первооткрывателем этого направления стал Арман Пежо (1849-1915). Инженер по образованию, он одним из первых в Европе понял, что в будущем механические двигатели на транспортных средствах заменят лошадей так же, как это уже произошло в промышленности. Арману Пежо удалось наладить связи с конструкторами, придерживающимися той же точки зрения — Готтлибом Даймлером, Эмилем Левассером, Леоном Сепролеттом. Именно последний разработал паровой двигатель, который был установлен на трехколесном шасси первой самодвижущейся повозки Армана Пежо. Паровой трицикл Сепролетт-Пежо был впервые продемонстрирован на Всемирной выставке 1899 г. в Париже. Наивный и неуклюжий как по нынешним меркам, сто лет назад он произвел на публику такое впечатление, на которое и надеяться не могут даже самые "навороченные" концептуальные автомобили современности. Многие великие автоконструкторы тех лет вдохновились именно этим трехколесным паровым экипажем.

Реклама на dsnews.ua

Впрочем, Арман Пежо практически сразу понял бесперспективность использования паровых моторов для "самодвижущихся повозок". Его следующий, уже четырехколесный автомобиль "Пежо тип 2" был оснащен 2-цилиндровым бензиновым двигателем конструкции Готтлиба Даймлера. Движок объемом чуть больше литра развивал мощность в 3,5 лошадиных сил — что позволяло повозке, внешне напоминающей карету на велосипедных колесах, разгоняться до 30 км/час. За ней последовал "Тип 3" — первый автомобиль "Пежо", который можно назвать серийным. За четыре года было выпущено 64 модели "Тип 3". По тем временам это удовольствие было отнюдь не дешевым — автомобиль стоил 5900 франков, а среднемесячная зарплата составляла всего 110 франков.

Несмотря на внешнюю простоту, "Пежо Тип 3" мог считаться полноценным транспортным средством: Арман Пежо проехал на нем 2045 км от Парижа до Бреста со средней скоростью 14 км/час. Примечательно, что в первых автомобилях Армана Пежо пассажиры размещались лицом друг к другу — для того, чтобы удобнее было вести в дороге светскую беседу.

В 1892 г. компания "Пежо" получила новое название — "Сыновья братьев Пежо". А еще через четыре года Арман Пежо основал собственную компанию — "Акционерное общество автомобилей "Пежо". В то время как семья Пежо продолжала заниматься традиционным бизнесом, в том числе и велосипедами, он решил сосредоточиться на новаторской отрасли автомобилестроения (через несколько лет по этому же пути пойдет еще один "сын братьев", Лион Пежо — обе автокомпании "Пежо" объединятся в 1910 г.).

Впереди "паровоза"

Поскольку во многих странах Европы в конце XIX века существовали законодательные запреты на автогонки, Франция стала ведущим полигоном для состязаний самодвижущихся экипажей. Первое такое состязание было организовано в 1894 г. изданием Le Petite Journal. Изначально оно задумывалось как испытание на "выносливость безлошадных экипажей", поэтому в нем могли принимать участие не только машины с двигателями внутреннего сгорания, но и с паровыми, электрическими, пневматическими моторами и прочими экзотическими продуктами конструкторской мысли тех лет. Поль Даймлер, который вместе со своим отцом, знаменитым автоконструктором Готтлибом Даймлером присутствовал на этом состязании, впоследствии вспоминал, насколько необычно смотрелись машины с паровым мотором на трассе. Закопченные кочегары бросали уголь в топки тяжелых паромобилей, водители легких трициклов на паровой тяге постоянно регулировали давление и силу пламени масляных горелок. На их фоне "пилоты" автомобилей с бензиновыми двигателями, легко и без малейшего физического усилия манипулировавшие рулевым рычагом, смотрелись как господа среди пролетариата.

Впрочем, на финише их преимущество было отнюдь не настолько очевидным: первым дистанцию прошел тяжелый "паровик" De Dion (его средняя скорость была равна 11,58 миль/час). Но поскольку он не вполне соответствовал условиям гонок, первое место разделили между собой автомобили "Пежо" и "Панард-Левассер" (оба были оснащены двигателями Даймлера). В следующем году эта же пара одержала победу в первом "настоящем" авторалли Париж-Бордо-Париж.

