• USD 39.8
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Терра инкогнита

Реклама на dsnews.ua

 Вступить в ВТО до конца 2005 года — таков главный ориентир экономической политики украинской власти на ближайшие месяцы, озвученный Президентом Украины. Впрочем, в своих призывах как можно быстрее осчастливить нашу страну членством в мировом торговом клубе Виктор Андреевич не оригинален. На протяжении 11 лет переговорного процесса его предшественник Леонид Кучма неоднократно называл конкретные сроки присоединения к ВТО. Более того, каждое новое правительство в Украине брало на себя в этом вопросе повышенные обязательства. Хотя каждая смена состава Кабинета Министров сопровождалась, наоборот, замедлением переговоров: слишком многим отечественным политикам хотелось "порулить" столь престижным процессом. В результате профессиональные переговорщики, как правило, отодвигались на второй план, а содержания новых двусторонних протоколов существенно отличались от содержания ранее подписанных. В свое время таким образом "убрали" бывшего министра внешней торговли Андрея Гончарука, стоявшего у истоков переговоров с ВТО. Переговорный процесс в правительстве Юлии Тимошенко возглавил экс-министр экономики Сергей Терехин, чья основная задача была "уломать" украинский парламент проголосовать за ВТОшные законопроекты. Г-ну Терехину удалось это лишь частично: парламентарии пошли на уступки, приняв изменения в таможенный тариф. В частности, эти изменения предусматривают снижение средневзвешенной ставки на импорт 54 товарных групп (промышленные товары, сырье, полуфабрикаты) с 7,79% до 4,5%. Но большая часть законопроектов так и осталась камнем преткновения между правительством и оппозицией. Более того, убеждая парламентариев принять законопроекты, необходимые для вступления Украины в ВТО, и форсируя само вступление, украинская власть, как и прежде, не может ответить на главный вопрос оппонентов: на каких условиях Украина вступает в ВТО, и чего ждать от этого отечественной экономике.

Мифологические подсчеты

Обсуждение последствий вступления в ВТО вызывает в последнее время среди политического истеблишмента страны какую-то нездоровую истерию. Противники как аргументы называют сотни миллионов убытков и грозят правительству целыми загубленными отраслями, такими, как легкая промышленность или сельское хозяйство. Представители власти, напротив, сулят экспортерам миллиардные прибыли от открытия рынков. И те, и другие, как правило, глубоко заблуждаются. Верно лишь одно: серьезных отраслевых расчетов последствий вступления в ВТО для украинской экономики у власти нет. Во всяком случае, широкой общественности они не известны. В свое время подобный расчет пыталось делать Министерство экономики, но из-за нехватки ресурсов анализ получился более чем скромный. Так Минэкономики вследствие снижения таможенного тарифа прогнозировало, к примеру, рост импорта продукции легкой промышленности в Украину после вступления в ВТО до $750 млн в среднем за год, рост импорта химической продукции до $1,9 млрд, рост импорта сельскохозяйственной продукции на уровне 7-8%.

С другой стороны, эксперты министерства прогнозировали увеличение экспорта украинской продукции до $23,9 млрд.

Что же касается макроэкономического эффекта, то, по прогнозам директора Института экономических исследований и политических консультаций Игоря Бураковского, реальный рост ВВП после вступления Украины в ВТО может составить 1,9%, экспорт может вырасти на 13,48%, а импорт на 13,91%.
По оценкам экспертов Института, после вступления в ВТО можно ожидать снижения производства в сельском хозяйстве, рыбном хозяйстве, добыче угля и торфа, пищевой промышленности . А вот эксперты Центра им. Разумкова прогнозируют, что негативные последствия вступления в ВТО наиболее вероятны в таких отраслях, как автомобилестроение, угольная промышленность, радиоэлектронная промышленность, сельскохозяйственное машиностроение.

Лобби "за" и лобби "против"

Металлургическое лобби — лидирующая политическая сила, которая сегодня методично подталкивает правительство к ускорению переговоров о членстве во Всемирной торговой организации. Хотя если разобраться, даже сами металлурги до конца не понимают, что же им ждать от членства в мировом торговом клубе. Прогнозы Кабинета Министров относительно будущего наших металлургов после вступления Украины в ВТО самые радужные. Минимальный прирост доходов отрасли в связи с открытием границ — $180-200 млн в год. В $2-4 млрд оценивается общий объем рынков, которые, по словам самих сталеваров, потенциально станут доступны сталеварам после присоединения нашей страны к международным принципам регулирования внешней торговли. Виктор Ющенко в августе 2005 г. заявил, что Украина ежегодно теряет до $8 млрд из-за отсутствия членства в ВТО и статуса страны с рыночной экономикой. Более того, неоднократно первые лица государства заявляли о том, что вступление в ВТО автоматически приведет за собой предоставление рыночного статуса и снятие действующих торговых ограничений.

