• USD 39.5
  • EUR 42.1
  • GBP 49.3
Спецпроекты

Виагра для сбыта

Реклама на dsnews.ua

Альтернатива кредитованию — факторинг — может стать тем оружием, с помощью которого банки попытаются переделить клиентскую базу.

Что такое факторинг? Он не является формой кредитования. По своей природе — это аванс от банка предприятию под будущие поставки. У наших соседей по СНГ, в частности, в России, банки настолько вошли во вкус, что стали использовать даже так называемый "черный" факторинг, направленный на минимизацию НДС. Не исключено, что такая схема будет востребована и в Украине. Но со временем. Пока же можно говорить лишь о том, что факторинг в Украине перестает быть диковинкой. Если за шесть месяцев 2005 г. совокупный портфель украинских банков по данному виду услуг составил 190 млн грн., то по состоянию на конец сентября этот показатель практически удвоился. А если учесть, что эта услуга наиболее востребована со стороны растущего бизнеса, у финансистов появляется неплохая возможность передела клиентской базы.

Факторинг инда Хаус

В Европе факторинг активно стал развиваться в 60-х годах. прошлого века. Сегодня объем этой услуги в Старом Свете составляет 10% ВВП, в то время как в Украине эта цифра достигает ничтожных 0,14% ВВП. Инициативу по предоставлению такой услуги во всем мире уже давно перехватили банки. Хотя, все еще остаются профессиональные факторы, предоставляющие коммерческий факторинг (например Национальная Факторинговая Компания в РФ), в отличие от банковского.

Хотя эта услуга и обходится дороже кредита, однако позволяет за короткий промежуток времени существенно нарастить объемы сбыта. Вот почему факторинг в первую очередь начали активно осваивать украинские компании, оперирующие на рынках с высоким уровнем конкуренции. Например, продуктов питания, алкоголя, ритейла, бытовой химии. "Далеко не все компании, имеющие высокий потенциал роста, могут обеспечить стремительное развитие бизнеса, используя лишь традиционное кредитование. Компании все больше осознают преимущества, которые они получают, используя факторинг. Это и беззалоговое финансирование, и покрытие дефицита обротных средств, увеличение объема продаж и захват доли рынка", — убеждена Ирина Цебро, директор департамента развития банковских продуктов АБ "АЖИО". "У нас были случаи, когда обороты компаний, воспользовавшихся факторингом, за полгода увеличивались в 7,5 раз", — говорит Олег Большаков, начальник управления факторинга "ТАС-Коммерцбанка".

Прибегая к факторингу, поставщик, по сути, получает возможность предоставить своим клиентам отсрочку платежа, но при этом не иметь проблем с обеспечением необходимого уровня оборотных средств и получать деньги за проданный товар, не дожидаясь наступления времени "Ч". Эту головную боль берет на себя банк, которому поставщик за определенную плату переуступает право требования платежа.
Ключевой момент — факторинг в классическом варианте не требует залога. Однако это вовсе не означает, что банк относится менее щепетильно к сделке. Прежде чем заключить соглашение о факторинге, финансисты тщательно проанализируют перечень тех субъектов, под поставки которым может быть предоставлен аванс.

Марина Подкаменная, ведущий экономист отдела активно-пассивных операций запорожского территориального филиала КБ "БИГ Энергия", рассказала, что иногда в банк обращается не само предприятие, а покупатель его продукции. Он просит профинансировать поставщика по факторинговой схеме, дабы получить отсрочку платежа. Однако после следует стандартная процедура анализа документов и истории поставщика, установления лимитов, сроков и т.д.

Тем не менее избежать просрочек не удается. В среднем 8-10% платежей, производимых в рамках факторинговых схем, в Украине осуществляются несвоевременно. Причины самые разные — от злого умысла покупателей до банальной халатности: подумаешь, не заметили, что деньги нужно перечислять не как обычно, на счет поставщика, а непосредственно банку. Или же, к примеру, качество поставленного товара оказалось плохим, что потребовало его возврата. Посему, чтобы обезопасить себя от неплатежей, банкиры, оказывая услуги факторинга, оставляют за собой право регресса. В случае несвоевременной оплаты покупателем поставленного товара оно дает основание финансистам передать право требования денег обратно поставщику. "Мы предлагаем клиентам поработать полгода с регрессом, а после — пусть выбирают, хотят ли они работать по факторингу без регресса (такая схема более дорогая — прим. "ВД"). К этому времени платежная дисциплина, как правило, нормализуется. Однако до сих пор никто из клиентов не остановил свой выбор на такой схеме (без регресса — прим. "ВД")", — отмечает г-н Большаков.

Реклама на dsnews.ua

По упорным слухам, часто банк, к которому поставщик обращается за факторингом, требует от него перейти на расчетно-кассовое обслуживание. Официально такая практика отрицается. Мол, обязательное условие для всех без исключения клиентов — открыть транзитный счет в данном банке.

Простор для творчества

Предоставлением факторинговых услуг, альтернативных кредитованию, в Украине сегодня занимаются несколько десятков банков. Приблизительно 31% совокупного портфеля (125 млн грн.), по оценкам экспертов, приходится на "ТАС-Коммерцбанк". Вслед за ним идет Укрсоцбанк — около 20% рынка (80 млн грн.). "Второй дивизион" состоит из ПриватБанка, КБ "БИГ Энергия", КБ "Факториал", "Индэкс-банка", "ВАБанка", КБ "Днистер", КБ "Петрокоммерц-Украина", КБ "Украинская финансовая группа". В Германии, где факторинг регламентируется законодательством (факторинг отнесен к банковским операциям, а факторинг с регрессом — к небанковским), рынок клиентов компаний, предоставляющих эту услугу, составляет 2,5 тыс. клиентов. В то время как на родине факторинга — Великобритании, — где законодатели не нажимают на принятие профильного законодательства, рынок факторинга достигает 35 тыс. клиентов. С оглядкой на сказанное можно отметить, что условия для развития рынка в Украине складываются неплохие — специального законодательства, регулирующего рынок факторинга, в Украине до сих пор нет. Самое жесткое из существующих требований для поставщика — уведомлять должника о переуступке требования, а для банков — утверждать лимиты и стоимость финансирования по каждому генеральному факторинговому соглашению на заседании кредитного комитета.

