• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.1
Спецпроекты

Эра динозавров

Реклама на dsnews.ua

Формально "Нафтогаз" — это вертикально интегрированная энергетическая компания, которая объединяет активы по добыче, переработке, транспортировке и сбыту энергоносителей. Фактически же в 1998-м под крышей НАКа собрали все, что осталось от государственного имущества в четырех упомянутых отраслях.
"Отец-основатель" "Нафтогаза" продержался у руля компании до 2000 г., после чего его сменил Игорь Диденко, первый заместитель Бакая и, как было принято считать, его "правая рука".

Формально руководитель НАКа подчинен министру топлива и энергетики, но фактически на этой должности на протяжении всей истории НАКа находились лица, которые пользовались личным доверием президента. Первый сбой эта система дала во времена премьерства Виктора Ющенко. 20 июня 2000 г. первый вице-премьер Юрий Ехануров подписал постановление о снятии Диденко с должности и. о. председателя правления "Нафтогаза України", мотивировав это невыполнением распоряжения Кабмина. Диденко якобы не выполнил указание премьер-министра, согласно которому он должен был делегировать на собрание акционеров ОАО "Укрнафта" первого заместителя председателя ФГИ Михаила Чечетова. Потом Диденко некоторое время судился, но без заметного результата. А позже, за пособничество в злоупотреблении доверием и нецелевое использование 4 млн немецких марок, Диденко приговорили к четырем годам и трем месяцам заключения, и "Нафтогаз" возглавил Вадим Копылов — человек, близкий к тогдашнему главе ГНАУ Николаю Азарову. В 2002-м году его сменил Юрий Бойко, а в 2005-м — Алексей Ивченко.

Невеселая судьба была и у Георгия Кирпы, руководителя другого ведомства — "Укрзалізниці". С формальной точки зрения этот крупнейший холдинг не существует — это лишь департамент Министерства транспорта и связи. Эта компания вопреки всем законам государственного управления сочетает в себе контролирующую и коммерческую функции. То есть самая большая после "Нафтогаза" украинская монополия контролирует собственное тарифообразование. С помощью этого ведомства государство может в мгновение ока "задушить", например, всю украинскую металлургическую отрасль, подняв тарифы на перевозку железорудного сырья. Столь мощный инструмент воздействия, безусловно, нужен был в свое время Леониду Кучме для контроля над олигархами, чей бизнес напрямую связан с металлургией. В свое время, по протекции Леонида Кучмы, Георгий Кирпа очистил "Укрзалізницю" от коррупционных схем (так, в 1999 г. железные дороги получали 85% средств в оплате за предоставленные услуги в виде бартера). Кирпа стал лично жестко контролировать кругооборот финансов в своем ведомстве, даже после того, как стал (по совместительству) министром транспорта.

Безусловно, "Укрзалізниця" — мощная дубинка для олигархов. И новая власть решила ее использовать, повысив цены на услуги по перевозке грузов (ориентировочно на 50%), что сильно ударило по металлургам.

Одна из хронических болезней и "Нафтогаза", и "Укрзалізниці" — это вечная возможность оправдать свою финансовую неэффективность социальными обязательствами. "Укрзалізниця" дотирует пассажирские перевозки (цена железнодорожного билета в Украине ниже себестоимости приблизительно в три раза), а "Нафтогаз" продает добытый в Украине газ населению тоже приблизительно на 5% ниже себестоимости.
Второй "недуг" больших государственных холдингов — это их незащищенность от популистской политики. Правительство Юлии Тимошенко весной этого года волюнтаристски навязало крупнейшим госкомпаниям огромные налоговые выплаты в бюджет, что стало причиной их тяжелого финансового состояния. Так, несмотря на то что прибыль "Укрзалізниці" за девять месяцев 2005 г. увеличилась в 18 раз, составив 1 млрд грн., эксперты говорят об опасно "глубокой" изношенности ее основных фондов (до 85%). А "Нафтогаз" в этом году вообще в убытках, и его руководители даже всерьез думают о том, чтобы подать в суд на Кабмин за излишне жесткий налоговый план.

    Реклама на dsnews.ua