• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.6
Спецпроекты

ЗАПРЕТНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ

Реклама на dsnews.ua

Пока власть кардинально не изменит разрешительную систему добычи полезных ископаемых, частный бизнес будет с опаской вкладывать деньги в украинские недра.

$150 тыс. на душу населения — примерно в такую цифру эксперты оценивают разведанные на территории Украины полезные ископаемые. Несмотря на явную привлекательность подобного бизнеса в других странах, государственные предприятия в Украине по-прежнему доминируют в отрасли, по объемам добычи намного опережая аналогичные показатели частных компаний.

Хотя с другой стороны, говорить о государственной монополии в сфере добычи полезных ископаемых уже не приходится: вопреки многочисленным бюрократическим преградам, сопротивлению конкурентов из госсектора и тотальной коррупции в сфере лицензирования инвесторам удается довольно успешно осваивать секреты недропользования. Так, по разным оценкам, от 80 до 90% предприятий, занимающихся добычей и производством облицовочного камня, уже находятся в частной собственности. В тоже время, как показало расследование журналистов "ВД", растущий интерес инвесторов к добыче полезных ископаемых искусственно сдерживается целой армией коррумпированных чиновников, зарабатывающих сотни миллионов гривен на выдаче разрешительных документов и всевозможных согласований.

История одного лицензирования

Добыча полезных ископаемых в Украине всегда была тесно связана с политикой, а точнее с политиками, стоявшими во главе ведомств, контролировавших эту деятельность. Как правило, смена руководства ответственных за недра чиновников влекла за собой смену порядков в отрасли, что не лучшим образом отражалось на ее предприятиях. Самый крупный скандал разразился в июне 2003 г., когда на заседании СНБОУ Министра экологии Сергея Шевчука обвинили в незаконной выдаче лицензий на разработку месторождений. Хотя, по слухам, скандал вокруг этих лицензий был спровоцирован окружением Леонида Кучмы из-за того, что одна из фирм, получившая лицензию, имела отношение к "Нашей Украине". В результате "разборок" г-н Шевчук ушел в отставку, а права по лицензированию добычи полезных ископаемых были переданы от Минэкологии к созданному накануне Госкомитету природных ресурсов. Впрочем, в прошедших административных рокировках были и положительные моменты: впервые с момента независимости в 2004 г. лицензии в Украине должны были (по замыслу правительства — прим. "ВД") продаваться на открытых аукционах, а не выдаваться как раньше. Однако на практике торжества "прозрачности" власти не получилось: глава Госкомприродоресурсов Сергей Злочевский продолжил преспокойно снабжать лицензиями "свои" компании, по сути, пользуясь старыми правилами.
Ведь, несмотря на то что выдача и переоформление лицензий до декабря 2004 г. были практически полностью заблокированы (не был разработан и принят порядок проведения аукционов, а первый аукцион состоялся лишь 17 декабря 2004 г. — прим. "ВД"), г-н Злочевский ухитрился выдавать лицензии. С приходом к власти Президент Виктор Ющенко в феврале 2005 г. ликвидировал злополучный Комитет по природным ресурсам и вернул Министерству охраны окружающей природной среды права на выдачу лицензий. Очередная перестановка кадров проблемы не решила. В первом полугодии 2005 г. в Украине опять начался "вынужденный" мораторий на выдачу и продление лицензий, поскольку в бюджете-2005 г. было прописано, что выдача лицензий на геологическую разведку и промышленную разработку месторождений полезных ископаемых должна проводиться на основании специального закона об аукционах. Поэтому в первом полугодии 2005 г. компании, у которых закончился срок лицензии, были вынуждены простаивать, или искать способ продолжить работу в обход действующего законодательства. По слухам, этот период стал "золотым" временем для многочисленных проверяющих из числа чиновников, ответственных за недропользование, которые за определенную мзду закрывали глаза на временное отсутствие лицензий у частных компаний.

Лишь 30 августа КМУ принял постановление "О порядке проведения аукционов по выдаче специальных разрешений (лицензий) на разработку месторождений природных ископаемых в 2005 г.", после чего Минохраны окружающей среды стало готовиться к новому аукциону и переоформлять лицензии.

