• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

ГЕОРГИЙ ДЗЕКОН

Реклама на dsnews.ua

ОБЪЕКТИВКА

Родился в 1963 г. в Виннице. В 1990 г. закончил Киевский политехнический институт по специальности кибернетика электрических систем.
Работал оператором ЭВМ, инженером-программистом.
С 1993 по 2000 гг. — управляющий директор ООО "СОФТ-ТРОНИК Киев".
С 2000 по 2003 гг. — глава правления ЗАО "ПРИОКОМ".
В 2003 г. — замглавы правления ОАО "Укртелеком". С февраля 2004 г. становится и.о. главы правления этой компании. С мая 2004 г. — возглавляет правление ОАО "Укртелеком".
Женат, воспитывает двух дочерей.

"Укртелеком" пока остается единственным госмонополистом на рынке связи. История его продажи уже успела набить оскомину журналистам, но не политикам. Этот год не стал исключением — после продажи "Криворожстали" эта неповоротливая махина может стать следующим "лидером продаж". Своим мнением о том, как отреагирует рынок на появление нового конкурента и как следовало бы управлять компанией в будущем, с "ВД" поделился глава правления "Укртелекома" Георгий Дзекон.

"Сравнивать "Укртелеком" с европейскими операторами сложно"

Как обстоит ситуация с продажей компании на данный момент?

 — Есть Закон "Об особенностях приватизации ОАО "Укртелеком", согласно которому продается 42,86% его акций, что, на мой взгляд, делать бессмысленно. Сейчас действие этого нормативного акта приостановлено (Верховной Радой — прим. "ВД"). 23 ноября правительство внесло в парламент законопроект о полной отмене действия вышеупомянутого Закона. Для того чтобы "Укртелеком" можно было приватизировать по стандартной процедуре. Тогда продаваемый пакет акций и условия конкурса определит правительство.

Эксперты по-разному оценивают возможную стоимость "Укртелекома". По какой методике оценивали бы его вы?

 — Если оставить политическую составляющую, то эти методики давно существуют, не нужно изобретать велосипед. Например, такой параметр, как сравнимость объектов. Чаще всего для своих оценок мы сравниваем Украину с Польшей. Страна географически занимает почти такую же площадь, близка к нам по населению. Нужно сделать поправки с учетом таких показателей, как ВВП на душу населения, уровень средней заработной платы, потребительская корзина. То есть можно сравнивать стоимость "Укртелекома" со стоимостью Telekomunikacja Polska, 35% которого в 2000 году France Telecom купил за $4,33 млрд. Когда оценка сделана, пакет акций выносится на аукцион. А там вступит в силу механизм торгов, который или опустит, или поднимет его цену. Правда, по большому счету, сравнивать "Укртелеком" с европейскими операторами сложно, потому что ни один "телеком" в Европе не приватизировался без мобильной связи.

Реклама на dsnews.ua

Как вы считаете, какую часть акций "Укртелекома" есть смысл продавать?

 — Пока не решены вопросы обслуживания "Укртелекомом" государственных органов, в частности, силовых структур, МВД, Минобороны, СБУ, то блокирующий пакет — 25% плюс одна акция — имеет смысл оставить в собственности государства. В приватизационных условиях нужно также четко прописать обязательства инвестора в отношении этих госорганов. Как минимум, будущий собственник должен оказывать государственным органам, которые финансируются из бюджета, услуги связи на существующих условиях в течение некоторого переходного периода. Новый собственник также должен согласиться не отключать их за неуплату. Хотя бы силовые структуры. Наши финансовые консультанты рекомендуют для начала продать 20-25% акций и по их стоимости оценить остальное. Более того, эти акции "Укртелекома" станут своеобразным индикатором стоимости украинских активов на мировых финансовых рынках.

Вы последовательно выступаете за размещение акций "Укртелекома" на фондовых биржах. В чем преимущества IPO?

— Фондовый рынок Украины испытывает огромный дефицит в ликвидных ценных бумагах. На ПФТС фактически торгуются только "Укртелеком" и еще несколько позиций. Нечем торговать! С другой стороны, за пределами Украины есть очень крупные инвестиционные банки, пенсионные фонды, у которых есть определенные правила размещения своих активов. Допустим, 99% активов должны быть вложены в малорисковые инструменты, а 1% должен быть вложен в более рисковые, но более прибыльные бумаги на развивающихся рынках. При этом 1% — это миллиарды долларов! Общаясь с представителями таких инвестиционных фондов, крупных банков, мы видим, что международный рынок, особенно после избрания Ющенко президентом, демонстрирует огромный интерес к ликвидным украинским бумагам. И акции "Укртелекома" являются очень интересными ценными бумагами для покупки такими финучреждениями.

