• USD 39.8
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

ПРОЩАЙ, ОРУЖИЕ.

Реклама на dsnews.ua

 Боевое оружие начала прошлого века, предлагаемое компанией "Зенит", стреляет, но не убивает.
С одной стороны оружию в нашей стране всегда отводилась особая, можно даже сказать, культовая роль, с другой — оружие на военных складах массово уничтожается, и многие экземпляры так и не попадают в руки коллекционеров. Чтобы восстановить этот баланс, в 2001 г. в Украине была сформирована группа оружейных почитателей, подавших идею о реставрации и переделке боевого оружия, изготовленного в XIX-XX вв., на массо-габаритные макеты (ММГ). Эти самые макеты представляют собой обычное оружие, прошедшее специальную доработку, лишающую его работоспособности. Одним из участников этого проекта стала компания "Зенит".

Неубийственная красота

Трудно представить себе мужчину, полностью равнодушного к оружию, особенно когда речь идет о раритетах. Бывшему физику-ядерщику, а ныне директору ООО "Зенит" Виктору Исаеву повезло больше: он не только увлекается оружием, но и принимает непосредственное участие в программе по конверсии устаревшего стрелкового оружия для его дальнейшего использования в качестве музейных экспонатов или продажи коллекционерам. И, надо сказать, мотивов для такой самореализации у Виктора было более чем достаточно.

"Пятнадцать лет я проработал в Научно-исследовательском институте "Квант" в одной специфической программе, входящей на тот момент в четверку наиболее приоритетных направлений в Союзе, — вспоминает Исаев. — В начале 1990-х я пошел работать в коммерческую структуру, поставляющую в Украину факсы из Южной Кореи, но ее постоянно преследовали неудачи. Факсы регулярно выходили из строя, и я проводил вечера на собственной кухне, пытаясь разобраться в особенностях этой тогда еще чудо-техники. Потом, правда, дело наладилось, и мы спокойно трудились на поприще купи-продай-отремонтируй, но в 2002 г. я ушел в компанию "Зенит" на должность менеджера. И уже впоследствии стал генеральным директором компании".

Старт у компании был непростым, хотя опыт изготовления массо-габаритных изделий в странах СНГ уже имелся — когда появился "Зенит", на Тульском оружейном заводе уже более года целенаправленно переделывали боевое оружие. А еще в 1998 г. россияне делали сувениры из отбракованных моделей оружия. Как ни странно, но даже такую продукцию коллекционеры скупали с огромным воодушевлением. Основателям "Зенита" понравилась такая идея, тем более что в Украине подобным еще никто не занимался.

"Поначалу приходилось проводить много разъяснительной работы, — рассказывает Виктор Исаев. — Например, вести дискуссии на различных оружейных интернет-форумах и отстаивать право на существование ММГ. Такое общение помимо всего прочего позволило нам засветиться в среде коллекционеров и любителей оружия".

Изначально у программы конверсии оружия было много противников. Одни оппоненты не понимали, как можно продавать оружие (хоть и переделанное) в магазинах, где его может купить любой желающий, в том числе и ребенок. "С детьми действительно все очень сложно, — говорит Виктор. — С одной стороны, конечно, плохо, что они вот так просто могут зайти в обычный магазин и купить массо-габаритный макет — хотя мы поставляем свои макеты только в специализированные магазины. Но с другой стороны, они точно так же могут приобрести и пневматическое оружие, а от последнего вреда уже куда больше, чем от макета. Ведь с помощью ММГ можно всего лишь напугать, а пневматикой и ранить".

Реклама на dsnews.ua

Другие оппоненты массо-габаритных макетов не понимали, как у людей может подниматься рука на уничтожение раритета. Основной аргумент против концепции звучал следующим образом: такое оружие, как и любой другой предмет старины, представляющий хоть какую-то ценность, когда-нибудь закончится, а на память ничего не останется. "Но при этом никто даже не задумывался над тем, что старинное оружие с военных складов регулярно уничтожается в огромных количествах, — говорит Виктор Исаев. — Ведь наша армия сокращается, и, соответственно, устаревший как морально, так и физически боевой арсенал становится никому не нужным. А зачем просить у мирового сообщества денег на разоружение, когда мы можем переделывать оружие и еще зарабатывать на этом".

