• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

ИНДУСтриализация УКРАИНЫ

Реклама на dsnews.ua

То, что "Криворожсталь" продадут дорого, предполагали все. Но чтобы настолько!.. Если бы перед конкурсом какой-либо эксперт взял на себя смелость предсказать, что цена покупки 93,02% акций меткомбината перевалит за 20 млрд грн. (стартовая цена — 10 млрд грн.), его бы высмеяли и навсегда вычеркнули из списка знатоков металлургии. Но фантастика стала реальностью — пакет ушел за 24,2 млрд грн., что по официальному курсу на день покупки (5,05 грн. за $1) составляет $4,79 млрд. Более того, торги были настолько жаркими, что победитель, Mittal Steel, совершенно очевидно, готов был и дальше продолжать ценовую гонку. У основного его конкурента — украинского консорциума "Индустриальная Группа" — на цифре 24,1 млрд грн. кончился ресурс. Теперь украинцам предстоит ближе познакомиться с Лакшми Митталом — третьим в списке самых богатых людей планеты, и с его стилем ведения бизнеса.
Для начала успокоим излишне впечатлительных (если таковые имеются среди читателей "ВД"). Во-первых, индийский мультимиллиардер не собирается "Криворожсталь" ни разорять, ни закрывать. Выбрасывать для этого почти $5 млрд не придет в голову ни Биллу Гейтсу, ни султану Брунея.

Во-вторых, реалии украинской политики таковы, что отобрать собственность в пользу государства у нас дело не хитрое. Опыт показательного отъема акций и проведения суперпрозрачных конкурсов уже имеется, а охочих до повторения процесса — достаточно.

Страшилки о Миттале

Стилю ведения бизнеса группой Mittal Steel (ранее LNM Holdings и Ispat International) доселе были присущи следующие черты: крайне экономное отношение к инвестициям в предприятие и расходам на социальную политику; специфическое отношение к выполнению дополнительных условий приватизации объектов, которое во многих странах вызывало нарекания; понижение затратной части производства всеми возможными путями, из-за чего сталь этой группы является самой дешевой из всех крупных производителей; выстраивание особенно дружеских и партнерских отношений с властями. Группа замешана в нескольких скандалах. Пожалуй, самый громкий из них произошел в Великобритании. Элементом этого скандала стал перевод GBP125 тыс. на счет лейбористской партии перед появлением письма-намека премьер-министра Тони Блера в адрес румынского премьера о том, что конкурс на приобретение румынского меткомбината Sidex было бы неплохо завершить победой компании LNM Holdings, холдинговой компании Миттала.

Интересный случай произошел и в Ирландии. В мае 1996 г. Ispat International приобрела Irish Steel за символическую цену в GBP1, получив вместе с тем и существенные преференции в части налоговых платежей. Эта ирландская компания выпускала прокат и другую металлургическую продукцию.

Инвестобязательства предусматривали сохранение в течение пяти лет 331 рабочего места. В 2001 г. LNM ликвидировал Irish Ispat по причине постоянных убытков, но право на ликвидацию Миттал получил спустя несколько недель, после внесения тех же EUR125 тыс. на счет лейбористов. Ispat уволил всех работников без предварительного уведомления. Во время деятельности в Ирландии на предприятии Irish Ispat также имели место два смертельных случая, в которых виновным было признано руководство Ispat — за несоблюдение норм охраны труда.

На рубеже 2001-2002 гг. произошла месячная забастовка рабочих на предприятии Ispat Mexicana (Imexsa) в Мексике с полной остановкой производства. Рабочие требовали изменений системы оплаты труда. Ispat согласился на 10%-ное повышение зарплаты только после угрозы профсоюзов начать общегосударственную забастовку.

Реклама на dsnews.ua

В июле 2002 г. британский телеканал BBC показал интервью с Йоханнесом Ситардом, который исполнял обязанности директора казахстанского Ispat Karmet. Ситард рассказал, что заплатил $100 млн на счет Паток Чодиев Груп (компании известного казахского бизнесмена-миллиардера Патока Чодиева, имеющего хорошие связи с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым) за роль посредника в контактах с правительством. Впоследствии Ispat это опроверг и сообщил, что названные $100 млн были перечислены за доставку труб.

