• USD 39.5
  • EUR 42.2
  • GBP 49.1
Спецпроекты

SHOW MUST GO ON

Реклама на dsnews.ua

Празднования годовщины оранжевой революции могло не быть, но политика — вещь циничная. Накануне официального начала парламентской кампании на Майдане, как и год назад, сошлись интересы почти всех ведущих политических сил. Лучшего начала пиар-кампании трудно придумать — многомиллионная аудитория зрителей, и все это совершенно бесплатно. Народ, в отличие от политиков, пришел в ожидании хлеба, зрелищ и чуда. Однако чуда не произошло: идеалы Майдана остались в 2004-м, надежды — в 2006-м. В 2005-м — только утраченные возможности.

Неоранжевый Майдан

Люди, доставленные из регионов задолго до официального начала шоу, заполнили Майдан… "Местным "нашеукраинцам" спустили план — полторы тысячи участников митинга", — поделился журналист, представлявший родную Виктору Ющенко Сумскую область.

Впрочем, представителям "дружественных" политических сил удалось пробиться поближе к сцене: площадь перед ней была усеяна, кроме "ТАКов" и "подков", розовыми флагами СПУ, сине-желтыми УНП и розово-желто-голубыми стягами "Батькiвщини". Но знамена, как выяснилось, выдавали не за просто "Так!". "Флаги нам выдали под роспись в помещении какого-то избирательного участка на Левом берегу. Сказали, чтобы потом обязательно сдали", — сообщила пожилая женщина из Черкасс в ответ на просьбу подержать оранжевое знамя.

Ближе к 18.00 под барабанный бой с Подола подтянулась многотысячная колонна "Поры", едва ли не каждый участник которой нес желтое партийное знамя. Краски смешались, а оранжевых пятен осталось всего несколько — на пятачке перед главной сценой. Это, видимо, стояли снегостойкие региональные "нашеукраинцы". Женщина из Черкасс поделилась с нами, что приехала узнать, чем же закончится развод по-украински: "Я приехала, чтобы услышать Ющенко и Юлю", — призналась она, крепко держа в руках оранжевый флаг.

Барские забавы

Лидеры революции в этот день прогуливались по Киеву и занимались поднятием собственного паблисити. За этим занятием мы застали Романа Безсмертного, Николая Томенко и "любимца публики" — министра внутренних дел Юрия Луценко. С самого утра встретив "помаранчевый" поезд из Львова, Юрий Витальевич появился на заседании Кабмина только для того, чтобы написать заявление об отпуске на один день. После этого он доверительно сообщил журналистам, что имеет с собой флягу, содержимое которой "спасло" ему "очень много здоровья на Майдане". Секрет чудодейственной жидкости оказался прост — обыкновенный коньяк. Впрочем, журналисту "ВД" позже удалось выяснить другую загадку — почему эта фляга считается бездонной...

Олег же Рыбачук был замечен в сопровождении охраны на улице легендарного композитора Кропивницкого, голову его украшала панамка. Наверное, такой головной убор придает куража и защищает от снега.

Тайна фляги Луценко

Ближе к вечеру в разных местах толпы появились флаги с символикой прошлогодней кампании Виктора Януковича. Флагу, надетому на чучело, повезло больше, его не тронули, и с ним даже фотографировались. А вот другому — натянутому на древко группой молодых людей — меньше. После короткой потасовки у сцены он был растоптан.

Реклама на dsnews.ua

Пока доблестные правоохранительные органы пытались не допустить эскалации конфликта между "помаранчевыми" и "бело-голубыми", мы увидели неувядающего министра Луценко в околомайдановском кафе "Кофиум", куда зашли погреться с коллегами. Юрий Витальевич восстанавливал глинтвейном голосовые связки в компании охранника, супруги, сына и министра просвещения Станислава Николаенко. Посидев там около получаса, Луценко расплатился и сфотографировался на прощание с желающими посетителями. На выходе заметил нас и пожурил: "Так вот чем вы тут занимаетесь, пока мы там "корячимся"", — министр махнул рукой в сторону Майдана и удалился. Через несколько минут в кафе вернулся охранник Луценко. Подойдя к стойке, он передал официантке знакомую флягу, которую та поспешила наполнить неизвестной нам жидкостью. Расплатившись, охранник вышел в оранжевый праздник.