Кстати, пришло время более подробно рассказать о том, что представляет из себя массо-габаритный макет огнестрельного оружия. Итак, ММГ позволяет производить взведение затвора, его спуск, нажатие на спусковой крючок, постановку на предохранитель, переключение видов огня, в общем — все те же операции, которые можно выполнять с оригиналом, за исключением выстрела. Согласно законодательству, ММГ — это предмет хозяйственно-бытового назначения, конструктивно схожий с оружием и предназначенный для использования в качестве сувенира.

Встречает "Максимов"

"Всегда приятно вспоминать первого клиента компании, — продолжает Виктор. — Так вот, у нас первым был донецкий бизнесмен, который купил пять единиц оружия, чтобы продавать их у себя в регионе. И уже потом через него на "Зенит" начали выходить другие покупатели, среди которых были представители музеев и частные коллекционеры. Сегодня продукцию "Зенита" можно встретить в частных коллекциях США, Ирландии, Испании, Латвии, России и даже в оружейном музее в Норвегии, но основное внимание компании направлено все же на отечественный рынок. Хотя у отечественных коллекционеров меньше возможностей покупать модели оружия. Даже россияне за понравившийся макет могут заплатить раз в пять больше, чем украинцы, в то время как оружейные почитатели из дальнего зарубежья готовы потратить на подобную "игрушку" где-то в семь раз больше по сравнению с нами".

Помимо иностранных и отечественных коллекционеров, в числе клиентов "зенитовцев" состоят члены военно-исторических клубов, региональные музеи и школы. "Кроме того, макеты активно покупают бизнесмены для украшения офисов и домов или в подарок, — говорит Исаев. — Ведь спросу на массо-габаритные макеты немало способствует тот факт, что хранение ММГ не сопровождается такими сложностями, как в случае с настоящим оружием, которое необходимо регистрировать в органах милиции и каждые три года обновлять разрешение на хранение". На этом различия не заканчиваются. Невероятно, но иногда боевое оружие, продаваемое в комиссионных магазинах, может стоить дешевле массо-габаритного макета. К примеру, винтовка Мосина в комиссионках встречаются по 300 грн., в то время как ее макет может стоить раза в два дороже.

Кстати, винтовка Мосина с граненым патронником до 1929 г. изготовления пользуется в среде коллекционеров особым спросом. Связана такая популярность с тем, что до 1929 г. при создании изделия использовалась технология ковки, а после уже шла конвейерная штамповка: сплошное литье, круглые патронники и не ставились клейма о годе выпуска. Естественно, это сказывается и на цене: если обычная винтовка стоит 650-700 грн. (в зависимости от того, какие документы нужно оформлять на оружие), то раритетная модель до 1929 г. выпуска — как минимум 800 грн.

Другие постоянные клиенты "Зенита" — образовательные заведения — покупают оружие для так называемых красных уголков, но чаще — для уроков по допризывной подготовке. "И хотя особым спросом для таких целей пользуются автоматы Калашникова, мы не занимаемся их реализацией. Почему? Все просто: макеты АК производства Тульского военного завода продаются в Украине по $160 — цене, в два раза меньшей, чем могли бы продавать мы", — говорит Виктор.

В последние несколько лет переделанное оружие стали активно использовать для оформления интерьера помещений. Например, если раньше принято было на ковре вывешивать все имеющиеся дома винтовки, пистолеты и карабины, то сегодня многие почитатели оружия выставляют в прихожих и даже просто перед входом в дом пулеметы системы Максимова за $800.

Ассортиментный ряд

Поскольку речь идет о настоящем боевом оружии, то и его переделка производится исключительно на оружейных заводах, без допуска гражданских лиц. "Производственный цикл по превращению боевого оружия в массо-габаритные макеты очень сложный, — рассказывает Виктор Исаев. — Все начинается с того, что в конструкторском бюро "Укроборонсервиса" делают пробную переделку. Потом идет согласование с экспертно-криминалистическим центром МВД, которое позволяет исключить переделку оружия, представляющего историческую ценность. И только после этого многоэтапного согласования и доработок в мастерских на заводы передается документация для изготовления макетов. Собственно там уже и происходит весь производственный процесс. Но даже после этого макеты перепроверяют в криминалистическом центре, чтобы в будущем никакого ущерба цивильному населению они не принесли. И только после такой проверки макетам присваивается личный номер, выдается паспорт, и они поступают в продажу".