Но если внимательно прочитать статьи и положения ГААТ/ВТО, то станет понятно, что многие отечественные чиновники и промышленники попросту, мягко говоря, не в курсе правил организации, с которой они ведут переговоры. Во-первых, нигде в статьях ГААТ/ВТО не содержится никаких норм и отсылок, касающихся "рыночного" статуса. Это значит, что получение Украиной членства ВТО вовсе не означает автоматического получения рыночного статуса со стороны того же ЕС или США. Во-вторых, антидемпинговые и специальные расследования против украинских производителей никуда не исчезнут, так как они предусматриваются правилами ВТО. Ежегодно страны-члены ВТО инициируют против производителей из тех же стран-членов ВТО сотни расследований.

В-третьих, вступление в ВТО не будет означать и обязательный пересмотр действующих торговых ограничений против украинских экспортеров (только в ЕС действует 8 антидемпинговых пошлин против украинских производителей).

Реклама на dsnews.ua

По словам Валерия Пятницкого, экс-замминистра экономики, сам факт присоединения к ВТО не подпадает под понятие "вновь открывшиеся обстоятельства" в антидемпинговом законодательстве того же США и ЕС, и соответственно, нет никаких поводов к пересмотру существующих заградительных пошлин против украинского импорта.

С такой оценкой отчасти согласен и руководитель ММК им. Ильича, народный депутат Владимир Бойко. Он, к примеру, уверен, что сразу после вступления Украины в ВТО против наших металлургов пойдет новая волна антидемпинговых расследований. Тем не менее, в целом Бойко рассчитывает на увеличение доходов своей компании. Но вот Ильдар Газизуллин, экономист Международного центра перспективных исследований, считает, что в случае вступления Украины в ВТО ЕС отменит квотирование украинского проката (сейчас квота составляет 980 тыс. т). Прекращение практики референтных цен со стороны США также представляется вероятным. Цены на металл в Северной Америке и Европе самые высокие, а учитывая, что нас туда долгое время не пускали, выигрыш для отрасли после либерализации торговли может быть очень велик.

С другой стороны, главным риском либерализации торгового режима для отрасли станет рост международной конкуренции за лом черных и цветных металлов, собираемый в нашей стране. Страны ВТО требуют снижения экспортной пошлины на лом черных металлов, которая сейчас составляет EUR30 за тонну. На сегодняшний день украинские меткомбинаты переживают жесточайший дефицит лома. В первом полугодии чрезвычайными усилиями удалось свести дефицит этого сырья до 10%, но угроза нарастает. Эффективность экспортной пошлины даже на нынешнем уровне вызывает массу вопросов. В торговле с Молдовой ставка пошлины нулевая. С этой страной Украина имеет договор о свободной торговле. Между тем, лом, который Молдова вывозит из Украины, она удачно реэкспортирует в ЕС и Турцию.

Металлургическое лобби в парламенте сейчас пытается экстренно заштопать эту лазейку. Но тем временем КМУ уже подал на рассмотрение Верховной Рады законопроект о снижении экспортной пошлины до 25%. Вступление в ВТО и вовсе предусматривает постепенный отказ от любых ограничений экспорта. Особенно острой эта угроза станет для цветной металлургии. В отличие от черной, она более болезненно переживет конкуренцию за это сырье с иностранными компаниями.

Впрочем, понимая, к чему идет дело, металлурги давно разработали программы подготовки к выживанию в новых условиях. Во-первых, меткомбинаты стремительно наращивают мощности собственных металлобаз. Они хотят сами контролировать сбор лома в стране. О полном контроле речь пока не идет, но тенденция к росту их присутствия на этом рынке очевидна. Во-вторых, сталевары активно изучают возможности для роста продаж в Украине. Снижая зависимость от внешней ценовой конъюнктуры, они сводят к минимуму негативные моменты членства Украины в ВТО. На сегодняшний день отрасль реализует на внутреннем рынке чуть больше 20% своей продукции. Даже АвтоЗАЗ кузова для своих автомобилей прессует не из металла "Запорожстали". Но уже сейчас металлурги активно кооперируются с машиностроителями, и в ближайшие годы это наверняка даст результат.

Лобби "против"

Свои опасения по поводу последствий присоединения Украины к ВТО высказывают, в основном, представители легкой промышленности, пищевики, сельхозпереработчики и аграрии, которые опасаются вследствие снижения таможенных барьеров массированного дешевого импорта. Аграрии — главные противники вступления Украины в ВТО. Отрасль психологически не готова к конкуренции с западными компаниями, которые пользуются значительно большими субвенциями со стороны своих правительств. Лидер аграрного лобби, народный депутат Екатерина Ващук, считает, что сельское хозяйство страны ожидает крах, если объем государственных дотаций в ближайшие годы будет меньше 10 млрд грн. Тем временем, Всемирная торговая организация выдвинула условие, что эта сумма не может превышать $1,37 млрд. Впрочем, этим противоречия не заканчиваются, а только начинаются.