Большинство опрошенных финансистов к сложившемуся положению вещей относятся довольно спокойно. Неудивительно, ведь оно открывает простор для творчества, читай — конкуренции.

Этот же вид деятельности декларируют около двух десятков небанковских финансовых учреждений, причем реально, по оценкам экспертов, факторингом занимаются не более пяти таких структур. Из них наибольшую активность проявляют "АРМА" и "Первая факторинговая компания". По данным Госфинуслуг, во втором квартале 2005-го компании в общей сложности заключили 37 договоров финансирования на общую сумму 13,6 млн грн. (для сравнения — в первом квартале 2005 г. этот показатель составил всего 6 млн грн.). Цифры более чем скромные, если сравнивать с банковским сектором. Тем не менее в будущем эксперты не исключают усиления конкуренции.

Людмила Лебедева, заместитель генерального директора "Первой факторинговой компании", считает, что небанковские учреждения изначально способны более гибко приспосабливаться под нужды клиентов, в отличие от банков, работа которых более формализована. Впрочем, она признает, что пока что денег больше у подопечных НБУ.

Из-за жестких требований НБУ к резервированию, оказывать услугу факторинга способны сегодня, в основном, крупные банки, обладающие достаточными средствами для покрытия рисков. Именно они, по мнению, Натальи Лебедевой, начальника управления кредитования корпоративных клиентов КБ "Петрокоммерц-Украина", станут первыми, кто активно возьмет этот инструмент на вооружение для возможного передела клиентской базы. "Рынок кредитования предприятий уже переделен, но с помощью факторинга можно переманить (на обслуживание в банк — прим. "ВД") крупные предприятия", — убеждена г-жа Лебедева.

"Учитывая высокий потенциал развития этого рынка и ограниченное количество его участников — банков и факторинговых компаний —сейчас можно говорить о конкуренции между ними лишь за привлечение предприятий, уже использующих услуги факторинга", — говорит Ирина Цебро.

Людмила Лебедева видит будущее в объединении усилий факторинговых компаний и банков: первые будут оказывать услугу, вторые — финансировать и обслуживать потоки. Людмила Лебедева уверена, что число компаний, стремящихся предоставлять услуги факторинга, будет расти еще очень долго. "Есть обширнейшее поле для работы — предприятия нуждаются в финансировании под дебиторскую задолженность", — считает она. Действительно, по итогам августа дебиторская задолженность предприятий за поставленные товары и оказанные услуги составила 171,9 млрд грн. Из этой суммы более 70% — не просроченные обязательства, потенциально пригодные для финансирования в рамках факторинга.

По мнению Натальи Лебедевой, в будущем конкуренция многократно усилится. С каждым годом клиенты все больше будут созревать для этой услуги. "Крупные предприятия и холдинги не могут себе позволить только кредитоваться, они пользуются все большим количеством услуг банков. Еще пару лет назад таких было гораздо меньше", — утверждает эксперт. Наталья Лебедева указывает на опыт России, где услуга уже востребована и привычна. "Ситуация в Украине напоминает мне историю внедрения пластиковых карточек: сейчас мы навязываем услугу, а со временем все поймут, что факторинг — удобно и выгодно", — подытожила эксперт.

Другое дело, насколько готовы украинские финансовые учреждений к активным инвестициям в новый вид услуг. Пока никто еще не оценил рынок факторинга и не просчитал риски. В то же время, по мнению экспертов, ни одно из выше приведенных условий не сможет помешать факторингу развиваться в Украине. Так что среднему бизнесу пора становиться в очередь.

СПРАВКА "ВД"

Ключевое отличие факторинга от кредита — наличие дополнительных услуг. В классическом варианте — по каждой поставке клиента банк взимает отдельно плату за выдаваемое финансирование и отдельно — комиссионные за сопутствующие услуги. "Основные виды комиссии: за финансирование, за сопровождение и управление поставками и дебиторской задолженностью, за обработку документов, плата за риск (самая высокая — для факторинга без регресса). Как они берутся: разово или при осуществлении каждой сделки, или объединяются с платой за финансирование, — зависит от банка", — рассказала Наталья Тиховская, начальник управления факторинговых услуг Укрсоцбанка.

Банк ведет учет всех сделок, по которым выдано финансирование, проводит их анализ и показывает клиенту слабые места.

Отсрочка платежа, которую соглашается финансировать банк, зависит от вида факторинга и отрасли, в которой работает поставщик. В среднем эти сроки варьируются в пределах 7-90 дней. Аналогично, есть и некие минимальные суммы поставок, ниже которых факторинг применять нелогично. Как правило, банки негласно выставляют ориентиры.

Безусловно, не все в факторинге решают такие поверхностные параметры. В тени наверняка остаются многие неприятные моменты. Например, некоторые банки при просрочке предусматривают уплату поставщиком, помимо процентов за финансирование и комиссионных, еще и штрафов. Также до поры до времени выпадает из поля зрения, что если покупатель досрочно погасил долг фактору, то комиссия с поставщика остается на прежнем уровне, — только финансирование удешевляется. И то не всегда: порой фактор возвращает клиенту деньги только по истечении оговоренного срока.

    Реклама на dsnews.ua