Если представить себе, что "Укртелеком" продан, какие изменения, по вашему мнению, придется вносить в организацию его работы в первую очередь?

 — Такие рекомендации давать сложно, потому что сегодня не ясно, каким будет социальный пакет, установленный государством для покупателя. Если там будет, как у "Криворожстали", условие не уменьшать количество сотрудников, то поменять что-то в организационной структуре будет сложно. Первое, что я сделал бы для оптимизации структуры компании, — привел бы к европейским стандартам такой показатель, как отношение числа абонентов компании к количеству ее сотрудников. По этим стандартам, в "Укртелекоме" должны работать 35-40 тыс. человек. Для этого нужно в несколько раз улучшить производительность труда в расчете на одного сотрудника. Зато появилась бы возможность платить специалистам достойные зарплаты, на уровне наших конкурентов — мобильных операторов. Следующий момент — полная перестройка службы маркетинга. А также добился бы выделения значительного маркетингового бюджета. В "Укртелекоме" сейчас на маркетинг не тратится ничего. Даже на рекламную кампанию услуги "ОГО" потрачено, может быть, полмиллиона гривен, не больше. Это при объеме продаж 7 млрд грн. На днях у нас было заседание Наблюдательного совета, на котором правление с большим трудом доказывало, что нужно подавать в Кабмин финансовый план с маркетинговым бюджетом. Правительство, которое утверждало нам действующий финансовый план, посчитало, что "Укртелекому" реклама не нужна, так как он и так монополист на рынке. Сегодня мы пытаемся доказать, что если мы хотим конкурировать с "Киевстаром" и UMC, которые тратят на маркетинг до 5% выручки, то наши затраты должны быть такого же порядка. На мой взгляд, это должно быть очень важным приоритетом нового собственника.

"Красить карту" мы не будем

Телекоммуникационный рынок стремительно меняется, и новый собственник "Укртелекома" будет работать уже в новых условиях на нем. На какие тенденции ему нужно будет ориентироваться?

— В первую очередь, на конкуренцию с мобильными операторами. В связи с замещением фиксированной связи мобильной связью. В этом отношении рынок Украины подобен рынку европейских стран — по объему, по средним доходам на одного абонента…

"Укртелеком" получил 3G-лицензию (мобильной связи третьего поколения). Какие перспективы в Украине у этого стандарта с учетом того, что сети UMTS в мире развиваются медленнее, чем ожидалось?

— Нельзя сравнивать ожидания от внедрения стандарта UMTS тех европейских операторов, которые купили 3G-лицензии в дополнение к имеющимся лицензиям на GSM, с ожиданиями операторов, которые начали 3G-бизнес с нуля. Ожидания GSM-операторов заключались в значительном увеличении доходов на одного абонента в связи с продажей новых видов услуг. Но возможности стандарта GSM вместе с технологиями передачи данных GPRS и EDGE вполне достаточны для решения 99% всех задач, стоящих перед среднестатистическим абонентом. И GSM-операторы, которые заплатили огромные деньги за 3G-лицензии, те же British Telecom или France Telecom, были весьма разочарованы. И тем, что производители не предлагали дешевого и доведенного до ума оборудования, и тем, что не готов контент, информационное наполнение для сетей 3G. И даже тем, что нет еще тех потенциальных клиентов, которые хотят, идя по улице, скачивать и смотреть фильмы на экране телефона, и готовы платить за это деньги. Эти ожидания действительно не оправдались. Ожидания операторов, которые не имели GSM-лицензий, были проще: предоставлять голосовые услуги мобильной связи и получать прибыль. Яркий пример — Huchison Telecom, самый удачный, на мой взгляд, оператор 3G в Европе. Сегодня у него более 5 млн абонентов. У них растут котировки акций, абонентская база. Они купили лицензии почти во всех европейских странах. Компания имеет интересную бизнес-стратегию: общеевропейский роуминг, единую европейскую нумерацию и т.д. Что касается "Укртелекома", то у нас, на мой взгляд, ситуация еще более оптимистическая. "Укртелеком" не новичок на рынке. Huchison начинал свой бизнес с нуля абонентов. А у нас 9,7 млн абонентов фиксированной связи. Как минимум половина из которых, по нашим оценкам, около 5 млн., пользуется телефонами UMC и "Киевстара". И это только те, кто зафиксированы в наших абонентских договорах (если телефон записан на семью, там может быть пять пользователей мобильной связи на один наш номер). Поэтому мобильная связь для нас — важный инструмент в конкуренции с мобильными операторами. В перехвате их абонентов. Наша цель — чтобы наши абоненты фиксированной связи пользовались и мобильной связью "Укртелекома". Как многие из них уже привыкли пользоваться интернетом от "Укртелекома". У нас разработаны интересные маркетинговые ходы, тарифные пакеты, которые мы будем предлагать для того, чтобы забрать себе своих же клиентов. Согласно бизнес-плану, который мы очень тщательно готовили и корректировали, выход на точку окупаемости произойдет через два с половиной года после начала предоставления услуг. Общий объем инвестиций за три года составит $350 млн.