Подводные камни покупки лицензии

Сегодня цена лицензии на добычу полезных ископаемых — один из основных камней преткновения между предпринимателями и чиновниками. Чиновники утверждают, что стоимость лицензии сравнительно низкая. Почти все опрошенные "ВД" предприниматели, работающие в сфере разработки недр, заявляют, что стартовые цены на лицензии необоснованно завышены. К примеру, если во время тендеров была фиксированная цена лицензии (около 340 грн. — прим. "ВД"), то на первом же аукционе 17 декабря 2004 г. стартовая цена самой дешевой лицензии достигла 4,6 тыс. грн. плюс почти 11 тыс. грн. за пакет геологической информации. Начальную цену лицензии устанавливает Минэкологии. Причем, по информации из некоторых источников, довольно часто она превосходит самые смелые ожидания. К примеру, предполагаемое месторождение природного газа, которое называется "структура Палласа" (находится в зоне континентального шельфа Черного моря), Минэкологии предварительно оценило в $2 млн.

Реклама на dsnews.ua

Хотя опрошенные "ВД" специалисты считают эту цену слишком высокой, поскольку месторождение, по сути, еще не до конца исследовано, и риски, связанные с его разработкой, могут просто не окупиться. К примеру, для того чтобы определить объемы имеющегося там газа, необходимо пробурить, как минимум три-пять пробных скважин, каждая из которых стоит 50-60 млн. грн.

По неофициальным данным, в Минохраны природной среды лежит сегодня до 2 тыс. заявок на переоформление или продление лицензий на разработку различных месторождений. Как говорят сами предприниматели, оформление разрешительной документации на разработку месторождения вполне может затянуться на несколько лет на этапе согласования земельных вопросов и разрешений с местными властями. По новому положению об аукционах согласование с местными властями должно проводить Минэкологии (ранее этим занимались сами инвесторы — прим. "ВД".) Кроме того, министерство должно согласовывать вопрос продажи лицензии с МЧС, Минздравом, администрацией Гостаможслужбы, Минтрансом и Минагрополитики.

Казалось бы, такие изменения должны быть на руку бизнесу, поскольку с них снимается часть хлопот по улаживанию вопросов с местными властями, однако сами промышленники далеко не в восторге от нововведения. Как считает первый вице-президент компании "Укрнадрасервис" Игорь Лескив, учитывая несогласованность в работе органов власти и традиционную волокиту, подготовка министерством документации к аукционам может растянуться на долгие месяцы. Похожего мнения придерживается и технический директор ЗАО "Рось" Андрей Иванов: "Спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Тем более что Минэкологии все равно не оформляет всех документов, необходимых для начала разработки месторождения".

Особый вопрос — обоснованность выдачи лицензий и квалификация компаний, их покупающих. При старой системе, как правило, тендеры выигрывали никому неизвестные компании без опыта работы и необходимых средств. Естественно, не без помощи чиновников. Так произошло с Прудянским гранитным карьером в Полянском районе. Его продали частной компании, которая вместо того чтобы добывать щебень, занялась распродажей оборудования предприятия стоимостью 2 млн. грн. Когда же появился другой инвестор, пожелавший вкладывать деньги в разработку месторождения, на месте гранитного карьера он нашел лишь яму, затопленную водой и разваленные помещения.

Получить лицензию это еще не все. После необходимо оформить еще ряд документов (см. схему), и, если у вас не сложились отношения с местными властями, на это может уйти несколько лет. Одними из самых проблемных в этом отношении, являются земельные вопросы. И это еще хорошо, если земля, на которой находится месторождение, входит в земли запаса сельсовета или района. Тогда еще есть возможность взять эту землю в долгосрочную аренду. Но при распаевании земель бывших коллективных сельхозпредприятий большинство неразработанных месторождений оказалось на землях, принадлежащих частным собственникам. При проведении земельной реформы никто просто не вспомнил о полезных ископаемых, и теперь потенциальному инвестору придется иметь дело с десятками, если не с сотнями частных землевладельцев. В этом случае стоимость аренды или покупки земли может достичь астрономических сумм. Помимо того, чтобы получить согласие владельцев на разработку месторождения, необходимо компенсировать все убытки, которые несет землевладелец в случае передачи земли, в том числе и не полученные доходы. Здесь тоже выходит кругленькая сумма. Так, по словам президента ПКФ "Старк" Вячеслава Исиченко, занимающегося добычей песка, получив 20 га земли сельхозназначения, его предприятию пришлось уплатить собственникам только "за потерю возможной сельхозпродукции 1 млн 400 тыс. грн. единоразово". При этом, по его словам, ежемесячная сумма аренды земли составляет более 22 тыс. грн.