Спортивные успехи Peugeot шли рука об руку с коммерческими. В 1899 г. каталог компании насчитывал 15 моделей — от дву- до двенадцатиместных. Год спустя Peugeot взяла новую "планку производительности" — 500 машин в год. Немалое количество этих машин экспортировалось в другие страны, среди которых была и Российская империя. История сохранила имя первого русского покупателя Peugeot — им стал некто Шипов, житель Нижнего Новгорода. Перед Первой мировой войной присутствие автомобилей Peugeot в России увеличивалось с каждым годом. Своеобразная кульминация этого процесса произошла 5 октября 1914 г.: наследник российского престола Алексей получил в подарок новую модель Peugeot Bebe. Это действительно был подарок, достойный царевича: разработанная знаменитым дизайнером Бугатти модель Bebe отличалась компактностью, экономичностью и стильным дизайном. Интересно, что в рекламной брошюре Peugeot особо подчеркивалось преимущество этой машины по сравнению с конным экипажем: для доктора, который каждый день проезжает 40 км, Bebe заменит сразу двух лошадей — а купить ее можно по цене одной.

Войны и мир

Первая мировая заставила Peugeot "переодеться в военную форму": завод в Лилле был оккупирован, остальные работали на нужды фронта. Межвоенный период стал для компании периодом продолжения расцвета и был отмечен рядом этапных событий. Так, в 1920-м появилась Peugeot 156 — первая модель с 6-цилиндровым двигателем, в 1921-м — компактная Quadrilette. Этапной стала модель 201 — "детище Великой депрессии", благодаря которому Peugeot удержалась на плаву тогда, когда другие автопроизводители обанкротились из-за отсутствия спроса. Всего было выпущено 78 тысяч Peugeot 201. Кстати, начиная с этого автомобиля, компания стала использовать для обозначения своих моделей числовой индекс из трех цифр с нулем посредине — принцип, применяющийся до сих пор.

Во время Второй мировой автомобильные заводы Peugeot перешли под управление Фердинанда Порше и работали на укрепление военной мощи Третьего рейха. Но в отличие от Луиса Рено, который пошел на сотрудничество с германской администрацией (за что он был впоследствии арестован и умер в тюрьме), руководство Peugeot втайне поддерживало французское Сопротивление. Кульминацией этого противодействия стал акт саботажа на заводе Peugeot в городе Сошо. Поскольку на заводе производились танковые башни и детали двигателей "Фокке-Вульфов", он входил в список главных целей Королевских авиационных сил Британии. Однако поразить предприятие с воздуха было нелегко: завод был компактным по площади, более того, размещался вблизи населенных районов города и железнодорожной станции. И когда в ночь с 15 на 16 июля 1943 г. английская авиация нанесла удар, бомбы упали не ближе чем за километр от завода, ничуть ему не повредив — но под бомбежкой погибло 125 и получило ранения 250 мирных французов, проживавших в Сошо.

Британский агент по фамилии Ри, ответственный за операцию по выведению завода Peugeot из строя, лично наблюдал атаку бомбардировщиков с расстояния в несколько километров. Неудачная бомбежка, повлекшая за собой гибель гражданского населения, заставила его искать другие подходы. Ри знал, что в семье Пежо, мягко говоря, не испытывают симпатии к нацистам. Он смог связаться с Робертом Пежо и сообщить ему свой план, согласно которому на ключевых по важности производственных участках завода осуществляется диверсия. Таким образом, завод перестает работать на немцев, но в то же время и ему, и городу больше не будет угрожать тотальное уничтожение под бомбами.

Роберт Пежо согласился, но потребовал подтверждений того, что Ри действительно тот, за кого себя выдает, и что он действительно имеет достаточно полномочий, чтобы гарантировать безопасность от бомбардировок. Он назвал агенту кодовую фразу и предложил, чтобы британское радио в качестве подтверждения передало ее в определенный день и час. И когда эта фраза прозвучала по BBC, Роберт Пежо поверил Ри и передал ему планы завода и обеспечил доступ к нужным людям среди персонала. Была сформирована команда диверсантов и подготовлен маршрут ее отхода в Швейцарию. В назначенный день саботажники проникли на территорию и организовали серию взрывов. В этой чрезвычайно рискованной операции не обошлось без курьезов: ожидая сообщника с ключами от заводских ворот, подпольщики затеяли игру в футбол с немецкими солдатами. И когда из кармана одного из диверсантов выпала упакованная в пластмассовый "футляр" самодельная бомба, немец-охранник поднял ее и вежливо отдал французу.

Пятьдесят послевоенных лет Peugeot были отмечены цепочкой поглощений компаний-конкурентов, наиболее значимым из которых стало приобретение в 1976 г. еще одной французской фирмы-легенды — Citroen. Но, несмотря на то, что в современном глобализованном автомире невозможно обойтись без унификации платформ, узлов и даже концепций дизайна, автомобили Peugeot по-прежнему отличаются индивидуальностью, которая сочетает в себе французский шарм и элегантность с практичностью и надежностью "автомобилей для буржуазии".

    Реклама на dsnews.ua