При отправке макета за границу этот процесс усложняется. Ведь для того, чтобы официально и без проблем вывезти переделанное оружие, необходимо, чтобы этот макет проверила таможенная служба на предмет культурно-исторической ценности. И если оружие изготовлено до 1962 г., оно должно проходить осмотр в уполномоченных музеях. В киевском регионе — это Музей истории Украины и Государственный политехнический музей. Такие заведения проводят экспертизу, и после нее Государственный комитет по контролю над перемещением культурных ценностей через государственную границу Украины дает или наоборот не дает разрешение на вывоз макета. "Вся процедура затягивается на несколько недель, и затраты на нее могут составить значительную часть стоимости самого изделия, — объясняет Исаев. — В свою очередь прибыльность от реализации макетов для "Зенита" составляет около 5-10% от его стоимости".
Ассортиментный ряд, предлагаемый "зенитовцами", достаточно широк: здесь особенно гордятся пистолет-пулеметами "Шпагина" образца 1941 г. "Это был один из самых удачных образцов автоматического оружия того времени, — рассказывает директор "Зенита". — Его можно было зарыть в песок, потом опустить в воду и после этого успешно вести огонь. И он у нас пользуется повышенным спросом. Ведь даже у самого Сталина была такая "игрушка": он ее хранил под стеклом, отдельно от других подаренных ему именных пистолетов и винтовок".

Постоянным спросом среди коллекционеров пользуются пистолет-пулеметы Томпсона, попавшие на Украину по программе Лендлиза (программа помощи союзникам во время ВОВ). "В те времена эти пистолет-пулеметы использовала английская и американская армия, и как ни удивительно, но сегодня в отношении к этой модели мы оказались почти монополистами. На Западе почему-то считалось, что запасы модели огромны, и устаревшие экземпляры просто благополучно утилизировались", — говорит Виктор Исаев.

"Зенит" не занимается переделкой оружия под конкретный заказ, а сам заказывает у "Укроборонсервиса" партию моделей, пользующихся традиционным спросом. Это связано с тем, что изготовление единичных ММГ — слишком дорогостоящий процесс. В таком случае даже документация на переработку обойдется дороже самого макета. К примеру, для самоокупаемости партии немецких пулеметов МГ-34 их количество не должно быть меньше 50 штук.

Конец оружию

Глядя в будущее, в "Зените" прежде всего надеются на принятие дополнений к закону об оружии, которые бы предоставили больше свободы на приобретение и хранение боевого оружия, а также конкретизировал определение массо-габаритных макетов. Такой закон, по словам Виктора Исаева, дал бы возможность бороться с проблемами этого бизнеса. Основной из них является проблема с контрабандистами. В деле реализации МГМ главное — имидж, и не столько даже компании, сколько страны.

Еще одна важная проблема — это подделки. "Недавно я изучал интернет и нашел объявление некоего частного лица, предлагающего наш макет, — говорит Исаев. — Определить то, что это было именно наше изделие, не составило труда — этот человек разместил фотографии пулемета, скопированные с нашего сайта. Правда, судя по тому, что доставку он делал в день оплаты, стало ясно, что речь идет об изготовлении подделки. И с такими любителями бороться очень сложно, потому что не знаешь, чего от них можно ожидать".

Есть еще одна проблема, беспокоящая "зенитовцев" — неумолимо уменьшающееся количество оружия на складах. По мнению Виктора Исаева, в течение ближайших нескольких лет морально и физически устаревшее оружие 1921-1975 гг. будет окончательно распродано, поскольку хорошие экземпляры уже и так куплены. А цены на произведенное по этой программе оружие вырастут в несколько раз, поскольку переделывать уже не будет что. Поэтому пока перспективы у компании, увы, весьма размыты.

    Реклама на dsnews.ua