И уж очень отличились индусы в Польше. До сих пор между менеджментом и профсоюзами на предприятиях Mittal Steel Poland (ранее PHS) не утихают скандалы. В апреле этого года профсоюзы начали оккупацию офиса холдинга в Катовицах, протестуя против невыполнения инвестором инвестиционных обязательств и условий социального пакета, а также массовых увольнений работников на дочерних предприятиях. Именно эти масштабные акции настолько напугали работников Huta Czestochowa, что те отказались подписывать социальный договор с победившей на конкурсе Mittal Steel. Как известно, итогом стала передача польским правительством права на покупку Huta Czestochowa украинской корпорации ИСД, которая и приобрела польский меткомбинат.

Сейчас, уже на украинской земле, Лакшми Миттал взял убедительный реванш. И у ИСД, который аффилирован с консорциумом "Индустриальная Группа" (ИГ), и у своего извечного европейского соперника Arcelor, который купил в ИГ 60%.

Трудности украинизации

В то же время ожидать, что Mittal Steel будет вести себя в Украине так же, как и в других странах, просто глупо. В группе прекрасно понимают, что в этой стране они — чужаки и перешли дорогу слишком многим влиятельным бизнесменам. Во-первых, президентским фаворитам из ИСД, нанеся публичный, весьма болезненный удар прямо на конкурсе по покупке "Криворожстали". Во-вторых, "Интерпайпу" и СКМ, которые не намерены сдаваться в борьбе за возврат пакета акций "Криворожстали". В-третьих, "клубу украинских рудокопов", существенно повысив шансы на покупку недостроенного Криворожского ГОКа окисленных руд (КГОКОР).

Кроме всего прочего, крупнейший украинский меткомбинат совсем не так независим от поставок сырья, как это принято представлять. Два самых "узких" места — это окатыши и коксующийся уголь. Собственные мощности по производству кокса на "Криворожстали" имеются, но наполнять их нечем. На победной пресс-конференции в "Премьер-палаце" Лакшми Миттал заявил, что планирует продолжить закупать угольный концентрат в России, или же "перекрыться" поставками собственного кокса из Казахстана. Второй вариант маловероятен по той причине, что в этом случае "ляжет" производство на меткомбинате в казахском Темиртау. Вся группа Mittal Steel после покупки "Криворожстали" производит в год 50 млн т стали (около 5% мирового производства) и лишь 13,2 млн т кокса, что обнажает сырьевой дефицит. Поэтому индийский мультимиллиардер не скрывает намерений поучаствовать в приватизации угольных шахт, коль скоро такая случится в Украине.

Если же индусу удастся купить КГОКОР, то со временем это позволит закрыть проблему поставок окатышей, поскольку на предприятии фабрика окомкования (производящая железорудные окатыши) готова на 90%. Вот только большой вопрос, на каком сырье она будет работать — собственных карьеров у КГОКОРа нет. И есть весьма обоснованные сомнения, что у кого-то из украинских бизнесменов, контролирующих производство руды, появится желание продать этой фабрике концентрат в качестве сырья. Это значит кормить прямого конкурента и уменьшать собственную прибыль. Если сырьевую проблему новые хозяева "Криворожстали" в краткие сроки не решат, нельзя исключать, что на предприятии уже в ноябре может произойти некоторое сокращение производства.

Что же касается сбытовой политики — она претерпит существенные изменения, прежде всего для внутреннего рынка, что не замедлит сказаться на потребителях проката. Ранее в практике менеджмента "Криворожстали" было заключение прямых договоров с "любимчиками" по ценам ниже рыночных. Это касалось метизных предприятий с "правильными" собственниками и крупных строительных компаний. Они получали продукцию в среднем по цене на $100 дешевле, чем остальные потребители. Все участники рынка понимают, что новый собственник, только что выложивший за "Криворожсталь" астрономическую сумму, дотировать вряд ли кого-то захочет. Угрюмые метизники уже прогнозируют смену структуры собственности в бизнесе — если катанка подорожает, некоторым придется продавать бизнес. Первые претенденты уже назывались — Запорожский сталепрокатный завод и Дружковский метизный. Активно распространялись слухи и о продаже группой ТАС (Сергей Тигипко) заводов Днепрометиз и ТЕКО. Привыкшим к суперприбылям строителям либо придется урезать рентабельность, либо повысить цены за квадратный метр жилья. При нынешнем рынке первое выглядит реальнее. Кто выиграет точно — это металлоторговцы и мелкие метизники. Первые получат доступ к ценам прейскуранта, не важно насколько высоким, — им не привыкать работать с дорогим прокатом. Ведь раньше они получали металл производства Криворожстали по высоким ценам от посредников. Вторые — также получат вожделенную катанку гарантированно и без задержек. Вероятно, при условии равноправного доступа всех покупателей к продукции "Криворожстали" уйдет в прошлое порочная практика, когда снабженцам небольших метизных предприятий приходилось проявлять чудеса ловкости, закупая сырье в срок и в нужном объеме.