Риски после лицензии

Но самым опасным для инвесторов является отсутствие гарантий того, что компания, проведя геологическую разведку месторождения, получит в дальнейшем лицензию на его промышленную разработку. Одним из нашумевших случаев, стала выдача лицензии на разработку Акташского месторождения газа в АР Крым. Его геологическую разведку провела украинско-канадская компания "КрымТехасНефть", однако получить разрешение на промышленную разработку Акташа в 2001 г. ей так и не удалось. Кроме того, на промразработку этого месторождения претендовала компания "Черноморнефтегаз", председателем правления которой является бывший зять Леонида Кучмы Игорь Франчук.

Ни одна, ни другая компания так и не смогли собрать все необходимые документы для получения лицензии. Им не удалось получить разрешение на работы от властей Ленинского района АР Крым. По слухам, председатель районной администрации ухитрился получить от обеих компаний финансовую "помощь", однако разрешения так никому и не подписал. Счастливым обладателем как этого заветного документа, так и лицензии на разработку Акташа стала малоизвестная компания "Крымтопэнергосервис", которая, по некоторой информации, зарегистрирована в Симферополе на частной квартире. Причем, как считает директор "КрымТехасНефти" Тарас Солтис, этой компании удалось в короткие сроки оформить документы потому, что она незаконно воспользовалась уже готовой документацией украинско-канадской компании. И "КрымТехасНафта", и "Черноморнефтегаз" стали оспаривать в суде выдачу лицензии "Крымтопэнергосервису", однако официальных результатов пока что нет.

Чтобы переоформить лицензию на разработку месторождения, в Украине тоже необходим не один год. Дело тормозится то очередями, то "нечаянными" запретами на выдачу лицензий, то их переоформление оттягивается по никому не известным причинам. Так, к примеру, ЗАО "Рось" подала на переоформление лицензию на разработку Северо-Танского месторождения гранита в Черкасской области еще 19 сентября 2004 г. Однако до сих пор она не переоформлена. "Механизмы выдачи лицензий постоянно меняются, и это создает нервозность в среде предпринимателей. Как сегодня можно привлекать капиталы, и какой серьезный инвестор поверит нам, если у меня сейчас вместо гербовой лицензии есть лишь расписка о том, что ее приняли на переоформление?" — говорит технический директор ЗАО "Рось" Андрей Иванов.
Уже после начала работ предпринимателей, занимающихся добычей полезных ископаемых, ждет еще один сюрприз. По закону разработчик месторождения должен выплатить в районный бюджет на социально-культурное развитие до 25% от стоимости всех работ. Причем местные власти могут требовать единоразовую выплату этой суммы, поскольку закон не запрещает им подобного, и это при том что стоимость работ может достигать нескольких десятков миллионов гривен.

Не в пользу бизнеса и высокие кредитные ставки. Так, генеральный директор ЗАТ "Капустянский гранит" Равиль Абиулин рассказывает: "Сегодня невозможно взять кредит меньше, чем под 20% годовых. А для того чтобы наладить производство на новом месторождении, в него надо вложить около 15 млн грн. Так, какой же должна быть рентабельность предприятия, чтобы выплатить такие проценты?". Сюда можно добавить и политическую нестабильность, которая, по словам г-на Абиулина, способствует нестабильности спроса на стройматериалы.

Еще одной опасностью, подстерегающей инвесторов, являются проверки деятельности предприятий, которые чиновники нередко использовали для того, чтобы переделить наиболее прибыльные месторождения. После такой проверки у предпринимателя могут отобрать лицензии на основании того, что он якобы не выполнил своих обязательств или нарушил правила пользования недрами. Причем, как показывает практика, чиновники, отбирающие лицензии, не всегда обращают внимание только на те результаты проверки, которые им выгодны. Так, у ДП "Полтавнефтегазгеология" лицензию на разработку Сахалинского месторождения газа отобрали, невзирая на положительные результаты исследования Украинского института природных газов, которое показало, что компания выполняет все свои обязательства.

Что делать

Большинство предпринимателей, работающих в сфере добычи природных ископаемых, сходятся во мнении, что для создания нормальных условий работы необходимы гарантии стабильности. "Нужно прекратить вакханалию с перетягиванием одеяла на себя в сфере управления добычи полезных ископаемых, — говорит Андрей Иванов. — У нас как новое правительство, так и реструктуризация какая-то. Недра, конечно, лакомый кусок, но страдает от постоянного передела прежде всего экономика. Бизнесу очень важно знать, что он приходит за документами в орган (им может быть и министерство, и комитет, все равно), который отвечает за сроки, установленные законом".

