• USD 39.8
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Скважины для азартных

Реклама на dsnews.ua

Правительство намерено предложить иностранным инвесторам пойти в нефтегазовую разведку. Инвесторы думают.
 После удачной сделки по продаже "Криворожстали" правительство кинуло клич министерствам с призывом составить списки иностранных инвесторов на наиболее денежные проекты. По информации "ВД", самые большие надежды Кабмин связывает не с металлургией, которая уже почти полностью частная, а с добывающей промышленностью, прежде всего нефтегазовой. Эта отрасль требует миллиардных капиталовложений, которые государство в обозримом будущем вряд ли потянет. Насколько стало известно "ВД", Минохраны окружающей природной среды уже готовит список разведанных и перспективных территорий, которыми могли бы заинтересоваться зарубежные компании. Инвесторы в свою очередь все пристальнее присматриваются к специфическим условиям, в которых работает отечественная добывающая отрасль.

Доля частных компаний в ней не превышает 15%. Музыку здесь заказывают такие государственные монстры, как НАК "Нафтогаз України" и ОАО "Укрнафта". Больших денег, необходимых для внедрения современных технологий бурения и добычи, у них нет, потому недра осваиваются по старинке — с огромными потерями времени и энергоресурсов. К примеру, формальная стоимость бурения одной глубокой скважины может достигать $2 млн. При этом лишь половина этой суммы расходуется напрямую. А если бы было возможно проследить пути второй половины, можно было бы ответить на вопрос, почему люди, работающие во главе украинских нефтегазовых монополистов, покидают свои посты миллионерами. Официальная рентабельность двух главных добывающих компаний страны на протяжении последних пяти лет колеблется от 20 до 40%. Компаниям, собирающимся прийти в этот бизнес, вряд ли стоит сразу ориентироваться на эти показатели. Во-первых, мощность того или иного месторождения до конца невозможно предугадать, пока не началась добыча. Во-вторых, в Украине каждый год так резко меняется рента, что рассчитать рентабельность даже на ближайшие несколько лет нереально. В 2005 г. рента изменялась дважды. В ходе последних изменений в госбюджет парламент отменил специальные льготы, предусмотренные для добычи трудно извлекаемых запасов.

Учитывая такие условия, неудивительно, что крупные международные компании пока своим вниманием Украину не баловали. В последний раз представители компании "Бритиш Петролеум" предлагали еще президенту Леониду Кучме взяться за освоение всего Приднепровского региона, но получили от ворот поворот. В итоге частные инвестиции в отрасли преимущественно представлены слабенькими проектами в $10-20 млн, чего с трудом хватает на грубую добычу архаичными способами. Больше денег отечественные народные депутаты вложить в этот бизнес пока не в силах. Ведь именно нардепы — реальные хозяева большинства фирм, осваивающих месторождения частным образом. Как следствие, нефтегазовые фирмы зачастую являются главными казначеями повседневных затрат крупных и маленьких украинских партий. В связи с этим, кстати, последние проверки законности получения лицензий на освоение недр, инициированные Минохраны окружающей природной среды, многие политические обозреватели тут же связали с приближением парламентских выборов.

Не имея прямых связей с какой-либо из партий или хотя бы покровительства со стороны влиятельного политика, пробиться в украинский добывающий бизнес крайне сложно. Сегодня, похоже, ситуация изменилась. Даже хорошие отношения с руководством Минохраны и лидером партии, входящей в правительственную коалицию, не дают никаких гарантий. Во-первых, приближаются выборы, после которых состав коалиции наверняка изменится, во-вторых, даже в этом году в провластном блоке произошли перестановки, связанные с уходом в оппозицию Юлии Тимошенко. В итоге инвесторы вынуждены идти на поклон к единственному государственному чиновнику, который не боится увольнения, — Президенту Украины.

Не секрет, что в беседах с иностранцами, украинские чиновники нередко дают понять, что иностранным инвесторам значительно упростит вхождение в бизнес создание совместного предприятия с государственным предприятием. Это сразу дает доступ к месторождению и режим максимального благоприятствования на центральном и регональном уровнях. Правда, на этапе последующего раздела имущества неизбежен конфликт, поскольку украинское законодательство в этой сфере крайне запутано. Впрочем, эти проблемы вполне решаемы в суде, поскольку у частных компаний юристы традиционно сильнее, чем у государственных. В последнее время чаще всех в подобных конфликтах фигурирует НАК "Надра Украины" — предприятие, отвечающее за геологическую разведку новых месторождений. Его возглавляет Игорь Романенко, одна из самых знаковых фигур в этой отрасли. Достаточно упомянуть, что, по данным "Юридической газеты", его брат Владислав Романенко является соучредителем фирмы, которая в прошлом году после загадочного банкротства приобрела госкомпанию "Балаклеяпромгеофизика" (Харьковская область).

Как видим, общая картина довольно невзрачная. Понимая, что конкуренцию с модными иностранными компаниями не потянуть, украинские бизнесмены-политики используют защитные коррупционные барьеры. Но в последнее время ситуация все же меняется, что связано прежде всего с политикой Президента. Виктор Ющенко в ходе личных переговоров с иностранными инвесторами, желающими заниматься добычей газа или нефти в Украине, никаких требований не выдвигает и тут же дает поручение правительству оказать поддержку проекту. Исходя из того что энергоносители стремительно дорожают и в нашей стране являются дефицитом, приход новых мощных игроков на этот рынок выглядит неизбежным. Учитывая дефицит бюджетных средств на изучение новых месторождений и планы по ликвидации НАК "Надра України", привлечение частного капитала, скорее всего, будет сосредоточено именно на геологической разведке. В планах Минохраны природы — проведение открытых аукционов на право освоения газоносных территорий. Принцип торгов наверняка будет скопирован с удачного опыта "Криворожстали".

ГЛАВНЫЕ ВЫВОДЫ О НЕФТЕГАЗОВОМ БИЗНЕСЕ В УКРАИНЕ

Реклама на dsnews.ua
  • Рентабельность бизнеса: 20-40% — у госкомпаний, у других — в большей степени зависит от условий добычи.
  • Средний порог вхождения в бизнес — $10-15 млн.
  • Обязательны контакты на уровне руководства провластных партий, желательно — непосредственно с Президентом.
  • Взяткоемкость: суммы вымогательств со стороны госчиновников может достигать $10 млн с одного проекта.
  • Налоговая нагрузка крайне нестабильна и имеет тенденцию к повышению.
  • Дефицит бюджетных средств на геологическую разведку стимулирует государство привлекать частный капитал именно в эту сферу.
  • Исходя из дефицита энергоресурсов в Украине, отрасль в долгосрочной перспективе привлекательна для инвестирования.
    Реклама на dsnews.ua