Отверженные революцией

Свою лепту в электризацию обстановки внесли сторонники Петра Порошенко и Юлии Тимошенко. Последние скандировали имя любимой женщины-политика по поводу и без. Работникам завода "Ленинская кузня" и кондфабрики "Рошен" удалось пронести плакаты "Порошенко — так! Третьяков — так! Мартыненко — так!". Сам Петр Порошенко оказался вне сцены."С праздником!" — поздравил нас экс-секретарь Совбеза и экс-член президиума НСНУ и пожал мне руку. Неизвестно откуда появилась молоденькая журналистка и быстро защебетала заранее заготовленные вопросы. Петр Алексеевич спокойно ответил, что у него все в порядке, и он не далее как вчера общался с Юлией Владимировной и при случае поговорит с ней вновь. Правда, в тот вечер такого случая не представилось. Порошенко почти все время простоял у подножья сцены, рядом с Николаем Матрыненко, Александром Третьяковым и мрачным Евгением Червоненко в неизменной красной бейсболке. Наверное, все они не так представляли себя через год после оранжевой революции. Петру Алексеевичу скучать не пришлось. Баба Параска была рада видеть старого знакомого, с которым всегда есть о чем поговорить.

Юля! Юля! Юля!

Юлия Тимошенко, которую на руках пронес через толпу помощник Петр Якобчук, прямиком направилась на сцену. Перед выходом она лизнула пригоршню снега. То ли ей хотелось создать эффект надтреснутых голосовых связок, столь популярный год назад, то ли она хотела немного остудить свой пыл. Но ни то, ни другое ей не удалось. С места в карьер бросилась поднимать тонус Майдана. "Я смотрела телетрансляцию, и мне сказали, что тут как-то не так! Расправьте плечи, поднимите глаза!" — начала разгонять общую апатию экс-премьер. И пошло-поехало…

"Тот, кто выиграет выборы, должен возглавить правительство… А Виктор Ющенко не будет бороться за должность премьер-министра!". После этого заявления здоровяк, стоявший рядом со мной, произнес явно нецензурное выражение. И на него никто не шикнул, хотя до этого два старика в фетровых шляпах требовали "дайте послушать" от молодежи, призывавшей "мужиков" что-то "делать".

Алаверды!

Выйдя на сцену под аплодисменты, Виктор Ющенко первым делом поцеловал Юлию Тимошенко. Одиночные крики "на бис!" утонули в одобрительном реве. Дальше все пошло не так романтично. Молодые люди, заинтересованные в карьерном успехе Юлии Владимировны, еще долго скандировали "Юля!". И Президент, который был готов за двадцать минут произнести по бумаге благостную речь, заготовленную спичрайтерами, сорвался на эмоции. В итоге он говорил почти час, то читая по бумажке, то развивая собственные умозаключения. Не чувствуя стопроцентной отдачи, Виктор Андреевич говорил тихо, не в пример прошлогодним громогласным возгласам.

Своей речью, Виктор Ющенко попытался объяснить за что боролись. Но у него не получилось. Мы спросили у черкасчанки, о каких идеалах Майдана, о которых так много говорили со сцены, она знает. "Надо, чтобы было по справедливости, чтобы бандитов посадили в тюрьму, а не так, как сегодня", — махнула она рукой. А ее сосед показал нам на кем-то оброненный в растаявший снег оранжевый платок. Один из нас поднял его и положил на ограждение вокруг сцены. Всю дорогу домой задавались вопросом — почему во время выступления Виктора Ющенко народ начал покидать Майдан? Может, показалось…

ГОДОВЩИНА МАЙДАНА ГЛАЗАМИ ЭКОНОМИСТА

Майдан стал результатом столкновения двух экономических укладов, которые и сейчас сосуществуют в Украине. "Революция" произошла, когда индустриальный Восток попытался распространить свои законы на Центр и Запад.

Экономика а-ля Донбасс в общественном сознании базировалась на промышленных гигантах и мощной связке крупного бизнеса и власти, против чего выступили граждане из центральных и западных регионов.
За прошедший год оказалось, что новая власть проигнорировала постиндустриальный дух Майдана. Личная экономическая свобода граждан — то, чем питается малый и средний бизнес, оказалась зажатой в тисках постреволюционной необходимости наполнять бюджет. Государство увеличило налоговую нагрузку на бизнес. Расходная часть бюджета выросла почти на 20% — с 95,6 до 114 млрд грн. Власть сделала ставку на огромные предприятия как основу наполнения бюджета, а бюджет — основой для социального благополучия индивида. В противовес Майдану, который требовал лишь одного, — чтобы государство не мешало работать.

К сожалению, власть не сделала своим приоритетом дерегуляцию экономики. "Бунты" частных предпринимателей по всей стране были лишь вершиной айсберга. Связи во власти так и остались основным инструментом получения прибыли.

Инфляция, которая начала расти осенью 2004-го, в 2005 г. не повернула вспять: в январе-октябре она составила 8,1%, а за последние 12 месяцев — 13,2%. Галопирующие цены на недвижимость (больше 50% роста в Киеве) — следствие сохранения кучмистской бюрократии на местах, которой невыгодно насыщение рынка жилья предложением.