Наиболее агрессивно против членства Украины в ВТО выступают владельцы маслоперерабатывающих заводов, а также хозяйств, занимающихся выращиванием свеклы. Первые опасаются, что снятие таможенных ограничений приведет к вывозу за рубеж урожая подсолнечника, вторые уверены, что страну заполонит сахар, изготовленный из бразильского и австралийского тростникового сырца. Угловатые попытки правительства найти с аграриями компромисс остаются безуспешными.

В отличие от металлургии, в украинском АПК процесс создания многоуровневых холдингов стартовал относительно недавно. Серьезным препятствием является запрет на торговлю земель сельхозназначения. Существующие холдинги находятся не на той стадии развития, чтобы разрабатывать и реализовывать собственные программы подготовки к вступлению в ВТО. В итоге главные надежды в этой сфере возлагаются на государство. Но достаточно один раз побывать на заседании Академии аграрных наук Украины, чтобы составить абсолютно реалистичное представление о ее способностях. Сознание большинства членов аграрной научной элиты остановилось в развитии на уровне 1970-80-х годов. Как следствие отрасль не имеет полной и обоснованной программы противодействия угрозам, связанным с ВТО.

Между тем, эксперты независимых аналитических центров, специализирующихся на аграрной тематике, сходятся во мнении, что выход может быть только один: укрупнение бизнеса. Молочные фермы должны принадлежать молокозаводам, а посевы подсолнечника — маслокомбинатам. Уже в 2004 г. опыт некоторых холдингов показал, что сахар из свеклы может быть в два раза дешевле тростникового. Но для этого нужно повысить урожайность и снизить энергозатраты переработки. Лишь в этом случае главный козырь украинской экономики — дешевая рабочая сила — становится решающим в конкуренции с иностранными компаниями.

Пока же Кабинет Министров и аграрии, вместо поиска компромисса, заняты агрессивным противостоянием в Верховной Раде. Правительство идет в обход и активно договаривается о голосовании за законы по ВТО с депутатами, не имеющими интересов в АПК, но аграрное лобби успешно эти атаки отбивает. Две недели назад Рада отказалась ввести нулевую пошлину на экспорт живого скота и 15%-ную пошлину на экспорт кожсырья с 1 января 2006 г. Именно после этого голосования многим наблюдателям стало очевидно, что о вступлении во Всемирную торговую организацию можно забыть еще на год. Ведь не проголосованными остаются еще более болезненные для отрасли законопроекты, связанные с сертификацией и стандартизацией.

Ближайшие перспективы

Уже сейчас понятно, что Украина не успеет вступить в ВТО в 2005 г. Причем некоторые эксперты полагают, что это произойдет не ранее 2007 г. "У Украины нет шансов закончить все переговоры по вступлению во Всемирную торговую организацию до шестой министерской встречи в Гонконге, которая состоится в декабре текущего года", — так, к примеру, считает генеральный директор ВТО Паскаль Лами. Абсолютно здравое заявление главного ВТОшника вызвало бурю негодования среди украинских политиков. К примеру, заместитель министра иностранных дел Антон Бутейко даже назвал слова г-на Лами безответственными. И абсолютно зря: именно в бытность свою комиссаром ЕС по вопросам торговли г-н Лами сделал довольно много для того, чтобы ЕС подписала с Украиной двусторонний протокол о доступе на рынки товаров и услуг. И он мог бы быть нашим хорошим союзником в Женеве.
Впрочем, в отсрочке даты вступления нет ничего плохого. Если только Украина успеет подготовить к этому свою экономику. Это касается как правительства, так и предпринимательских кругов. Ведь сегодня все споры ведутся вокруг размеров таможенных тарифов, которые уже согласованы примерно на 98%. И по большому счету, за редким исключением присоединение к ВТО не приведет ни к росту массированного импорта, ни к существенному росту экспорта. Другое дело — внутренние реформы, которые необходимо провести в соответствии с нормами ВТО. К примеру, каким образом выстраивать систему государственной поддержки тех или иных отраслей. Если учесть, какой уровень субсидий в Украине получает экономика от государства, то в случае, если правительство не разберется, как это делается в условиях ВТО, лечь в конкурентной борьбе с иностранными производителями могут, без преувеличения, целые отрасли.

СПРАВКА "ВД"

По состоянию на 01.10. 2005г. Украина подписала протоколы о доступе на рынки товаров и услуг с 38 государствами-членами рабочей группы ВТО по Украине. Переговоры продолжаются с США, Австралией, Тайванем, Египтом, Колумбией, Хорватией, Панамой, Эквадором, Киргизией и Арменией.

    Реклама на dsnews.ua