Остается открытым вопрос о законодательной защищенности инвестора в отрасли добычи полезных ископаемых. Как утверждает народный депутат, глава комитета ВР по экологической политике и природопользованию Геннадий Руденко, "сегодня в сфере добычи полезных ископаемых акцент карательной машины направлен главным образом на бизнес, у которого прав почти нет. На мой взгляд, нынешняя система лицензирования защищает лишь государство, оставляя инвестора беспомощным. Такая ситуация устраивает госкомпании, которые таким образом могут лоббировать свои интересы в профильных министерствах".

Сложившееся положение вещей, по мнению некоторых экспертов, тормозит приход крупных иностранных инвесторов Украину. Так, Тарас Солтис считает, что серьезные мировые нефтедобывающие компании не пришли в Украину потому, что "существующее законодательство не дает им никаких гарантий безопасности, и система власти сильно коррумпирована. В Украине нефть — это политика".

Нерешенными остаются и земельные вопросы. Так, до сих пор компании, разрабатывающие месторождения, не имеют права выкупать землю, на которой они находятся. Однако совсем недавно народные депутаты Олег Самлин и Игорь Еремеев подали в ВР законопроект, которым предполагается разрешить государству, органам местного самоуправления и юридическим лицам выкупать землю для добычи полезных ископаемых. Непростая ситуация с недропользованием усугубляется тем, что в Украине второй год заблокирован процесс выдачи и переоформления лицензий из-за полного отсутствия законодательной базы, что делает полностью невозможной дальнейшую работу частных компаний.

Поэтому, если уже в ближайшее время власть не сможет обеспечить безопасность бизнесу в отрасли и создать приемлемые условия работы, не исключено, что бизнес по добыче полезных ископаемых может полностью перейти в руки коррумпированных чиновников и подконтрольных им компаний.

СПРАВКА

Некоторые месторождения, которые планируются к продаже на ближайшем аукционе Министерством охраны окружающей природной среды

1) Червоноярское нефтегазовое Месторождение, Харьковская обл. (в 2004 г. выставлялся на торги по стартовой цене 560,102 тыс. грн. — прим. "ВД")

2) Нефтегазовые месторождения на шельфе Черного моря

3) Структура Палласа (месторождение газа, расположенное на Керченско-Таманском шельфе Черного моря — прим. "ВД")

4) Хуторянское месторождение янтаря,

5) Моршинское месторождение минеральных вод, Львовская обл.

6) Павловское месторождение гранитов, Винницкая обл.

7) Верхневызницкое месторождение андезитов, Закарпатская обл., Мукачевский р-н

Схема получения разрешительной документации на разработку месторождения полезных ископаемых

1. Министерство охраны окружающей природной среды согласовывает разрешение на выдачу лицензий на разработку месторождения в сельском совете, райсовете и облсовете.

2. Минохраны окружающей природной среды согласовывает вопрос о продаже лицензий с МЧС, Минздравом, ГТСУ, Минтрансом и МинАП.

3. Министерство охраны окружающей природной среды размещает в газете "Урядовий кур" р" объявление о проведении аукциона.

4. Компании-претенденты подают заявку на участие в аукционе. А также предоставляют пакет документации, подтверждающий финансовую состоятельность компании и наличие у нее опыта работы в сфере добычи полезных ископаемых, вносит залог, оплачивает участие в аукционе и приобретает информацию о месторождении.

5. Министерство охраны окружающей природной среды проводит аукцион и по его итогам определяет победителя.

6. Победитель аукциона покупает лицензию в Министерстве охраны окружающей природной среды.

7. Владелец лицензии заказывает в институте проект горного отвода и утверждает его в облсовете, а затем в Госкомитете Украины по надзору за безопасностью труда.

8. Владелец лицензии получает земельный отвод в сельском и райсоветах.

9. Владелец лицензии утверждает в Министерстве охраны окружающей природной среды Проект промышленной разработки месторождения.

10. Владелец лицензии составляет договор о пользовании землей, на которой находится месторождение, с ее владельцами.

11. Владелец лицензии получает в Министерстве охраны окружающей природной среды разрешение на эксплуатацию промышленных сооружений и приступает к разработке месторождения.

    Реклама на dsnews.ua