Но ведь сеть UMTS, высокочастотного стандарта, потребует большого количества базовых станций, которые, к тому же, и дороги. А вы собираетесь вложить во всю сеть меньше, чем "Киевстар" и UMC вкладывают в свои сети ежегодно…

— "Киевстар" и UMC сегодня вкладывают деньги в то, что называется на мобильном жаргоне, "красить карту". Создают зону сплошного покрытия, и не важно, сколько абонентов находится в зоне действия новых станций. Второе, на что они тратят значительные средства, — развитие опорных сетей: транспортных, IP-cетей, оптоволокна. То есть на инфраструктуру, которая у нас уже имеется. Да, стоимость базовой станции стандарта UMTS сегодня на 30% выше, чем станции GSM. И для покрытия одной и той же площади, действительно, необходимо больше станций UMTS, чем GSM. Но базовая станция UMTS за счет более рационального использования частотного диапазона может обслужить в шесть раз больше абонентов, чем станция GSM. Как только количество абонентов в соте превышает предел GSM-станции, оператор ставит рядом еще одну. И для них эта сота становится дороже, чем наша. А наша сота будет работать и при шестикратном в сравнении с GSM ростом количества абонентов. Да, это имеет смысл только в городах, но наши абоненты в основном и находятся в городах. Мы рассчитываем достичь 1,2 млн абонентов в конце третьего года эксплуатации сети. "Красить карту" мы пока не будем, разве что лет через пять-семь.

Раньше утверждалось, что мобильная лицензия нужна "Укртелекому", чтобы телефонизировать труднодоступную местность…

— Я такого не говорил. Хотя заявку на CDMA-450 мы тоже подали. Это хорошая технология для обеспечения связью труднодоступных районов. Но этот диапазон в пользовании UMC. Плюс на рынке есть некоторое количество CDMA-операторов. Может быть, они возьмут на себя какую-то часть социальной нагрузки по телефонизации сельской местности…

"Укртелеком" не хочет реализовать свои корпоративные права в "Телесистемах Украины" с их мобильной CDMA-лицензией?

 — Мы очень хотели бы, но наши 10% акций не дают нам такой возможности. Мы готовы были бы купить эту компанию, но, к сожалению, она пока не продается. А что касается труднодоступной местности, то мы сейчас развернули три пилотные зоны, по несколько базовых станций стандарта DECT (т.е. решили для их покрытия использовать стандарт беспроводной связи DECT, аналогичный тому, что применяется в квартирных радиотелефонах — прим. "ВД"). Мы уже развернули две опытные сети в этом стандарте, по нескольку базовых станций в Закарпатье и в Крыму.

"Нелояльные интернет-дилеры не пройдут"

Каковы перспективы "Укртелекома" на рынке интернет-услуг?

 — Мы сейчас получаем около 5% доходов от предоставления интернет-услуг и стремимся в течение трех лет довести этот показатель до 10%. Для нас это исключительно прибыльный рынок, быстро окупаемый. И на нем очень сложно оспорить наши конкурентные преимущества. А самое главное — он дает вторую жизнь кабельной инфраструктуре. Для "Укртелекома" это одна из стратегических линий развития услуг. У нас наблюдаются определенные сложности, связанные с тем, что у продавцов наших услуг интернет и передача данных не были в числе приоритетов. Однако мы стараемся изменить такое положение вещей. И значительно усилили нашу интернет-команду. Надеюсь, что в следующем году учтем ошибки этого года и будем действовать очень успешно.

Беседу вел Виталий Кукса

    Реклама на dsnews.ua