То, что десятки миллиардов гривен попадают теперь через бюджет простым гражданам, а не олигархам, безусловно, достижение Майдана. То, что крупнейшие предприятия продаются на открытом и прозрачном конкурсе, — тоже его заслуга. Номинальный рост доходов вообще беспрецедентен — свыше 41% за девять месяцев 2005 г.

И все же изменения в экономике страны не соответствуют масштабу и силе того явления, которым был Майдан. Лидеры "оранжевого" движения и его рядовые участники — экс-обитатели палаток на Крещатике оказались лишь временными союзниками. Если говорить о роли государства в экономике, то Майдан остается по-прежнему в оппозиции к власти.

МНЕНИЕ.

ВЯЧЕСЛАВ КАЛУГИН.
Заместитель редактора спецпроектов

— Как журналисту мне было интересно работать в первом постреволюционном году. Грех было жаловаться на отсутствие работы, — оранжевая команда ежедневно дарила массу информационных поводов. Правда, иногда детские ошибки новоназначенных чиновников от революции вызывали чувство жалости — критиковать можно то, что ошибочно по форме, но не по сути. Последнее следует отвергать.
Изначально я верил в личностный потенциал только двух людей — Виктора Ющенко и Юлии Тимошенко и до сих пор считаю, что именно эти два политика будут определять будущее Украины в ближайшее десятилетие. Думаю, тот факт, что их политические пути разошлись, послужит на пользу украинской демократии.

Несмотря на множество ошибок, совершенных лидерами оранжевой революции, Украина после Майдана стала страной, частью которой хочется быть. Немного жаль, что мне выпало жить в эпоху перемен. Тем не менее надеюсь, что благодаря Майдану мои дети будут жить в Европе.

МНЕНИЕ.

ЕЛЕНА КАЧУРЕНКО.
Редактор "ВД"

— Одна из самых близких мне

МНЕНИЕ

РУСЛАН ИЛЬИЧЕВ
Редактор спецпроектов

— Еще год назад мне было понятно, что Майданом можно лишь заменить одну группу людей при власти на другую. Методами революционной целесообразности вряд ли можно повысить профессионализм чиновников, извести коррупцию и стимулировать экономический рост. Хотя частично вина за разочарование революцией лежит в нас самих: слишком велики были ожидания. Наивно полагать, что, получая мизерную зарплату, чиновники перестанут брать взятки, или здание КМУ распахнет перед журналистами все свои двери. Поэтому я сегодня спокойно воспринимаю тот факт, что премьер-министр Юрий Ехануров, с которым мы в день инаугурации в Украинском Доме искали чистые бокалы, пили вино и вспоминали то время, когда он читал нам лекции в университете, вот уже два месяца игнорирует запросы с просьбами об интервью. И я вовсе не делаю из этого трагедии. В конце-концов, в какой то степени и от меня зависит, чтобы власть стала лучше и честнее.

МНЕНИЕ.

ИГОРЬ ЛУЦЕНКО.
Редактор раздела "Большие деньги"

— Оранжевая революция — это чудесное время в моей жизни, бесподобный опыт индивидуальной политической борьбы. Революция для меня была ценна сама по себе как некий трехнедельный фестиваль справедливости — праздник, несмотря на всю его серьезность. В дни революции государство было как будто под наркозом на операции по извлечению чужеродных элементов. Кстати, все это время я знал, что внутренних противоречий между "оранжевыми" не избежать ведь они, по сути, не что иное, как "клуб любителей высокого рейтинга Ющенко", и не более того.

Я опасался, что Виктор Ющенко начнет излишне быстрые и радикальные реформы вплоть до распродажи Украины иностранцам, но случилось противоположное. Это был сюрприз.

Я считаю, что главная победа революции в том, что она началась, — столько прекрасных людей собралось вместе ради общего дела. Такое нечасто происходит на планете Земля.

МНЕНИЕ.

АЛЕКСАНДР ВЛАСЕНКО.
Редактор раздела "Среда выживания"

— Нам не везет с ноябрьскими праздниками. Во времена СССР день 7 ноября был выделен красным цветом алых стягов Великой Октябрьской социалистической революции. 7 ноября праздновалась победа одной части народа над другой. Абсурдность данного явления сглаживалась тем, что побежденной части как бы не существовало, уничтоженной революционным террором и лагерями, ей не было места в политической системе во главе с КПСС. За разговорами о свободе нынешняя "оранжевая" команда мечтает о том, чтобы из команды Майдана вышла и будущая власть, и будущая оппозиция. Если это случится, День Свободы приобретет идеологическое завершение и станет настоящим праздником. Вот только куда власть денет людей со значками "Я не был на Майдане"? И хотя их сложно подвергнуть революционному игнорированию, так как уже в марте они приобретут собирательное понятие "электорат", 22 ноября мы все равно празднуем победу. Победу в войне с самими собой.

    Реклама на dsnews.ua