• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Мимо рынка

Реклама на dsnews.ua

 Победитель торгов по продаже "Криворожстали", бизнес-группа Mittal Steel заявила, что ей, дескать, все равно, как оплачивать покупку — в гривнах или долларах. Украинским властям было о чем призадуматься. Ведь в первом случае победителю необходимо было бы конвертировать на украинском межбанковском валютном рынке $4,8 млрд, что составляет около 70% ежемесячного безналичного валютного рынка. Выплеснись эти деньги на межбанк, и курс гривни к доллару резко укрепился бы еще до того, как большую часть из означенной суммы выкупил бы НБУ — больше некому.

Срочно были проведены консультации премьер-министра Юрия Еханурова с главой Нацбанка Владимиром Стельмахом, затем — с министром финансов Виктором Пинзеныком. 25 октября свет увидело поручение главы КМУ: "ФГИ, Минфину и Минэкономики совместно с НБУ и Госказначейством отработать в течение трех дней порядок поступления средств в иностранной валюте от покупателя". 26 октября на внеочередном заседании Совет НБУ принял решение разрешить НБУ выкупить валюту от продажи комбината за гривню в полном объеме.

Как рассказал "ВД" член Совета НБУ, руководитель парламентского комитета по финансам Сергей Буряк схема оплаты будет выглядеть следующим образом: "Деньги ($4,8 млрд от Mittall Steel — прим. "ВД") будут поступать напрямую на счет Госказначейства в НБУ, (после чего их выкупит НБУ за гривню, которая будет зачислена на счет Госказначейства в НБУ — прим. "ВД"), и ни в коем случае не пойдут (сразу — прим. "ВД") в систему денежного обращения". Таким образом, $4,8 млрд минуют межбанк, тем самым не создавая угрозы курсовых колебаний. При этом означенная схема полностью находится в рамках закона. Дело в том, что в бюджете-2005, в отличие от финансовых смет всех предыдущих лет, отсутствует оговорка об обязательной оплате приватизированных объектов исключительно в гривне. Что и дало возможность Mittall Steel рассчитаться с украинским правительством американской валютой.

"В течение двух недель мы должны опять собраться (на заседание Совета НБУ — прим. "ВД") и утвердить уже новые, измененные показатели основ денежно-кредитной политики на 2005 г. Поступление суммы в объеме 24,2 млрд грн. меняет количественные значения монетарных показателей, таких, как денежные масса и база", — объяснил эксперт. До тех пор, пока эти деньги не начнут тратиться, они ничем не угрожают финансовой системе, потому как не входят в состав денежной массы и монетарной базы. Но вот после…

"Из этих 24,2 млрд грн. четыре с лишним миллиарда надо вернуть бывшим владельцам "Криворожстали", почти 7 млрд грн. пойдут на финансирование дефицита бюджета за счет поступлений от приватизации. Далее, очевидно, Минфин планирует погашение долговых обязательств перед Национальным банком. Не знаю, в каком размере — это вопрос дискуссии", — говорит Сергей Буряк.

Действительно, 6,2 млрд грн. необходимо пустить на покрытие дефицита бюджета-2005. Еще какая-то сумма может пойти на частичное погашение долгов правительства перед НБУ. С 1990-х годов в портфеле у того значатся 9,4 млрд грн. по кредитам, выданных Кабмину. А еще — 2,5 млрд грн. процентных ОВГЗ, которые появились в результате реструктуризации долгов правительства по облигациям госзайма, выкупленным НБУ после дефолта 1998 г. Вряд ли выплаты 2005 г. по этим обязательствам будут большими. "1 млрд грн. — это пристойная сумма денег", — заявил Пинзенык, имея в виду погашение долга перед НБУ.

Зато с возвратом денег бывшим владельцам не все так просто. Их выделение должно обязательно пройти утверждение парламентом. Ведь в 2004 г. средства от приватизации комбината были зачислены в доходы казны, и теперь, чтобы их отдать, нужно внести соответствующий пункт в закон о госбюджете-2005. Та же судьба может ожидать и оставшиеся деньги, если Кабмин решит потратить их на какие-то цели. Сначала парламент должен присовокупить деньги к доходной части госбюджета, а потом решать, как их потратить. Впрочем, г-н Буряк не исключает, что оставшаяся часть денег благополучно долежит до конца года и в виде переходящего остатка на счетах Госказначейства перейдет на следующий год, чтобы финансировать какие-то инвестиционные проекты. "Это самая разумная схема, при которой система денежного обращения не получит лишних денег, и не будет перегрева. Куда они будут тратиться — это уже вопрос закона о бюджете на следующий год", — подытожил руководитель парламентского комитета по финансам.

Реклама на dsnews.ua
    Реклама на dsnews.ua