Секретная инвестпрограмма

Детали инвестиционного плана Mittal Steel пока не оглашают — предлагают подождать окончания сделки, закрыть которую обещают в пределах месяца. В то же время лично Лакшми Миттал пообещал увеличить производство стали на меткомбинате до 10 млн т и заявил, что шансы начать производство листового проката весьма велики. Год назад, когда LNM Holdings пытался поучаствовать в тендере, называлась цифра 11 млн т, а обещание построить листовые станы вообще было главным козырем. Сейчас ситуация поменялась — прежде всего потому, что группе надо будет вести себя предельно аккуратно в отношении исполнения инвестобязательств. В них многое сказано о модернизации существующих мощностей и строительстве машины непрерывного литья заготовок. И ничего — про листовые станы. Рискнем предположить, что до них у Mittal Steel могут просто не дойти руки. Хотя мультимиллиардер и обладает достоянием, превосходящим годовой бюджет Украины ($25 млрд, по версии американского журнала Forbes), модернизация "Криворожстали" не может стоить ему меньше $1 млрд. Вполне понятно, что как можно большую часть денег он попытается сгенерировать из прибыли меткомбината.

После отставки нынешнего менеджмента (уже анонсированной) Криворожстали могут возникнуть проблемы на местном уровне. Бороться с влиятельными оппонентами внутри страны Лакшми Митталу будет очень трудно. "Вставлять палки в колеса" индусу и препятствовать его исполнению инвестобязательств вознамерится не один украинский олигарх. А там и до возврата "Криворожстали" в госсобственность недалеко. В общем, в истории приватизации крупнейшего украинского меткомбината точку ставить рановато. Хотя этот ее этап, без сомнения, стал самым эффектным.

СТАНОВЛЕНИЕ МЕТАЛЛИЧЕСКОЙ ИМПЕРИИ ЛАКШМИ МИТТАЛА

1976 Создание Ispat Indo, металлургической компании в Индонезии

1989 Миттал арендует Iron & Steel Company of Trinidad & Tobago, металлургическую компанию в Тринидаде и Тобаго

1992 Входит на мексиканский рынок, приобретая за $2.2 млрд Sibalsa, металлургическое предприятие

1994 Входит на канадский рынок, купив у правительства канадской провинции Квебек, четвертого по
величине производителя стали в Канаде — Sidbec-Dosco

1995 Входит на европейский рынок, купив немецкое предприятие Hamburger Stahlwerke, производителя стали
Покупает казахское металлургическое предприятие Karmet мощностью 5,5 млн тонн стали в год

1997 Акции Ispat International начинают свободно котироваться на Нью-йоркской фондовой бирже

1998 Приобретает Inland Steel Company, четвертого по величине производителя стали в США, который
выпускает листовую сталь и прокат

1999 Ispat покупает Unimetal, французского производителя стальной длинномерной продукции

2001 Приобретает 70% акций Alfasid, алжирского металлургического завода.
Покупает металлургическое предприятие Sidex у румынского правительства

2003 Приобретает Nova Hut

2003 Приобретает завод Polski Huty Stali на приватизационном конкурсе за $2 млрд.
Покупает BH Steel, завод в Боснии-Герцеговине, а также металлургические активы в Македонии, принадлежащие Balkan Steel

2004 Создание Mittal Steel через слияние Ispat International с International Steel Group, одним из крупнейших производителей стали в США. Миттал получает контроль над 88% акций в новой компании. Сумма сделки – $4,5 млрд Mittal Steel обладает производственными мощностями в 70 млн тонн стали в год; 30% активов компании расположены в Северной Америке, 30% — в Европе, 40% распределены между Африкой и Азией. Капитализация компании достигает $21,5 млрд.

2005 Приобретение "Криворожстали"

    Реклама на dsnews.ua